Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Организация специализированной (коррекционной) помощи, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционная работа в Учреждении проводится
в условиях групп: компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с
задержкой психического развития; компенсирующей направленности для детей от 5
до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи; компенсирующей направленности для детей
от 6 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Работа проводится по Программе
коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей
с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) Н.В.Нищевой; Программе обучения и воспитания детей с общим
недоразвитием речи, под редакцией Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной; Дополнительной
образовательной программе речевого развития дошкольников «АБВГДейка», О.С.
Гомзяк; Примерной программе коррекционно-развивающей работы под редакцией С.Г.
Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Разработана и реализуется Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ №15 «Югорка».
Основная цель:
Преодоление общего недоразвития речи,
подготовка к успешному обучению детей-логопатов в школе и создание
мотивированной потребности в речи, как средстве общения и самовыражения.
Задачи:
- устранить фонетико-фонематическую
недостаточность;
- сформировать навыки звукового анализа
и синтеза;
- устранить недостатки развития
лексико-грамматического строя речи;
- развить связную речь;
- предупредить нарушения письма;
- выработать у детей навык продуктивной
учебной деятельности.
Коррекционная работа включает в себя
проведение фронтальной и индивидуально-подгрупповой НОД, на основе составленных
планов фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы на учебный год.
Фронтальная НОД проводится – 3 раза в
неделю продолжительностью 20 – 25 (25-30) минут по таким разделам: развитие
лексико-грамматических средств языка; развитие фонематического слуха,
восприятия и навыков звукового анализа; развитие связной речи. Индивидуальные и
подгрупповые занятия проводится ежедневно с каждым ребёнком 3 раза в неделю.
Основная задача индивидуальных
логопедических занятий - формирование звуковой стороны речи: постановка
отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация
смешиваемых звуков, формирование психических процессов. В работе с детьми
используются разнообразные методы и приёмы, в зависимости от характера
нарушения – с механической помощью, по подражанию, от сохранных звуков.
Проводя исследование речевого развития,
в рамках реализации программы, учитель – логопед заносит результаты в
протоколы, которые составлены в соответствии с учетом этапа обучения детей с
ОНР и помогут отследить динамику речевого развития.
Работа педагогов-психологов направлена
на достижение цели:
1) психологическое здоровье детей
дошкольного возраста, что предполагает здоровье психическое, основу которого
составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах дошкольного
детства (онтогенеза);
2) создание психолого-педагогических
условий, обеспечивающих полноценное психическое развитие детей на всех
возрастных этапах дошкольного возраста. Создание социально-психологических
условий для успешного развития и обучения каждого ребенка рассматривается как психологическое
сопровождение.
Данная цель конкретизируется в следующих
задачах:
-предупреждать возникновение
проблем развития ребенка;
-оказывать помощь (содействие)
ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
-повышать психолого-педагогическую
компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.
Психолого-педагогическая работа
осуществляется по следующим направлениям:
- психопрофилактика (содействие
первичной профилактике детских проблем);
- психологическое просвещение;
- психологическое консультирование
(индивидуальное, групповое);
- диагностика (индивидуальная,
групповая);
- коррекционная и развивающая работа
(индивидуальная, групповая).
Индивидуальные
коррекционно – развивающие занятия
Проводится с детьми с низким уровнем
развития познавательных процессов. Занятия продолжительностью от 15 до 30 минут,
проводятся 1 раз в неделю, направлены на развитие познавательной и
эмоционально-волевой сферы, на активизацию мыслительной и речевой деятельности,
развитие когнитивных процессов. Программа
(индивидуальные образовательные маршруты) составляется индивидуально для
каждого ребенка с учетом особенностей его развития. При составлении
используются игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления,
восприятия, зрительно-моторной координации.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Групповые
ячейки - 16
Физкультурный
зал - 2
Музыкальный
зал - 1
Кабинет
учителя-логопеда - 3
Кабинет учителя - дефектолога - 1
Кабинет
педагога - психолога - 1
Сенсорная
комната -1
Бассейн
- 1
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Групповые
ячейки – 16 – 2 294,0 м2 (игровые –791,3, спальни – 818,4,
раздевальные – 305,2, буфетная – 110,1, туалетные - 269,0);
Оздоровительный
блок (бассейны)- 212,4 м2 (кабинет мед. сестры – 11,8, кабинет
инструктора по плаванию – 12,2, помещения бассейна – (холл для разминки)-114,0,
раздевальные (18,6+16,0)-34,6, душевые (10,3+11,9)- 22,2, лаборатория анализа
воды – 11,3, помещение для хранения спорт инвентаря – 6,3
Кабинет
логопеда– 18,0 м2
Кабинет
психолога– 18,0 м2
Прогулочные
площадки– 16х180,0 м2 – 2 880 м2
Спортивные
площадки – 2 (150+317) – 467 м2.
Групповые участки
оснащены постройками для игровой деятельности, оборудованием для развития
основных движений, малыми формами, автоплощадкой для изучения правил дорожного
движения
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Методический
кабинет Учреждения оснащен библиотечно-информационными ресурсами по следующим разделам:
-
«Социально-коммуникативное развитие»;
-
«Познавательное развитие»;
-
«Чтение художественной литературы»;
-
«Речевое развитие»;
-
«Физическое развитие»;
-
«Художественно-эстетическое развитие»;
С
целью реализации образовательной программы дошкольного образования Учреждения
на учебный год утверждается перечень используемой литературы в соответствии с
возрастными особенностями детей: от 2 до 4 лет – 194, от 4 до 5 лет – 141, от 5
до 6 лет – 186 и от 6 до 7 лет – 194.
Помимо
методического кабинета, в каждой группе Учреждения есть мини-библиотека, в
которой имеются как методическая литература, так и детская художественная
литература для чтения детям, справочники, энциклопедии и пр.
Таким
образом, Учреждение обеспечено методической и детской литературой, картинами и
репродукциями, предметами декоративно-прикладного искусства, однако
недостаточно технических средств обучения.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Центры
физического развития в каждой группе, физкультурный зал, малый физкультурный
зал, бассейн, медицинский и прививочный кабинет.
Групповые участки оснащены постройками для игровой
деятельности, оборудованием для развития основных движений, малыми формами,
автоплощадкой для изучения правил дорожного движения.
Физкультурный
зал:
Контейнер
для хранения мячей – 3,
Куб
большой
Куб
малый
Батут
Батут
большой-1
Бревно
гимнастическое -1
Щит
баскетбольный навесной – 4,
Мат
складывающийся – 2,
Мат
с разметкой - 3,
Мат
малый - 2,
Дуга
для подлезания – 2,
Доска
ребристая 1,5 места с навесными крючками – 4,
Скамья
гимнастическая 2000*240*350 – 4,
Скамья
гимнастическая 2000*200*200 – 2,
Стена
гимнастическая детская
Лестница
верёвочная с перекладинами
Стойки
для прыжков в высоту. В комплекте 2 шт. высота стоек 1300мм-2,
Коврик
гимнастический -8
Ширма
медицинская трехсекционная – 3
Тренажер
детский «Беговая дорожка» -2
Тренажер
детский «Бегущий по волнам» -2
Тренажер
детский «Для пресса» -2
Тренажер
детский «Скамья под штангу» -2
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Виды средств
обучения и воспитания
Печатные
(книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, наглядный раздаточный
материал)
Электронные
образовательные ресурсы (мультимедийная установка: проектор, ноутбук)
Аудиовизуальные
(слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные фильмы и
мультфильмы на цифровых носителях)
Наглядные
плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски,)
Демонстрационные
(муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные, куклы, машины большого и
малого размера)
Тренажеры и
спортивное оборудование.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В
целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МАДОУ №15 «Югорка» разработан
Паспорт доступности, согласно которому объект признан: доступен частично избирательно.
Специальные условия питания
Рациональное
питание детей, как и состояние их здоровья, является предметом особого внимания
администрации Учреждения. Организация питания детей осуществляется в
соответствии с действующими нормативными документами. Организовано 4-х разовое
питание воспитанников в соответствии с 10 дневным цикличным меню. В рационе
круглый год овощи, фрукты и соки. Специально разработана картотека блюд,
где указаны раскладка, калорийность блюда, содержание в нём белков, жиров,
углеводов.
Условия
хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий
соблюдаются, согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. Пищевые продукты
хранятся в соответствии с требованиями,
условиями хранения и сроками годности, установленными предприятием –
изготовителем в соответствии с нормативно-технической документацией. Имеются
складские помещения для хранения пищевых продуктов с установленными
холодильными камерами для мяса, мяса птицы, рыбы, молочной продукции,
оборудованные приборами для измерения температуры воздуха, холодильное
оборудование – контрольными термометрами.
Бракераж
блюд проводится перед каждым приёмом пищи, результаты органолептической оценки
качества блюд заносятся в бракеражный журнал готовой продукции своевременно.
Отборы суточных проб производятся ежедневно в полном объёме и хранятся в
надлежащем виде, отметка производится в плане-графике должностного контроля
шеф-повара. Организация работы пищеблока учреждения соответствует всем
санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям охраны труда и техники
безопасности.
Питание
детей обеспечивается за счет продуктов, хорошо усвояемых детским организмом,
т.е. соответствует возрастным возможностям, в частности уровню развития
пищеварительного аппарата. При составлении меню-требования шеф-повар
руководствуется разработанным и утвержденным 10-дневным меню (согласно пищевой
ценности и калорийности), технологическими картами с рецептурами и порядком
приготовления блюд с учетом времени года, что исключаетоднообразие
питания. Основные блюда не повторяются чаще одного раза в неделю. Исключение
составляют молоко и молочные продукты, которые должны ежедневно входить в
рацион питания.
Пища
детей смешанная (мясо-молочно-растительная) с достаточным количеством
витаминов. Детский рацион состоит из молока, яиц, супов (мясных, молочных,
овощных), творожных запеканок, масла (сливочное и растительное), всех сортов
хлеба и кондитерских изделий, картофеля в виде пюре или сильно разваренного,
овощей, фруктов (хорошо отобранных и тщательно промытых).
Точный
и целесообразный режим питания, соблюдаемый в детском саду создает лучшие
условия для усвоения пищи. Суточный рацион распределяется с выделением обеда
как большего по объему и калорийности приема пищи.
Меню
составлено таким образом, чтобы мясные и рыбные блюда давались в первую
половину дня, т.е. на завтрак и обед, т.к. продукты богатые белком повышают
обмен веществ и оказывают возбуждающее действие на нервную систему ребенка.
Контроль
качества питания, разнообразия и витаминизации блюд, закладки продуктов
питания, кулинарной обработки, выхода блюд, вкусовых качеств пищи, правильности
хранения и соблюдения сроков реализации продуктов осуществляется администрацией
Учреждения.
С этой целью обеспечения
правильного питания ребенка в семье педагоги информируют родителей о продуктах
и блюдах, которые ребенок получает в течение дня в Учреждении, вывешивая на
информационном стенде ежедневное меню
Специальные условия охраны здоровья
Целью оздоровительной работы в
Учреждении является создание устойчивой мотивации в потребности сохранения
своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Поэтому, очень важно
правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по
всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы,
обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего – к ценностям здорового
образа жизни.
В
Учреждении используются здоровьесберегающие технологии по следующим
направлениям:
1) Технологии сохранения и
стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры,
гимнастика (пальчиковая, для глаз, дыхательная и др.).
2) Технологии обучения здоровому образу
жизни: физкультурные занятия (в том числе в бассейне), проблемно-игровые
игротренинги, игро-терапия; коммуникативные игры, серия занятий «Уроки
здоровья».
3) Коррекционные технологии: технологии
музыкального воздействия (сказкотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика,
метод биоэнергопластики, кинезиологические упражнения).
Усилия работников Учреждения, родителей
сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника,
культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются
приоритетными в программе модернизации российского образования.
Успешно реализуется Программа по
обучению детей плаванию в детском саду
Е.К. Вороновой. Основной целью программы
является обучение детей дошкольного возраста плаванию; закаливание и укрепление
детского организма; обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими
упражнениями; создание основы для разностороннего физического развития.
Организована работа Центра здоровья,
разработаны Положение и Перспективный план работы Центра здоровья на 2017-2021
годы, согласно которому работа в Учреждении по приобщению к ценностям здорового
образа жизни осуществляется в нескольких направлениях: с детьми, их родителями
(законными представителями) и педагогическими работниками. Так, с детьми
организуются подвижные игры, кружковая деятельность, физкультурные занятия,
праздники, развлечения и др. С
родителями – работа по укреплению здоровья дошкольников, консультации. С
воспитателями проводятся мероприятия по формированию представлений о здоровом
образе жизни, организации рациональной двигательной активности детей, созданию
условий для реализации оздоровительных режимов.
Система физкультурно-оздоровительной
работы в Учреждении включает:
- Занятия по физкультуре: традиционные;
занятия-соревнования; интегрированные с другими видами деятельности;
физкультурно-спортивные праздники и развлечения.
- Систему закаливающих процедур:
воздушное закаливание; хождение «по дорожкам здоровья» (профилактика
плоскостопия); хождение босиком; максимальное пребывание детей на свежем
воздухе, полоскание ротовой полости кипяченной водой после каждого приема пищи;
чистка зубов перед сном; сон с доступом свежего воздуха; обмывание рук по
локоть; посещение бассейна; обливание ног (в летний период).
В целях предупреждения распространения
заболеваемости среди воспитанников учреждения в осенне-зимне-весенний период,
осуществлялись санитарно-профилактические мероприятия по предупреждению и
профилактике ОРВИ и гриппа:
- сформирован план совместных
мероприятий по предупреждению гриппа и ОРВИ с БУ ХМАО - Югры «Мегионская
городская больница»;
-
усилен контроль за качеством проведения утреннего фильтра;
-
проведена в соответствии с планом вакцинация детей и работников;
- по рекомендации медицинских
работников, родители (законные представители) систематически применяют
противовирусные препараты (закладывание в нос оксолиновой мази, фитотерапия с
использованием чеснока);
-
систематически проводится просветительская работа с родителями детей,
посещающих учреждение, о необходимости вакцинации детей и употреблению
противовирусных препаратов в период подъема заболеваемости.
В каждой группе имеются закрытые
облучатели «Дезар-3», приобретено дополнительное спортивное оборудование для
проведения занятий по физической культуре в зале.
Используемая система закаливающих
процедур повышает сопротивляемость организма ребенка к воздействию внешних
факторов, что позволяет стабилизировать состояние здоровья воспитанников.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МАДОУ имеет доступ к сети Интернет.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники МАОУ не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет. Доступа обучающихся к электронным образовательным ресурсам не имеется.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Специальные
технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования
- Персональный
компьютер – 37 шт.
-
Программно-аппаратный комплекс «Мишка» с переносной стойкой – 1 шт.
-
Мультимедиа проектор Asus – 1 шт.
-
Фотоаппарат цифровой зеркальный Canon EOS 1200D 18-55DC Kit – 1 шт.
-
Шар зеркальный с приводом (шар зеркальный со встроенной светодиодной
подстветкой и приводом вращения для создания мягкого освещения и мерцающих,
плавно движущихся разноцветных бликов) – 1 шт.
-
Музыкальный центр Sony – 4 шт.
-
Музыкальный центр Sony ZS-PS50 – 16 шт.
- Цифровое
пианино – 2 шт.
-
Развивающая игра «Сенсино» (настольная) для развития тактильных ощущений – 1
шт.
-
Программно-методический комплекс интерактивная песочница – умный стол – 1 шт.
-
Многофункциональный комплекс для дидактических материалов и технических средств
обучения «Колибри» –1 шт.
- Стол
для рисования песком – 3 шт.
- Панель
интерактивная – 4 шт.
- Интерактивные
мультимедийные устройства STM – 6 шт.