05.12.2018
«Духовно-нравственное воспитание детей
дошкольного возраста в современном мире»
Цель:
показать педагогам значимость проблемы по духовно-нравственному воспитанию
детей дошкольного возраста в современном мире.
Подготовила старший воспитатель МАДОУ №15 «Югорка»
Козицына Светлана Александровна
«Как у маленького деревца,
еле поднявшегося над землей,
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине».
(Васи́лий Алекса́ндрович Сухомлинский)
Уважаемые коллеги!
Слайд 2
В настоящее время Россия
переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность,
подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене
политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности
доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте,
милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и
жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость.
Слайд 3 ИСКАЖЕННОСТЬ МИРОВОСПРИЯТИЯ
Сегодня мы все чаще возвращаемся к понятию «духовно-нравственное
воспитание», имеющее актуальность в прошлом советском государстве и дружно «похороненному»
нашим обществом в настоящее время… Жизнь заставила вернуться. Да, изменилось
время, изменились обстоятельства, меняемся мы, изменяются наши убеждения,
взгляды, идеалы…
Слайд 4 СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Сегодня «приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины» (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N
996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года")
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания
духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой
деятельности является семья. Многим
родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит
усвоение социальных норм, моральных требований
и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь
родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и
передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и
что именно родители ответственны за воспитание детей.
Но освободившись от прежних иллюзий,
мы как-то упустили, что существуют незыблемые нормы поведения и правила
общежития людей, без соблюдения которых человечество, возможно, давно бы
погибло или же пошло по тупиковому и гораздо более жестокому пути развития. Эти
нормы и правила, составляющие основу нравственного воспитания, формируются в
раннем детстве.
Говоря о духовном и нравственном воспитании ребенка, следует понимать, что
эти два понятия не являются идентичными, хотя имеют определенную схожесть.
Слайд 5
Основные задачи
нравственного воспитания детей
дошкольного возраста заключаются в воспитании культуры поведения, гуманных
отношений между людьми, выполнении элементарных правил общежития,
доброжелательности, отзывчивости, заботливого отношения к близким людям и т.п.
Слайд 6 РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ
«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» (ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ,
НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И КАЧЕСТВ)
Слайд 7
Термин «духовное
воспитание» (иногда его употребляют как синоним понятия «религиозное») по
смыслу несколько шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие, по
меньшей мере, двух важных потребностей: идеальной потребности познания смысла жизни
и социальной потребности жить для других. Как говорил Л.Н, Толстой, духовный
человек «живет своими мыслями и чужими чувствами».
В рамках нашего сада педагоги в
основном осуществляют нравственное воспитание детей. Духовное воспитание в МАДОУ
предполагает приобщение детей к обычаям, обрядам, традициям, культуре своего
народа, знакомство с религиозными праздниками и т.д.
Наши дети развиваются стремительно,
и, если сравнить современных малышей 3-5 лет и их сверстников 10-15 лет назад,
мы увидим огромную разницу в их развитии. Наши дети очень развиты технически,
они имеют большую информацию о современной технике: компьютерах, видео,
телевидении, телефонах, домашних машинах-помощниках и т.д.
Современный ребенок легко назовет десятки фильмов, где
есть герои-супермены, но немногие дети назовут отечественные фильмы о добрых чувствах, делах, благородстве и
достоинстве.
Таким образом, мы наблюдаем
спад в духовно-нравственном развитии
детей. Со стороны взрослых уделяется мало внимания таким вопросам, как
достойное поведение ребенка в обществе, вежливое обращение детей к сверстникам
и взрослым и т.д.
Слайд 8
Все мы прекрасно осознаем, что благородство души,
честь, доброта, нужна человеку как воздух, одежда, вода, пища. Духовные и нравственные привычки нужны, ибо
они создают иммунитет против пошлости, нравственной арифметики взаимоотношений
(ты – мне, я - тебе).
Формирование духовно-нравственного
опыта и поведения детей происходит в процессе разнообразных видов детской
деятельности – на занятиях, в труде, в игре, в общении со сверстниками и
взрослыми.
Слайд 9
Ставя перед собой задачи по нравственно-духовному
воспитанию, следует обратить внимание на следующее положение:
установление и развитие деловых и
межличностных на уровне «воспитатель – ребенок - группа»;
·
уважение
самооценки личности дошкольника;
·
вовлечение
ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств
характера;
·
создание
психологической основы и стимулирование самовоспитания, которое является
наиболее эффективным средством реализации задач духовно-нравственного плана.
В работе педагогов по нравственно-духовному воспитанию
главным методом на всех возрастных этапах считать игру с опорой на
познавательный материал, усложняющийся поэтапно и с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей.
Большая роль в осуществлении
многосторонних задач по нравственно-духовному воспитанию отводится
художественной литературе. Широко использовать в воспитании культуры поведения
произведения Осеевой, А. Барто, К. Чуковского, Е.Пермяка и др. авторов.
С детьми старшего дошкольного
возраста рекомендуется использовать элементы ТРИЗ («Мозговой штурм») –
придумываем и сочиняем концовку рассказа так, чтобы все закончилось хорошо
путем создания специальных ситуаций.
В своей работе используйте методы
напоминания, разъяснения, объяснения (особенно в младшем возрасте). Терпеливо
напоминайте, что каждый предмет имеет свое место, назначение. Объясняйте, что
игрушки, книги, вещи служат дольше, выглядят как новые, если с ними обращаться
аккуратно.
Используйте положительную оценку,
похвалу, одобрение, которые создают у детей уверенность в том, что они
поступают правильно, побуждая их тем самым к дальнейшим положительным
действиям.
В старшем возрасте придавайте
поведению детей общественную направленность: воспитывайте в детях желание
считаться с удобствами окружающих, опекать младшего, заступаться за того, кто
послабее, проявлять внимание и сочувствие к товарищу, предупредительность и
уважение к взрослым.
Всю работу необходимо проводить в
тесной связи с семьей. Если ребенок получает вместе со знаниями, навыками,
умениями еще и радость, хорошее настроение, учится и умеет любить, получает
ответы на все вопросы, учится делать нравственный выбор и определять
нравственную оценку и самооценку поступков, то можно считать задачу
духовно-нравственного воспитания решаемой. Воспитывать детей надо с радостью,
передавая им душевную доброту и понимание.
Слайд 10 СЛОВА Александра
Васильевича Камкина
Хочется верить, что при таком
подходе ребенок уже в детстве сможет понять, что любовь, доброта, великодушие,
благородство сильнее зла, пошлости, насилия.
«Воспитывать
наших детей, как достойных представителей своей культуры, знающих и понимающих
ее идеалы и ценности, и в то же время открытых другим культурам, обладающих
навыками взаимопонимания в современном поликультурном социуме наша главная
задача. В то же время мы прекрасно понимаем, что далеко не все из культурного и
духовного наследия понятно нынешнему ребенку, не все им принимается. Понимали
и то, что информация не должна «захлеснуть» ребенка, не должна его угнетать.
Всегда должно оставаться место для осмысления, сердечного понимания.
Каким же образом представить фундаментальные
ценности нашей культуры, веры, образа жизни в таком важнейшем институте социализации
детей и молодежи как школа? Как сделать это доступно и увлекательно? Могут ли
традиционные ценности стать жизненным ориентиром для современного подростка?
Именно
решению указанной задачи подчинена образовательная программа «Истоки», которая
ныне успешно развивается в российском образовании. «Истоки» направлены на то,
чтобы школьник попытался осознать себя деятельным субъектом сохранения и
преумножения духовного, нравственного и социокультурного опыта Отечества.
Важно и то, что в рамках программы духовно-нравственные
ценности развиваются не только у учащихся, но и у преподавателей, а также
родителей, которые находятся в совместном процессе духовного созидания».
Александр Васильевич Камкин
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.01.2019
Дата обновления: 11.01.2019
Дата публикации: 05.12.2018