13.04.2020
По
данным Всемирной организации здравоохранения, нормативным определением здоровья
является состояние полного физического, психического и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. На
сегодняшний день встаёт вопрос о работе по формированию осознанного отношения к
здоровью и здоровому образу жизни. Одним из средств решения этой проблемы
являются здоровьесберегающие технологии, внедрение которых подразумевает и
обучение детей плаванию. Но что такое здоровьесберегающие технологии? Это
технологии, направленные на решение задач сохранения, поддержания и обогащения
здоровья субъектов педагогического процесса.
Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить дошкольнику
возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания,
умения, навыки по здоровому образу жизни.
Применение
здоровьесберегающих технологий актуально в случаях:
·
гиподинамии
(нарушения функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания,
пищеварения, нарушения зрения и т.п.);
·
детских стрессов
(нервных расстройств вследствие отрицательной психологической обстановки в
семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе);
·
тревожности
(недостатка эмоциональной поддержки в дошкольном учреждении и семье, недостатка
информации).
Классификация
здоровьесберегающих технологий определяется по доминированию целей и решаемых
задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения.
Можно
выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
·
медико-профилактические;
·
физкультурно-оздоровительные;
·
технологии
обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
·
валеологическое
просвещение детей и родителей;
·
здоровьесберегающие
образовательные технологии или просто образовательные.
Здоровьесберегающие
технологии, используемые в образовательном процессе, делятся на 3 направления:
1.
Технологии
стимулирования и сохранения здоровья.
2.
Технологии
обучения здоровому образу жизни.
3.
Коррекционные
технологии.
Рассмотрим
каждое из них через призму практики. Данные технологии при
использовании в плавании имеют две присущие только ему особенности: тело
человека находится в особой среде – воде; движения выполняются в горизонтальном
положении.
1.
Технологии стимулирования и сохранения здоровья. К ним относятся:
1) Подвижные и спортивные игры.
Здесь
следует говорить об играх у воды, на воде, и даже под водой.
В данной
технологии используется картотека игр, карточки (рисунки, изображения детей,
выполняющих разные физические упражнения). Вначале дети проявляют интерес к
карточкам, затем им захочется выполнять упражнения, как на рисунке, в
дальнейшем – придумать варианты упражнения самим. Так же можно адаптировать
«уличные» игры. Например, футбол при адаптации на воде — водное поло, танцы –
синхронное плавание.
Детям также
нравятся «салки-паровоз», «солнце-дождик», развивающие настойчивость, смелость,
решительность, инициативу, сообразительность и мышление.
2) Релаксация.
Общеизвестно,
вода смывает все негативные эмоции. Данная технология используется в
заключительной части каждого занятия, например, принять горизонтальное
положение на спине на воде – общеизвестная «звездочка», «Придумай позу для
отдыха», «Кто дольше полежит», «Буксировка», «Морские фигуры». Навык релаксации
включен почти во все мониторинги и имеет особое значение при обучении
прикладному плаванию.
3) Гимнастика пальчиковая.
Пальчиковая
гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
·
способствует
овладению навыками мелкой моторики;
·
помогает
развивать речь;
·
повышает
работоспособность головного мозга;
·
развивает психические
процессы: внимание, память, мышление, воображение;
·
развивает
тактильную чувствительность;
·
снимает
тревожность.
По большей
части пальчиковая гимнастика в воде – это инсценировка рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев. При использовании пальчиковой гимнастики в воде
сочетают такие движения как сжатие, растяжение, расслабление кисти рук, а также
используют изолированные движения отдельных пальцев.
Упражнения
пальчиковой гимнастики используются для координации движений при плавании на
спине.
4) Гимнастика для глаз.
Она нужна
для предупреждения утомления глаз, укрепления глазных мышц; для профилактики
нарушений зрения дошкольников. В бассейне используется как конкретизация
упражнения: «Когда плывем на животе кролем смотрим вдаль», тоже при разучивании
прыжков рыбкой. При выполнении «звездочки на животе» смотрим на дно (прямо
перед собой).
5) Гимнастика дыхательная.
Проводится в
водной части занятия, как разминка на воде. Самый простой элемент — выдохи в
воду (после достаточно глубокого вдоха следует как можно медленнее выдыхать
через трубочку в воду), так же это упражнения необходимо при обучении
воспитанников опускать лицо в воду. В случае с младшей группой, лицо в воду не
опускается, но губами трубочкой дети дуют на водичку – «пускают ветерок» или
«охлаждают чай». Для выполнения дыхательной гимнастики в воде может
использоваться нестандартное оборудование – самодельные кораблики или шарики
для настольного тенниса,доски.( Так же дыхательная гимнастика содержится в
элементах синхронного плавания, так как большинство из них выполняется при
задержке дыхания.) Учтите, что почти все упражнения дыхательной гимнастики в
воде на вдохе выполняются над водой, а на выдохе – под водой. В этом
заключается их польза и сложность.
Правильное
дыхание при плавании один из ключевых элементов при обучении данному виду
спорта. В младших группах используется – «умывание», «ветерок», «охлаждаем чай
или горячий чай», «надуй шар / лопнул шар», «кораблик», «пузырьки с соломенкой»
и «пузыри»; в средней, старшей и подготовительной группах – «лягушки и цапля»,
«поплавок», «удочка», «водолазы», «насос» или «качели», «достань со дна
сокровища», «паровоз – поднырни под обруч».
Упражнения
дыхательной гимнастики на воде делятся на 4 группы:
1 группа —
обучение поверхностному и глубокому дыханию, например, «громко – тихо»,
2 группа —
формирование длительного выдоха («Воздушный шарик»).
3 группа —
формирование короткого вдоха и длительного выдоха («Насос»).
4 группа —
задержка дыхания на 8-10 секунд («Замри»).
Положительно
совмещение плавания, дыхательной гимнастики и элементов йоги.
2.
Технологии обучения здоровому образу жизни. К ним относятся:
1)
Физкультурное занятие.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на
закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции,
повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным
условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится
сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются
движения, увеличивается выносливость.
2) Массаж и самомассаж.
Массаж
разных частей тела в бассейне осуществляется как на занятии под руководством
инструктора, так и непосредственной деятельности. Например, массаж ног
осуществляется при хождении по резиновым нескользящим дорожкам. При плавании и
течении воды волны оказывают своеобразный массирующий эффект. Можно
использовать оборудование, например, мячики «Су джок».
Самомассаж –
это стимуляция точек на кистях рук способствует повышению тонуса и
работоспособности всего организма.
3) Занятия из серии «Азбука здоровья».
К ним стоит
отнести закаливающие мероприятия, которые могут осуществляться в заключительной
части занятия по плаванию путем обливаний охлажденной водой. К такому виду
занятий относится прикладное плавание, которое традиционно проводится перед
летом (в апреле).
4) Активный отдых.
5) Бассейн, подразумевается занятие как таковое, в случае отсутствия бассейна в дошкольном
учреждении, данную технологию можно рассматривать в рамках активного отдыха, и
тогда она возлагается на родителей дошкольника.
6) Спортивные развлечения, праздники.
Проходят в
бассейне согласно календарному плану или согласно признанным в стране
праздникам.
7) День здоровья.
Проводя его
в бассейне стараются привлекать родителей воспитанников.
3.
Коррекционные технологии. К ним относятся:
1) Технологии музыкального воздействия.
Это проекты
с использованием аквааэробики или
элементов синхронного плавания и других методик в обучении детей плаванию.
Принцины
здоровьесберегающих технологий:
·
принцип «Не
навреди!»;
·
принцип сознательности и активности;
·
непрерывности здоровьесберегающего процесса;
·
систематичности
и последовательности;
·
принцип
доступности и индивидуальности;
·
всестороннего и гармонического развития
личности;
·
системного чередования нагрузок и отдыха;
·
постепенного наращивания оздоровительных
воздействий;
·
возрастной адекватности здоровьесберегающего
процесса и др.
А теперь к
практическим аспектам.
Формы занятий, двигательная деятельность:
·
с использованием профилактических методик;
·
с
применением функциональной музыки;
·
с
чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
·
через оздоровительные мероприятия;
·
создания здоровьесберегающей среды.
Главное условие при этом – доброжелательное отношение
к детям. Если к
ребенку проявляют искренний интерес – занятия физкультурой для него в радость,
и не принципиально где и в какой форме будут проводиться эти занятия.
Необходимо чтобы все упражнения выполнялись на позитивной ноте – «Учите играя».
Методы здоровьесберегающих технологий: фронтальный, групповой,
практический метод, познавательная игра, игровой метод, соревновательный метод,
метод индивидуальных занятий.
Существует правила — кирпичики, из
которых строится здоровье:
·
Соблюдайте
режим дня!
·
Обращайте
большое внимание на питание!
·
Больше
двигайтесь!
·
Спите в
прохладной комнате!
·
Не гасите в
себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
·
Постоянно
занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
·
Гоните прочь
уныние и хандру!
·
Адекватно
реагируйте на все проявления своего организма!
·
Старайтесь получать
как можно больше положительных эмоций!
·
Желайте себе
и окружающим только добро!
Таким
образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых
перспективных систем, их применение в работе повысит результативность в
образовательном процессе, сформирует у педагогов и родителей ценностные
ориентации, направленные на сохранение здоровья и гармоничное развитие
воспитанников.
Помните, здоровье — это ДАР, который нужно не
растрачивать попусту, а сохранять и приумножать начиная с самого раннего
возраста.
Список литературы:
1.
Алямовская
В. Г. Как воспитать здорового ребенка. — М.: 1993.
2.
Алямовская
В. Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического
воспитания.
3.
Антонов Ю.
Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века. — М.: Аркти,
2001.
4.
Ахутина Т.В.
Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход
// Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
5.
Вавилова
Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. — М.: Просвещение,
1981.
6.
Глазырина Л.
Д. Физическая культура дошкольникам. — М.: Владос, 2001.
7.
Кучма В.Р.,
Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья
школьников. — М.: 2000.
8.
Методические
рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе:
методология анализа, формы, методы, опыт применения. /Под ред. М.М. Безруких,
В.Д. Сонькина. — М.: 2002.
9.
Назаренко
Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М.: 2002.
10.
Смирнов Н.К.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.:
АРКТИ, 2003.
11.
Ткачева В.И.
Играем каждый день //Методические рекомендации. — Мн.: НИО, 2001.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.04.2020
Дата обновления: 20.04.2020
Дата публикации: 13.04.2020