«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в современном мире»

05.12.2018

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в современном мире»


Цель: показать педагогам значимость проблемы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста в современном мире.

 

Подготовила старший воспитатель МАДОУ №15 «Югорка»

Козицына Светлана Александровна

 

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, 
заботливый садовник укрепляет корни, от мощности которого
 
зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий,
 
так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей
 
чувства безграничной любви к Родине».
(Васи́лий Алекса́ндрович Сухомлинский)

   

Уважаемые коллеги!

Слайд 2

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная и духовная незрелость.

Слайд 3 ИСКАЖЕННОСТЬ МИРОВОСПРИЯТИЯ

Сегодня мы все чаще возвращаемся к понятию «духовно-нравственное воспитание», имеющее актуальность в прошлом советском государстве и дружно «похороненному» нашим обществом в настоящее время… Жизнь заставила вернуться. Да, изменилось время, изменились обстоятельства, меняемся мы, изменяются наши убеждения, взгляды, идеалы…

Слайд 4 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

Сегодня «приоритетной задачей РФ в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года")

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований  и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

            Но освободившись от прежних иллюзий, мы как-то упустили, что существуют незыблемые нормы поведения и правила общежития людей, без соблюдения которых человечество, возможно, давно бы погибло или же пошло по тупиковому и гораздо более жестокому пути развития. Эти нормы и правила, составляющие основу нравственного воспитания, формируются в раннем детстве.

            Говоря о духовном и нравственном воспитании ребенка, следует понимать, что эти два понятия не являются идентичными, хотя имеют определенную схожесть.

           

Слайд 5

Основные задачи нравственного  воспитания детей дошкольного возраста заключаются в воспитании культуры поведения, гуманных отношений между людьми, выполнении элементарных правил общежития, доброжелательности, отзывчивости, заботливого отношения к близким людям и т.п.

            Слайд 6 РАЗВИВАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРОГРАММЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ» (ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И КАЧЕСТВ)

            Слайд 7

Термин «духовное воспитание» (иногда его употребляют как синоним понятия «религиозное») по смыслу несколько шире. Духовность подразумевает удовлетворение и развитие, по меньшей мере, двух важных потребностей: идеальной потребности познания смысла жизни и социальной потребности жить для других. Как говорил Л.Н, Толстой, духовный человек «живет своими мыслями и чужими чувствами».

            В рамках нашего сада педагоги в основном осуществляют нравственное воспитание детей. Духовное воспитание в МАДОУ предполагает приобщение детей к обычаям, обрядам, традициям, культуре своего народа, знакомство с религиозными праздниками и т.д.

            Наши дети развиваются стремительно, и, если сравнить современных малышей 3-5 лет и их сверстников 10-15 лет назад, мы увидим огромную разницу в их развитии. Наши дети очень развиты технически, они имеют большую информацию о современной технике: компьютерах, видео, телевидении, телефонах, домашних машинах-помощниках и т.д.

Современный ребенок легко назовет десятки фильмов, где есть герои-супермены, но немногие дети назовут отечественные фильмы  о добрых чувствах, делах, благородстве и достоинстве.

            Таким образом, мы наблюдаем спад  в духовно-нравственном развитии детей. Со стороны взрослых уделяется мало внимания таким вопросам, как достойное поведение ребенка в обществе, вежливое обращение детей к сверстникам и взрослым и т.д.

            Слайд 8

Все мы прекрасно осознаем, что благородство души, честь, доброта, нужна человеку как воздух, одежда, вода, пища. Духовные и нравственные привычки нужны, ибо они создают иммунитет против пошлости, нравственной арифметики взаимоотношений (ты – мне, я - тебе).Хочу такой сайт

            Формирование духовно-нравственного опыта и поведения детей происходит в процессе разнообразных видов детской деятельности – на занятиях, в труде, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми.

            Слайд 9

Ставя перед собой задачи по нравственно-духовному воспитанию, следует обратить внимание на следующее положение:

            установление и развитие деловых и межличностных на уровне «воспитатель – ребенок - группа»;

·           уважение самооценки личности дошкольника;

·           вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств характера;

·           создание психологической основы и стимулирование самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации задач духовно-нравственного плана.

 

В работе педагогов по нравственно-духовному воспитанию главным методом на всех возрастных этапах считать игру с опорой на познавательный материал, усложняющийся поэтапно и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

            Большая роль в осуществлении многосторонних задач по нравственно-духовному воспитанию отводится художественной литературе. Широко использовать в воспитании культуры поведения произведения Осеевой, А. Барто, К. Чуковского, Е.Пермяка и др. авторов.

            С детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется использовать элементы ТРИЗ («Мозговой штурм») – придумываем и сочиняем концовку рассказа так, чтобы все закончилось хорошо путем создания специальных ситуаций.

            В своей работе используйте методы напоминания, разъяснения, объяснения (особенно в младшем возрасте). Терпеливо напоминайте, что каждый предмет имеет свое место, назначение. Объясняйте, что игрушки, книги, вещи служат дольше, выглядят как новые, если с ними обращаться аккуратно.

            Используйте положительную оценку, похвалу, одобрение, которые создают у детей уверенность в том, что они поступают правильно, побуждая их тем самым к дальнейшим положительным действиям.

            В старшем возрасте придавайте поведению детей общественную направленность: воспитывайте в детях желание считаться с удобствами окружающих, опекать младшего, заступаться за того, кто послабее, проявлять внимание и сочувствие к товарищу, предупредительность и уважение к взрослым.

            Всю работу необходимо проводить в тесной связи с семьей. Если ребенок получает вместе со знаниями, навыками, умениями еще и радость, хорошее настроение, учится и умеет любить, получает ответы на все вопросы, учится делать нравственный выбор и определять нравственную оценку и самооценку поступков, то можно считать задачу духовно-нравственного воспитания решаемой. Воспитывать детей надо с радостью, передавая им душевную доброту и понимание.

 

Слайд 10   СЛОВА Александра Васильевича Камкина

            Хочется верить, что при таком подходе ребенок уже в детстве сможет понять, что любовь, доброта, великодушие, благородство сильнее зла, пошлости, насилия.

«Воспитывать наших детей, как достойных представителей своей культуры, знающих и понимающих ее идеалы и ценности, и в то же время открытых другим культурам, обладающих навыками взаимопонимания в со­временном поликультурном социуме наша главная задача. В то же время мы прекрасно понимаем, что далеко не все из культурного и духовно­го наследия понятно нынешнему ребенку, не все им принимается. Понимали и то, что информация не должна «захлеснуть» ребенка, не должна его угнетать. Всегда должно оставаться место для осмысления, сердечного понимания.

 Каким же образом представить фундаментальные ценности нашей культуры, веры, образа жизни в таком важнейшем институте социализации детей и молодежи как школа? Как сделать это доступно и увлекательно? Могут ли традиционные ценности стать жизненным ориентиром для современного подростка?

Именно решению указанной задачи подчинена образовательная программа «Истоки», которая ныне успешно развивается в российском образовании. «Истоки» направлены на то, чтобы школьник по­пытался осознать себя деятельным субъектом сохранения и преумножения духовного, нравственного и социокультурного опыта Отечества.

 Важно и то, что в рамках программы духовно-нравственные ценности развиваются не только у учащихся, но и у преподавателей, а также родителей, которые находятся в совместном процессе духовного созидания».

                                                                                           

Александр Васильевич Камкин

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.01.2019

Дата обновления: 11.01.2019

Дата публикации: 05.12.2018

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».