Аннотация к Рабочей программе по реализации Адаптированной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ №15 «Югорка» на 2023 – 2024 учебный год педагога – психолога Васильевой О.А. Программа педагога-психолога по сопровождению образовательного процесса в МАДОУ № 15 «Югорка» (далее – Программа) составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ № 15 «Югорка». Целью Программы является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в МАДОУ № 15 «Югорка», основных и дополнительных образовательных программ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоение основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Программа ориентирована на работу с воспитанниками МАДОУ в возрасте от 2 до 7 лет, в том числе с ОВЗ, детьми инвалидами, их родителями, педагогами, которые непосредственно работают с детьми (воспитатели, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), а также с администрацией МАДОУ. В Программе предусмотрены следующие направления работы педагога-психолога: Направление Планируемые результаты. деятельности педагогапсихолога. Психолого-педагогическое 1.Педагогами реализуется индивидуальный подход к детям с и методическое учѐтом их индивидуально-психологических особенностей. сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ Психологическая 1.Определение рисков, препятствующих созданию комфортной экспертиза (оценка) и безопасной образовательной среды и их своевременное комфортности и устранение. безопасности образовательной среды ДОУ Психологическая 1.Своевременное информирование родителей о возможных диагностика отклонениях в развитии ребѐнка. 2.Своевременное обращение внимания родителей на эмоциональные трудности ребѐнка в зависимости от эмоциональных переживаний матери. 3.Своевременное планирование консультативной, профилактической и других видов помощи педагогам. Коррекционно1.Снижение количества воспитанников с выраженными развивающая работа трудностями обучения при групповой форме работы. 2.Снижение числа пар «родитель-ребѐнок» с выраженными трудностями эмоциональной коммуникации. 3.Снижение эмоциональной напряжѐнности педагогов в течение года. Психологическое 1.Снижение количества воспитанников с трудностями обучения, консультирование связанными с недостаточным вниманием со стороны родителей к расширению кругозора детей. Улучшение психоэмоционального состояния родителей. 2.Улучшение психоэмоционального состояния педагогов в отношении выполняемых должностных обязанностей. Психологическое просвещение 1.Понимание родителями механизмов взаимосвязи психоэмоционального климата в семье и поведения ребѐнка; взаимосвязи количества времени родителя, направленного на ребѐнка, и успешности ребѐнка в образовательном процессе. Признание родителями права ребѐнка быть индивидуальностью (право иметь индивидуальные особенности развития вне зависимости от желаний родителей). 2.Понимание педагогами индивидуальных особенностей развития воспитанников, возможности их учѐта в образовательном процессе для повышения качества образования детей с нормальным и нарушенным развитием. Умение педагогов бесконфликтно общаться с семьями с разным уровнем коммуникативных возможностей. 1.Снижение количества воспитанников, родителей (законных представителей) и педагогов с признаками психоэмоционального напряжения. Психологическая профилактика Рассмотрены формы реализации Программы с учетом нозологии детей и особенностей возраста, возрастные характеристики и целевые ориентиры для достижения необходимых возрастных показателей. Представлены нормативно правовая база, направления взаимодействия с узкими специалистами МАДОУ, администрацией, родителями, календарный план педагога – психолога на 2023 – 2024 учебный год. Описано методическое и практическое оснащение работы педагога-психолога, а также определены парциальные программы для проведения коррекционно – развивающей работы с детьми с учетом нозологии: Наименование программы рабочей Образовательна я область Сроки Количество реализации занятий программы 1. Дети адаптационных групп и их родители Роньжина А.С. «Занятия Социальнооктябрь - 2 раза в психолога с детьми 2-4 лет коммуникативное декабрь неделю в период адаптации» развитие. (курс 16 занятий) Кротова Т.Б., Минина О.А. Адаптационные январь-май 2 раза в , Можейко А.В. «Цикл трудности. неделю занятий для развития (курс 30 познавательной сферы у занятий) детей 1-3 лет с проблемами в развитии» 2. Нормотипичные дети КуражеваН.Ю. «Цветик – Социальнооктябрь - май 1 раз в семицветик» - Программа коммуникативное неделю интеллектуального, развитие. эмоционального и волевого Эмоционально – развития детей 3-7 лет волевое развитие. Познавательное развитие. 3. Дети, испытывающие трудности в освоении ООП Арцишевская И.Л. Социальнооктябрь - май 1 раз в Психологический тренинг коммуникативное неделю для будущих развитие. первоклассников Познавательное Форма реализаци и Групповая Групповая Групповая (по заключени ю ППк) Групповая «Приключения будущих первоклассников» (6-7 лет) Шарохина В.Л. «Коррекционно – развивающие занятия» (в младшей, средней, старшей группе) развитие. Социальнокоммуникативное развитие. Познавательное развитие. курс из 16 1 раз занятий с неделю учетом выявленной проблемы 4. Дети с ОВЗ Куражева Н.Ю. «Цветик – Социальнооктябрь - май 1 раз семицветик» - Программа коммуникативное неделю интеллектуального, развитие. эмоционального и волевого Эмоционально – развития детей 3-7 лет волевое развитие. Познавательное развитие. Шарохина В.Л. Социальнокурс из 16 1 раз «Коррекционно – коммуникативное занятий с неделю развивающие занятия» развитие. учетом (в младшей, средней, Познавательное выявленной старшей группе) развитие. проблемы 5. Дети с РАС Виневская Анна Социальнооктябрь - май 1 раз «Программа проведения коммуникативное неделю коррекционно – развитие. развивающих занятий с Эмоционально – детьми с РАС «Птичка – волевое развитие невеличка» (от 2 до 7 лет) 6. Дети «группы риска», дети и/или семьи, находящиеся в СОП Семенака С.И. «Уроки Социальнокурс из 16 1 раз добра» Коррекционно – коммуникативное занятий с неделю развивающая программа развитие. учетом для детей 5-7 лет Эмоционально – выявленной волевое развитие. проблемы Крюкова С.В., Слободяник Социальнокурс из 16 1 раз Н.П. «Удивляюсь, злюсь, коммуникативное занятий с неделю боюсь, хвастаюсь и развитие. учетом радуюсь» Коррекционно – Эмоционально – выявленной развивающая программа волевое развитие. проблемы для детей 4-7 лет в Групповая в Групповая в Групповая в Индивидуа льная в Групповая в Групповая