Приложение к приказу МАДОУ №15 «Югорка» от 01.02.2017 №21-О Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения №15 «Югорка» 2017 I. Общие положения 1.1.Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – Положение, группа) регламентирует деятельность группы компенсирующей направленности для детей с тяжѐлыми нарушениями речи (далее логопедическая группа) созданной в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении №15 «Югорка» (далее - Учреждение). 1.2.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012, СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждѐнного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 года №26, приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». 1.3.Группы в своей деятельности руководствуются федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, Типовым положением о дошкольном учреждении, Уставом Учреждения и настоящим Положением. 1.4.Группа открывается в специально приспособленных помещениях, отвечающих санитарным нормам и правилам пожарной безопасности при наличии в Учреждении логопедического кабинета или специально организованного пространства в группе приспособленных для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для родителей. 1.5.Оснащение логопедических групп жестким и мягким инвентарем, специальным оборудованием и пособиями производится в соответствии с методическими рекомендациями, реализуемыми программами. 1.6.Питание в группе организуется по установленным нормам. 1.7.Для работы в группе в штатное расписание Учреждения вводится должность учителя – логопеда с условиями оплаты и работы по действующему законодательству. 1.8.Устанавливается следующий режим работы групп - пятидневная рабочая неделя (рабочие дни: понедельник - пятница, выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни). Время пребывания детей в группе – 10 часов в день. Режим работы группы: с 7.30-17.30. 1.9.Настоящие Положение действует до принятия нового. II. Порядок комплектования логопедических групп для детей с тяжѐлыми нарушениями речи, организация их работы 2.1.Цель организации группы - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушения в развитии речи детей, в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовка детей к успешному обучению в общеобразовательном учреждении. 2.2.Основные задачи группы: - коррекция нарушения устной речи: формирование правильного произношения, усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие навыков связной речи; - своевременное предупреждение нарушений чтения и письма; - активизация познавательной деятельности; - коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития; - пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей). 2.1.В логопедическую группу зачисляются воспитанники, имеющие следующие диагнозы; - фонетико – фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); - общее недоразвитие речи (ОНР) 2 и 3 уровня; - фонетическое недоразвитие (ФН) 2.2.Решение о зачислении или об отказе в зачислении ребенка в группу принимается на основании рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) по согласованию с родителями. 2.3.В такие группы принимаются дети с общим недоразвитием речи в возрасте от 3 лет, имеющие нормальный слух и интеллект. В одну группу зачисляются воспитанники с учетом возраста и вида речевого дефекта. Наполняемость групп также определяется возрастом и видом речевого дефекта: - дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) - до 12 чел. 2.4.Дети с общим недоразвитием речи, дизартрией, алалией, зачисляются от 2 до 4 лет (в зависимости от возраста и уровня речевого развития). 2.5.Личное дело ребенка представляет собой файловую папку, в которую вкладываются следующие документы: Копия свидетельства о рождении ребенка; Заявление от родителей (законных представителей) - согласие на обследование ребенка в ПМПК; Копия паспорта родителей (законных представителей); Характеристика на ребенка-воспитанника Учреждения; Заключение педагога-психолога; Заключение учителя-логопеда. 2.6.Для определения ребенка в логопедическую группу предоставляются следующие документы: Направление на каждого ребенка; Заключение ПМПК Заявление родителей. 2.7.Предельная наполняемость логопедической группы – не более 12 человек 2.8.Приему в е группы не подлежат дети, имеющие: Недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью; Деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза: Грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы; Нарушения общения в форме раннего детского аутизма. 2.9.Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые (фронтальные), подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия. По окончании установленного срока обучения дети, нуждающиеся в продолжении занятий, повторно обследуются членами ПМПК. Основанием для продления срока обучения может быть тяжесть дефекта, соматическая ослабленность, пропуски занятий по болезни и другие объективные причины. III. Порядок направления и приѐма в группу 3.1.Дети дошкольного возраста с тяжѐлыми нарушениями речи направляются специалистами психолого-медико-педагогического консилиума Учреждения (ПМПк) в ТМППК для решения вопроса об их зачислении в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР. 3.2.Решение о зачислении или об отказе в зачислении ребѐнка в группу Учреждения выносятся ПМПК только на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования каждого ребѐнка. Решение комиссии является окончательным и оформляется протоколом на бланке «Заключение территориальной психолого-медико-педагогической комиссии». 3.3.На рассмотрение городской ТПМПК представляются следующие документы: Заявка установленной формы о необходимости проведения заседаний ТПМПК (Приложение 1 к Положению); Заявление о проведении обследования ребѐнка в комиссии (Приложение 2 к Положению); Направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (Приложение 3 к Положению); Выписка из протокола психолого-медико-педагогического консилиума Учреждения (Приложение 4 к Положению); Педагогическая характеристика (представление) на воспитанника (Приложение 5 к Положению); Представление педагога – психолога на воспитанника (Приложение 6 к Положению); Представление учителя – логопеда на ребѐнка (Приложение 7 к Положению); Копия свидетельства о рождении ребѐнка (предоставляются с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии); Заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребѐнка (при наличии); Подробная выписка из истории развития ребѐнка с заключением врачей, наблюдавших ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации) (Приложение 8 к Положению); Результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребѐнка (при наличии). IV. Организация логопедической работы 4.1.Подгрупповые занятия проводятся: С детьми, имеющими общее недоразвитие речи – не менее трех раз в неделю; С детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи не менее двух-трех раз в неделю. 4.2.Продолжительность группового логопедического занятия: С детьми от 3 до 4 лет - 15 минут С детьми от 4 до 5 лет - 20 минут С детьми от 5 до 6 лет - 25 минут С детьми от 6 до 7 лет - 30 минут. В это время воспитатель проводит занятия с параллельной подгруппой по следующим видам учебной деятельности: по познавательному развитию, социально-коммуникативному развитию, художественно-эстетическому развитию (рисованию, аппликации, конструированию, ручному труду), подготовки руки к письму. Остальные учебные занятия, предусмотренные учебным планом, проводятся воспитателем и специалистами с целой группой в соответствии с расписанием НОД. Отчѐтными документами учителя – логопеда являются: Должностная инструкция учителя – логопеда; Рабочая программа учителя – логопеда; Годовой план работы; Журнал посещаемости занятий; Журнал взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя; Речевая карта на каждого ребѐнка; Планы индивидуальных и подгрупповых коррекционно-речевых занятий с детьми; Журнал консультаций; Самоанализ педагогической деятельности за учебный год; Тетрадь по самообразованию педагога; Циклограмма распределения рабочего времени учителя - логопеда; Расписание подгрупповых, индивидуальных занятий; Протоколы или выписки из протоколов ТПМПК по зачислению детей в группу; Паспорт кабинета составляется учителем – логопедом, включает в себя разделы: Оборудование; Программно-педагогическое обеспечение; Диагностические материалы; Наглядный материал и дидактические пособия по разделам; Методическая литература. 4.3.Ежедневно, во второй половине по заданию учителя-логопеда проводятся групповые занятия воспитателями логопедических групп. 4.4.Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю: Продолжительность индивидуального занятия - 15минут с каждым ребенком. По мере формирования произносительных навыков у детей, занятия с ними проводятся в подгруппе. 4.5.Выпуск детей из логопедической группы осуществляется психолого-педагогической комиссией после окончания срока коррекционно-логопедического обучения. 4.6.Длительность пребывания воспитанников в логопедической группе определяется городской ПМПК в зависимости от динамики коррекции речевого нарушения и может составлять от 2 до 4 лет. В исключительных случаях допускается пребывание детей в группе более 3 лет - дублирование подготовительной к школе группы при дефектах речи, обусловленных нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), по решению городской ПМПК и согласию родителей (законных представителей) V. Участники и содержание образовательного процесса 5.1.Участниками образовательного процесса являются воспитанники, родители (законные представители), педагогические работники (воспитатели, учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальный педагог, педагог - психолог). 5.2.На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтверждѐнную документами об образовании. 5.3.Ведущим специалистом в группах – является учитель – логопед. 5.4.Учитель-логопед принимается на работу директором Учреждения и должен иметь высшее специальное (коррекционное) образование по специальности «Логопедия». 5.5.За комплектование, создания условий, контроль над уровнем и качеством организации коррекционно-развивающей работы в группах несут ответственность директор и заместитель директора. 5.6.За организацию, уровень и качество коррекционно-развивающей работы в группах в равной степени несут ответственность все педагогические работники (воспитатели, учитель – логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальный педагог, педагог - психолог). 5.7.На каждого ребѐнка зачисленного в группу учитель-логопед заполняет речевую карту и, оценив уровень речевого развития, в соответствии с критериями мониторинга выстраивает индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут. 5.8.Результаты обследования учитель-логопед доводит до всех участников образовательного процесса на ПМПк, до родителей на индивидуальных консультациях. 5.9.Учитель-логопед работает во взаимосвязи со всеми педагогическими работниками (воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, социальным педагогом, педагогом - психологом). 5.10.Учитель-логопед работает 4 астрономических часа. Из них 3 часа 30 мин проводит логопедическую работу с детьми фронтально, с подгруппами и индивидуально. Ежедневно отводит 30 минут рабочего времени на оформление документации и консультирование воспитателей, специалистов (запись заданий по взаимодействию с воспитателями и специалистами, составления заданий для индивидуальной работы, подготовка к консультированию родителей и педагогов и т.д.). 5.11.Учитель-логопед оказывает консультативную помощь воспитателям, родителям детей в определении причин речевых нарушений, даѐт рекомендации по их преодолению. 5.12.Для осуществления тесного контакта учителя-логопеда с воспитателями группы ведется «Журнал взаимосвязи с воспитателями», в которой записываются задания для занятий, проводимых во время, выделенное для совместной деятельности детей и педагога. 5.13.Воспитатель во второй половине дня осуществляет индивидуальную работу с двумя детьми по заданию учителя – логопеда и проводит фронтальное занятие со всей группой. Основные направления коррекционной работы воспитателя. Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной. Корригирующая гимнастика для профилактики нарушений осанки и стопы выполняется ежедневно после сна. Совместная деятельность в вечерний промежуток времени воспитателя с детьми по заданию учителя-логопеда, направленные на закрепление звукопроизношения. Содержание данных занятий определено коррекционной программой: - проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук; - повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов; - упражнение в звуко - слоговом анализе и синтезе. - повторение лексико-грамматических упражнений; - упражнения на развитие внимания, памяти, мышления. Повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей проводится: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях и других видах совместной деятельности. Особая значимость этой работы в том, что она предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей. 5.14.Музыкальный руководитель на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях использует логопедические распевки, речевые игры, логоритмические упражнения, игры со словом, пальчиковые игры, музыкально-ритмические движения с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактические игры со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен. 5.15.В ходе совместной коррекционно-развивающей деятельности инструктором по физической культуре осуществляются следующие задачи: - развитие слухового, зрительного, пространственного восприятия; - координации движений; - общей и мелкой моторики; - закрепление поставленных учителем-логопедом звуков в свободной речи; - речевого и физиологического дыхания; - формирование темпа, ритма и интонационной выразительности речи; - работа над мимикой лица. 5.16.Педагог-психолог проводит занятия, основной целью которых является развитие эмоциональной и познавательной сферы детей. Специальные приемы работы с разнообразными заданиями включаются в работу логопеда на фронтальных занятиях по формированию лексикограмматических средств и развитию связной речи. Формы работы взаимодействия логопеда и психолога в Учреждении: проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, в том числе и ее эмоциональные стороны, психолог - познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы), коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приемы по активизации психические процессов, изучению и уточнению эмоциональных состояний, доступных возрасту, а на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей); интегрированные занятия с детьми; родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития. 5.17.Родитель: оказывает посильную помощь в коррекционном процессе: выполняет вместе с ребѐнком задания учителя – логопеда и воспитателя; способствует оснащению коррекционного процесса специальными практическими учебными пособиями, необходимыми для ребѐнка; осуществляет контроль за правильным произношением поставленных звуков у своего ребѐнка; находится в постоянном контакте с учителем – логопедом и воспитателем, интересуется успехами ребѐнка; повышает свой уровень в вопросах специальной педагогики; своевременно проходит со своим ребѐнком медицинскую комиссию, необходимую для зачисления на коррекционные занятия; обеспечивает в установленный срок явку ребѐнка на ТПМПК. VI. Руководство логопедической группой 6.1.Непосредственное руководство работой учителя-логопеда осуществляется администрацией Учреждения. 6.2.Директор: Обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционно-педагогической работы; Подбирает в группу постоянных воспитателей, имеющих среднее-специальное или высшее педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста. А также прошедшие подготовку на курсах по воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями речи. На должность учителя – логопеда назначается лицо, закончившие педагогический институт (дефектологический факультет – отделение логопедии или факультет дошкольной педагогики) и годичные курсы дефектологов – логопедов при педагогическом институте, имеющем дефектологический факультет. Музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, педагогом – психологом и социальным педагогом назначаются лица, имеющие образование по специальности и подготовку на курсах по обучению детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Обеспечивает логопедический кабинет специальным оборудованием, методической литературой. 6.3.Права и обязанности административного, педагогического и обслуживающего персонала, работающих на группе определяются правилами внутреннего трудового распорядка. 6.4.Содержание и функции работы педагогического и обслуживающего персонала, работающих на группе, основаны на должностных обязанностях. 6.5.Оплата труда учителя – логопеда, работающего на группе при Учреждении, производится из расчѐта 20 астрономических часов в неделю, из которых 15-16 часов отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 4-5 часов – на организационнометодическую и консультативную работу с педагогическим персоналом Учреждения и родителями. VII. Средства и материальная база Адекватность и полноценность функционирования группы компенсирующей направленности для детей с ТНР базируется на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, включает необходимое техническое оснащение и оборудование. 7.1.Для проведения коррекционных занятий выделяется отдельное помещение площадью не менее 20 м, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. 7.2.Администрация Учреждения несѐт ответственность за оборудование, санитарное состояние и ремонт логопедического кабинета, а также помещения, где располагается группа компенсирующей направленности для детей с ТНР. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)