04.12.2018
Консультация для
родителей
«О программе «Истоки.
Воспитание на социокультурном опыте»
Воспитатель: Гафарова Г.Г.
«О программе «Истоки. Воспитание на
социокультурном опыте».
«… Радостно и свободно глядит душа ребенка на мир,
не думая извлекать из него пользу, … прежде всего и больше всего любуясь им,
радуясь тому прекрасному, что в нем находится»
(В. В. Зеньковский).
Одно из основных
направлений отечественной педагогики обращено к духовно-нравственным ценностям.
Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с
восстановлением традиций, исторической преемственности поколений, развитием
национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому
наследию
российского народа. Духовно-нравственное воспитание
подрастающего поколения эффективно осуществлять в дошкольном детстве, когда
ребенок еще всецело открыт, когда закладываются базовые качества личности, то
есть происходит процесс накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств,
отношений, знаний, умений и т.д. ДОУ на современном этапе активно решают задачи
по духовно-нравственному развитию личности дошкольников, но ведущую роль в е.
становлении играет семья, ведь именно в семье благодаря примеру взрослых
ребенок приобретает, первый социокультурный опыт, к сожалению не всегда
положительный. Поэтому,
актуальной становиться задача объединения усилий
дошкольного образовательного учреждения и семьи для успешного
духовно-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника. В современной педагогике
эту задачу позволяет решить программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном
опыте» («Социокультурные истоки») для дошкольного образования, способствующая
возрождению многовековых традиций России. Программа предполагает тесное сотрудничество
и взаимодействие ДОУ с семьей.
Содержание программы составляют ценности культуры:
мудрые пословицы и умные с хитрецой загадки,
хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и
сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы,
картины наших выдающихся художников, музыкальные
произведения русских композиторов, родная песня и
народная игрушка, помогают дошкольникам
лучше понять и принять ценности родной культуры. Программа
успешно реализуется во многих регионах России Программа «Социокультурные
истоки» для дошкольного образования реализует позволяет:
- Создавать условия для активного приобщения
воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям
российской цивилизации;
- Развивать социокультурную основу личности, начиная
с дошкольного возраста;
- Обеспечивать единство умственного и
эмоционально-нравственного развития дошкольника;
- Создавать единый союз между ДОУ и семьей в
воспитании и развитии ребенка, повышать педагогическую культуру родителей;
- Интегрировать знания об окружающем мире, в котором
живет и развивается ребенок, формировать опыт его целостного восприятия;
Воспитательно-образовательная программа
«Социокультурные истоки» с детьми и родителями реализуется педагогами ДОУв
свободное от занятий время в течение всего учебного года. Принцип построения
программы «Социокультурные истоки» для дошкольного образования обусловил
следующие этапы освоения курса:
- В старшей группе (5-6 лет) обращается внимание на
истоки ценностей внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость…);
В течение месяца
воспитатель планомерно организует работу с детьми и родителями. Работа
осуществляется через разные виды деятельности: беседы, игры (музыкальные,
подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и т.д), художественное чтение,
изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого-познавательную,
трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную деятельность.
Большинство занятий (итоговых мероприятий) носит интегративный характер.
Вся деятельность по
программе позволяет эффективно решать задачи духовно-нравственного воспитания и
речевого развития детей, то есть происходит обогащение и активизация словарного
запаса, развитие монологической и диалогической речи. Вся деятельность в
течении месяца является предварительной работой к итоговому мероприятию
(занятию), которое рекомендуется проводить в последнюю неделю месяца. Таким образом,
программа предполагает 9 итоговых мероприятий (занятий) в год в каждой
возрастной группе.
Содержание программы
«Социокультурные истоки» и предполагаемые способы взаимодействия выстроены с
учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и усложняются
постепенно.
Существенной
особенностью программы ««Социокультурные истоки» является тесное взаимодействие
педагогов с родителями, семьей, а именно непосредственное участие родителей в
подготовке и проведении итоговых занятий (мероприятий). Активное взаимодействие
с ребенком в условиях ДОУ, возможность наблюдать опыт, имеющийся у других родителей,
позволит взрослым приобрести новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение.
- Старший возраст: тема «Радость послушания». Дети
сидят полукругом, и перечисляют правила послушания, кладя свою ладонь на колено
другом ребенку (можно использовать платочек).
Центральное место в
книге занимает сказка, сказ, былина, фрагменты произведений классический или
житийной литературы. После текстов в книгах помещены вопросы и задания к ним.
Народные игры, песенки, потешки, поговорки, пословицы, помещенные в книгах для
развития, являются составной частью традиций народа, т.е. его духовного
потенциала, формировавшегося на протяжении длительного времени. Фольклорные произведения
возвращают детей к ценности родного слова, возрождают их генетическую память.
В конце каждой книги
предлагается литература для дополнительного чтения. Это не случайные
произведения. Их цель – помочь детям и взрослым глубже осмыслить традиционные
ценности родного народа, расширить и обогатить познания и чувства, используя
ресурс семьи.
- Первоначальное освоение воспитателями,
дошкольниками и их родителями системы социокультурных ценностей;
- Развитие коммуникативных умений (умение слушать
друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)
- Развитие управленческих способностей (способность
осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать
и достигать результатов).
- Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества
и объема высказываний);
- Развитие мотивации к общению у детей и взрослых
(увеличение числа позитивных контактов);
- Создание предпосылок для успешной адаптации
ребенка в начальной школе.
Таким образом,
программа «Социокультурные истоки» формирует гражданскую позицию детей и их
родителей, воспитывает у них чувство любви к своему Отечеству. Чувство любви к
Родине является духовной ценностью, определяющей жизненный путь человека,
проясняющей его смысл. Только через испытание великого чувства любви к Отчизне воспитывается
патриотизм.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.12.2018
Дата обновления: 04.12.2018
Дата публикации: 04.12.2018