Здоровьесберегающие технологии при обучении детей плаванию. Асмандиярова Т.А., инструктор по ФК

13.04.2020

По данным Всемирной организации здравоохранения, нормативным определением здоровья является состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. На сегодняшний день встаёт вопрос о работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Одним из средств решения этой проблемы являются здоровьесберегающие технологии, внедрение которых подразумевает и обучение детей плаванию. Но что такое здоровьесберегающие технологии? Это технологии, направленные на решение задач сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса.

 

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни.

Применение здоровьесберегающих технологий актуально в случаях:

·                     гиподинамии (нарушения функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, нарушения зрения и т.п.);

·                     детских стрессов (нервных расстройств вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе);

·                     тревожности (недостатка эмоциональной поддержки в дошкольном учреждении и семье, недостатка информации).

 

Классификация здоровьесберегающих технологий определяется по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения.

 

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

·                     медико-профилактические;

·                     физкультурно-оздоровительные;

·                     технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

·                     валеологическое просвещение детей и родителей;

·                     здоровьесберегающие образовательные технологии или просто образовательные.

 

Здоровьесберегающие технологии, используемые в образовательном процессе, делятся на 3 направления:

1.                  Технологии стимулирования и сохранения здоровья.

2.                  Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.                  Коррекционные технологии.

Рассмотрим каждое из них через призму практики. Данные технологии при использовании в плавании имеют две присущие только ему особенности: тело человека находится в особой среде – воде; движения выполняются в горизонтальном положении.

1.                  Технологии стимулирования и сохранения здоровья. К ним относятся:

 

1) Подвижные и спортивные игры.

Здесь следует говорить об играх у воды, на воде, и даже под водой.

В данной технологии используется картотека игр, карточки (рисунки, изображения детей, выполняющих разные физические упражнения). Вначале дети проявляют интерес к карточкам, затем им захочется выполнять упражнения, как на рисунке, в дальнейшем – придумать варианты упражнения самим. Так же можно адаптировать «уличные» игры. Например, футбол при адаптации на воде — водное поло, танцы – синхронное плавание.

Детям также нравятся «салки-паровоз», «солнце-дождик», развивающие настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление.

 

2) Релаксация.

Общеизвестно, вода смывает все негативные эмоции. Данная технология используется в заключительной части каждого занятия, например, принять горизонтальное положение на спине на воде – общеизвестная «звездочка», «Придумай позу для отдыха», «Кто дольше полежит», «Буксировка», «Морские фигуры». Навык релаксации включен почти во все мониторинги и имеет особое значение при обучении прикладному плаванию.

 

3) Гимнастика пальчиковая.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

·                     способствует овладению навыками мелкой моторики;

·                     помогает развивать речь;

·                     повышает работоспособность головного мозга;

·                     развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

·                     развивает тактильную чувствительность;

·                     снимает тревожность.

По большей части пальчиковая гимнастика в воде – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. При использовании пальчиковой гимнастики в воде сочетают такие движения как сжатие, растяжение, расслабление кисти рук, а также используют изолированные движения отдельных пальцев.

Упражнения пальчиковой гимнастики используются для координации движений при плавании на спине.

 

4) Гимнастика для глаз.

Она нужна для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц; для профилактики нарушений зрения дошкольников. В бассейне используется как конкретизация упражнения: «Когда плывем на животе кролем смотрим вдаль», тоже при разучивании прыжков рыбкой. При выполнении «звездочки на животе» смотрим на дно (прямо перед собой).

 

5) Гимнастика дыхательная.

Проводится в водной части занятия, как разминка на воде. Самый простой элемент — выдохи в воду (после достаточно глубокого вдоха следует как можно медленнее выдыхать через трубочку в воду), так же это упражнения необходимо при обучении воспитанников опускать лицо в воду. В случае с младшей группой, лицо в воду не опускается, но губами трубочкой дети дуют на водичку – «пускают ветерок» или «охлаждают чай». Для выполнения дыхательной гимнастики в воде может использоваться нестандартное оборудование – самодельные кораблики или шарики для настольного тенниса,доски.( Так же дыхательная гимнастика содержится в элементах синхронного плавания, так как большинство из них выполняется при задержке дыхания.) Учтите, что почти все упражнения дыхательной гимнастики в воде на вдохе выполняются над водой, а на выдохе – под водой. В этом заключается их польза и сложность.

Правильное дыхание при плавании один из ключевых элементов при обучении данному виду спорта. В младших группах используется – «умывание», «ветерок», «охлаждаем чай или горячий чай», «надуй шар / лопнул шар», «кораблик», «пузырьки с соломенкой» и «пузыри»; в средней, старшей и подготовительной группах – «лягушки и цапля», «поплавок», «удочка», «водолазы», «насос» или «качели», «достань со дна сокровища», «паровоз – поднырни под обруч».

 

Упражнения дыхательной гимнастики на воде делятся на 4 группы:

1 группа — обучение поверхностному и глубокому дыханию, например, «громко – тихо»,

2 группа — формирование длительного выдоха («Воздушный шарик»).

3 группа — формирование короткого вдоха и длительного выдоха («Насос»).

4 группа — задержка дыхания на 8-10 секунд («Замри»).

Положительно совмещение плавания, дыхательной гимнастики и элементов йоги.

2.                  Технологии обучения здоровому образу жизни. К ним относятся:

 

1)                 Физкультурное занятие.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

 

2) Массаж и самомассаж.

Массаж разных частей тела в бассейне осуществляется как на занятии под руководством инструктора, так и непосредственной деятельности. Например, массаж ног осуществляется при хождении по резиновым нескользящим дорожкам. При плавании и течении воды волны оказывают своеобразный массирующий эффект. Можно использовать оборудование, например, мячики «Су джок».

Самомассаж – это стимуляция точек на кистях рук способствует повышению тонуса и работоспособности всего организма.

 

3) Занятия из серии «Азбука здоровья». 

К ним стоит отнести закаливающие мероприятия, которые могут осуществляться в заключительной части занятия по плаванию путем обливаний охлажденной водой. К такому виду занятий относится прикладное плавание, которое традиционно проводится перед летом (в апреле).

 

4) Активный отдых.

 

5) Бассейн, подразумевается занятие как таковое, в случае отсутствия бассейна в дошкольном учреждении, данную технологию можно рассматривать в рамках активного отдыха, и тогда она возлагается на родителей дошкольника.Хочу такой сайт

 

6) Спортивные развлечения, праздники.

Проходят в бассейне согласно календарному плану или согласно признанным в стране праздникам.

 

7) День здоровья.

Проводя его в бассейне стараются привлекать родителей воспитанников.

 

3.                  Коррекционные технологии. К ним относятся:

 

1) Технологии музыкального воздействия.

Это проекты с использованием  аквааэробики или элементов синхронного плавания и других методик в обучении детей плаванию.

 

Принцины здоровьесберегающих технологий:

·                    принцип «Не навреди!»;

·                     принцип сознательности и активности;

·                     непрерывности здоровьесберегающего процесса;

·                    систематичности и последовательности;

·                    принцип доступности и индивидуальности;

·                     всестороннего и гармонического развития личности;

·                     системного чередования нагрузок и отдыха;

·                     постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

·                     возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса и др.

А теперь к практическим аспектам.

 

Формы занятий, двигательная деятельность:

·                     с использованием профилактических методик;

·                    с применением функциональной музыки;

·                    с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;

·                     через оздоровительные мероприятия;

·                     создания здоровьесберегающей среды.

 

Главное условие при этом – доброжелательное отношение к детям. Если к ребенку проявляют искренний интерес – занятия физкультурой для него в радость, и не принципиально где и в какой форме будут проводиться эти занятия. Необходимо чтобы все упражнения выполнялись на позитивной ноте – «Учите играя».

 

Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой, практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод, метод индивидуальных занятий.

 

Существует правила — кирпичики, из которых строится здоровье:

·                     Соблюдайте режим дня!

·                     Обращайте большое внимание на питание!

·                     Больше двигайтесь!

·                     Спите в прохладной комнате!

·                     Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

·                     Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

·                     Гоните прочь уныние и хандру!

·                     Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

·                     Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

·                     Желайте себе и окружающим только добро!

 

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие воспитанников. 

Помните, здоровье — это ДАР, который нужно не растрачивать попусту, а сохранять и приумножать начиная с самого раннего возраста.

 

Список литературы:

1.                  Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М.: 1993.

2.                  Алямовская В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания.

3.                  Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. — М.: Аркти, 2001.

4.                  Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

5.                  Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М.: Просвещение, 1981.

6.                  Глазырина Л. Д. Физическая культура дошкольникам. — М.: Владос, 2001.

7.                  Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М.: 2000.

8.                  Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. /Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. — М.: 2002.

9.                  Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М.: 2002.

10.              Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.: АРКТИ, 2003.

11.              Ткачева В.И. Играем каждый день //Методические рекомендации. — Мн.: НИО, 2001.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Видеоуроки по плаванию.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 20.04.2020

Дата обновления: 20.04.2020

Дата публикации: 13.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».