09.01.2019
МАДОУ №15 «ЮГОРКА» Тема: «Истоки русской старины».
Сценарий детско – родительского развлечения
«Посиделки»
для детей в старшей группе.
Выполнили и провели:
Аминева .Л.А.
Соловьева.А.В.
Ход:
Цель: создать
условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
- Развивать
интерес к народному искусству через народные игры;
- Воспитывать
чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями,
трудолюбием, умением работать и веселиться от души;
- Формировать
положительные эмоциональные чувства.
Цели:
1. Воспитывать интерес и
уважительное отношение к русской культуре.
2. Продолжать знакомить детей с
обычаями и традициями русского народа.
3. Формировать интерес к русскому
народному творчеству, приобщая детей к духовно-нравственному воспитанию.
4. Развивать желание участвовать в
празднике, быть причастным к нему.
5. Продолжать знакомить детей с
русским фольклором.
6. Дать детям понятие о русском
народном костюме.
7. Учить детей самовыражаться в
плясках и играх.
8. Развивать у детей эмоциональную
отзывчивость от встречи с прекрасным.
9. Обратить внимание детей на
узорчатости украшений сарафана, сорочки, кокошника.
Оформление зала:
Зал оформлен в русском стиле,
предметами народного быта. Прялка, веретенце; печка, покрытая лоскутным
одеялом. Посередине стоит стол с самоваром и бубликами, чашками.
Вдоль стен разместились скамейки, накрытые вышитыми дорожками. На
центральной стене висит самотканый ковер, салфетки, портреты жителей избы,
обрамленные вышитыми кружевными полотенцами. У стены стоит кровать,
застланная лоскутным покрывалом с подзорами и кружевными подушками.
Плетеные корзинки украшают избу. Старинный сундук с нарядами,
утюг с углями, патефон, полки с домашней утварью подчеркивают самобытность и
переносят участников посиделок во времена наших предков.
Родители
находятся в музыкальном зале. Дети в
русских костюмах свободно входят в зал, рассаживаются по командам.
Ведущая: Здравствуйте, люди
добрые! /гостям/
Разудалые молодцы русские!
/мальчикам/
Здравствуйте, красны девицы!
/девочкам/
Сегодня мы постараемся вспомнить
про русские народные обычаи и традиции.
Соизвольте выслушать, люди
добрые, слово вестное.
Как в старые годы прежние, жили
люди.
Сибиряки – народ суровый,
гостеприимный и трудовой. Но умеют они не только хорошо работать, но и здорово
веселиться. Как правило, в каждом краю есть свой заводила “Староста” и у нас в командах тоже будет свой староста. Задачи
старосты не просты, он следит за порядком в своем команде. В знак особого
доверия повязывают ему праздничный “Гашник”
- пояс. А старосту выберем по считалке. (команды по очереди выбирают старосту).
Все дети.
Чок, чок, чок,
Зубы на крючок,
Язычок на палочку,
Начинай считалочку.
Ведущая: Старосты, прошу вас,
поздоровайтесь друг с другом и назовите свои имена /старосты знакомятся/.
Вот корзинки каждой команде поставим, и будем
туда складывать шишки, которые вы будете зарабатывать своей смекалкой,
ловкостью.
К концу всех
соревнований и конкурсов посмотрим, чей мешок будет тяжелее.
Ведущая: А теперь можно
и силой помериться, а ну-ка старосты выбирайте силачей, за какой командой
победа будет? /ставит пенек,
силачи присев на колено, ставят локти на пенек, правыми руками смыкают ладони в
замок/.
Ведущая: Конкурс второй –
перетягивание каната. Старосты, выбирайте ребяток на перетягивание каната!
Ведущая: Гуляние, как обычно, начиналось с “Задирок”, а мы начнём с «Дразнилок». Старинная русская народная забава «Стенка на стенку».
Конкурс «Кто больше дразнилок знает» (Приложение 1).
Все
встают, стенкой взявшись за руки, одна команда напротив другой.
Ведущая:
пословица: душа и ум русского народа, в ней и
к Родине любовь и хвала труду, и мудрость русского народа.
Я скажу два слова из пословицы, а
вы назовете ее полностью.
1. Лес рубят, …
/щепки летят/;
2. Волков бояться, …
/в лес не ходить/;
3. Шила в мешке … /не
утаишь/;
4. Сделал дело, …
/гуляй смело/
5. Без труда … /не
вынешь рыбку из пруда/;
6. Делу время, …
/потехе час/.
Ведущая: А теперь,
чья команда больше назовёт пословиц?
Ведущая: Верно,
молвится в пословице:
“Делу время – потехе час”.
У
кого там хмурый вид? Снова музыка звучит!
Собирайся
детвора! Ждёт вас русская игра!
Русская народная игра: «Кум – кумок, продай уголок!»
Звучит музыка, дети образуют круг,
в центре танцует водящий. Музыка стихает, водящий подходит к любому игроку:
«Кум, кумок, продай уголок!»
Ребёнок: «А что дашь?»
Водящий: «Голик, да веник, да сто
рублей денег!»
Ребёнок: «Согласен!»
Дети пожимают друг другу руки и
бегут вдоль круга в противоположные стороны, кто не успел остановиться, тот
становится водящим.
1 ребёнок: Собрались мы позабавиться да потешиться
2 ребёнок: Пошутить, поиграть, посмеяться
Все: Смех вам да веселье!
Ведущая:
Небылицы в лицах, сидят в теремах-светлицах,
щелкают орешки да творят насмешки. (Дети рассказывают шутливые диалоги).
Шутливые диалоги.
— Федул, что губы
надул?
— Кафтан прожег.
— Можно зашить.
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Один ворот остался.
— Фома, что из леса
не идешь?
— Да медведя поймал!
— Так веди сюда!
— Да он не идет!
— Так сам иди!
— Да он меня не
пускает!
— Сынок, сходи за
водицей на речку!
— Брюхо болит!
— Сынок, иди кашу
есть!
— Что ж, раз мать
велит — надо идти!
— Что ваши девчата
делают?
— Шьют да поют.
— А матушки?
— Порют да плачут.
Ведущая: По русскому обычаю, прежде чем заслать сватов
в дом невесты, девицу проверяли в работе.
Вот вам задание, девицы любезные:
“Кто быстрее смотает
нитки в клубочек”.
(Дает по клубочку ниток,
самой проворной – шишку в корзинку).
Ведущая:
Домовой за печкой жил
С ребятишками дружил.
Он хозяйке помогал
Всех гостей он развлекал.
Он за печкою сидит
Иногда слегка ворчит.
А вообще он удалой
Самый лучший в мире домовой.
Кто это? (Кузя).
Дети:
Кузя!
Домовой:
Аюшки!
Дети:
Где ты был?
Домовой:
У бабушки!
Дети:
Что принес?
Домовой:
Оладушки.
Где ж они?
Домовой:
Под лавкой.
Дети:
Экий, ты, Кузя чудак.
Домовой:
А вы бы дети как?
Дети:
А мы бы оладушки на стол поставили и съели.
Домовой:
Ладно, в другой раз так и сделаю.
Дети:
Кузя!
Домовой:
Аюшки!
Дети:
Где ты был?
Домовой:
У бабушки!
Дети:
Что принес?
Домовой:
Сапожки.
Дети:
Где же они?
Домовой:
А я сделал, как вы велели.
На стол поставил и съел.
Домовой:
Сяду рядышком на лавке
Вместе с вами посижу.
Загадаю вам загадки
Кто смышленый погляжу.
Собираю я загадки
В кузовок берестяной,
Что лежит, в нем вы узнаете,
Коль загадки отгадаете.
Ведущая:
Загадки родителям
1. Курочка пустодом, свила гнездо за двором. Сама - в
гнезде, яички – наружу? /Картофель/
2. На крайчике, на сарайчике две куклы сидят, обе врозь
глядят? /Рога у коровы/
3. Полно корыто пузырей намыто? /Соленые огурцы/
4. Ни свет, ни заря пошел, согнувшись со двора? /Коромысло/
5. На сковородку наливай, да вчетверо сбивай? /Блин/
6. «То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит» (гармонь)
7. «В лесу выросло,
Из лесу вынесли.
В руках плачет,
А кто слушает, скачет» (рожок)
8.«В лесу тук-тук,
В избе ляп-ляп.
В руках дзинь-дзинь,
По полу топ-топ» (балалайка)
Игра на музыкальных нструментах.
Ведущая:
а команды слушают следующие загадки.
Покупают по дешёвке
Дырки на верёвке.
Кто с солью, кто с маком,
А кто и с таком. (баранки)
На ручке плошка –
Черпай понемножку. (ложка)
Шёлковое поле, 4 угла,
Цветы на нём не вянут,
Не сохнет трава. (платок)
Не
сапоги, не туфли,
Не шиты, не вязаны,
К ногам тесьмой
привязаны. (лапти)
Ведущая: Из глубоких
веков до нас дошли добрые сказки. А в них очень часто к имени персонажа
добавляется ещё одно слово, его характеризующее. Например, лисичка – сестричка,
кумушка – лиса. Давайте поиграем! Я буду называть слово, а вы подбирать к нему
«сказочное» слово.
«Мишка – косолапый»;
«Петушок – золотой гребешок»;
«Кощей – бессмертный»;
«Зайчишка – трусишка»;
«Волчок – серый бочок»;
«Избушка – на курьих
ножках»;
«Травушка – муравушка»;
«Баба Яга – костяная нога».
Ведущая: Я называю пословицу, а вы смотрите на эти
иллюстрации, говорите, какая эта сказка, и догадайтесь, к какой сказке подходит эта пословица.
Друзья познаются в
беде. («Петушок и бобовое зёрнышко»)
У работающего в руках
огонь горит. («Два Мороза»)
Худо тому, кто добра
не делает никому. («Гуси – лебеди»)
Ведущая: А какое
гулянье без задорных, смешных частушек, посмотрим, чья команда их больше
знает? Запевайте! Частушки!
Частушки!
Ребёнок:
Ты живи, частушка,
всяко:
Под гармошку и струну,
Надо нам, друзья,
однако,
Спеть сегодня не одну.
Все дети:
А гармошка заиграла
И пустились ноги в пляс,
Мы про лапти – лапоточки,
Пропоем сейчас для Вас.
Мальчик:
Ой, лапти мои, лапотушечки
До чего же хороши, как игрушечки.
Девочка: Подарил Матвей пять пар лаптей,
А куда же их девать?
Все: На вечорку одевать!
Мальчик:
Ой, лапти мои, лапти ходики,
Попляшите лапоточки в хороводике.
Девочка:
Ой, лапти мои носки выстрочены,
Не хотела, я плясать сами выскочили.
Мальчик:
Что с лаптями не пойму - вправо, влево носятся,
Не стоят они на месте, так плясать и просятся.
Девочка:
Ой, бей дробней не жалей лаптей,
Лапти хода не дают
От гармошки отстают
Книга Социокультурные
Истоки:
Ведущая:
Что ж спели и сплясали славно, пора ваши доходы
подсчитывать, чья команда больше шишек добыла, да добру славу заработала.
Старосты, считайте шишки! /Подсчитывают в корзинке шишки/.
Ведущая:
Благодарю душевно всех, люди добрые.
Желаю вам хлебушка в дом, да сало в ладонь!
До свидания, вам всем жить, да не тужить…
До ста лет дожить!
/Русский поклон/
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.01.2019
Дата обновления: 09.01.2019
Дата публикации: 09.01.2019