Методические рекомендации для педагогов и родителей по профилактике суицида

08.02.2017

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно с образовательным учреждением, семьей и самими детьми.

I. Мероприятия, которые можно предложить педагогам в целях профилактики психотравмирующих факторов в образовательном процессе.

1.Внедрять в практическую образовательную среду технологии, направленные на сохранение здоровья учащихся, в том числе психологического, включив их в учебно-методический план работы учреждения:

· социально-адаптирующие и личностно развивающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья детей и повышение ресурсов психологической адаптации учащихся;

· психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, направленной на предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.. Использовать для этого различные психогимастики, физкультминутки, коррекционно- развивающие паузы на снятие эмоционального напряжения.

2. Рассмотреть на методических семинарах, методических объединениях и совещаниях следующие вопросы:

· педагогические возможности коррекции эмоционального состояния учащихся (мероприятия, направленные на предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.; распределение учебной нагрузки для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей и возможностей; создание условий для необходимой двигательной активности детей);

· возможности образовательных учреждений в формировании навыков сохранения здоровья детей и подростков; обучение детей и подростков навыкам и умениям преодоления стресса; организация "Дней здоровья", "Дней психологической разгрузки", организация проектной научно-исследовательской деятельности самих учащихся по проблеме сохранения здоровья (под руководством учителей естественных дисциплин);

· использовать возможности адаптивной физической культуры (коррекционно-развивающие паузы, утренняя гимнастика, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе) для профилактики гиподинамии, утомляемости и эмоциональных нагрузок у учащихся;

3. Выработать систему педагогических мер помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к учебному процессу (обеспечение личностно-ориентированного подхода в учебном процессе; при обучении ориентироваться на индивидуальные возможности и способности учащегося; создать условия для проведения дополнительных консультаций и занятий с отстающим учеником).

4. Проводить мероприятия (в рамках классных часов или иных форм внеурочной работы), направленные на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в детском и подростковом коллективе:

· теоретические и практические занятия по формированию у учащихся культуры сотрудничества; выработке у них коммуникативной компетенции (умений и навыков грамотно строить общение, предупреждать эмоциональные конфликты, конструктивно разрешать возникшие противоречия со сверстниками и взрослыми);

· разбор примерных конфликтных ситуаций с возможными вариантами их решения.

5.Организовать патронирование и оказание социально-педагогической поддержки неблагополучным семьям (классный руководитель совместно с психологом и социальным педагогом школы).

6.Проведение с родителями просветительских и обучающих мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для эмоционального, нравственного и физического развития ребенка в семье; по созданию в семье условий сохранения психологического здоровья детей.

Примерная тематика бесед с родителями может быть следующей:

· Создание в семье сотрудничающих взаимодействий с детьми

· Родительская поддержка ребенка при переходе в средние классы

· Влияние стиля воспитания родителей на личностное развитие ребенка

· Трудности подросткового возраста

· Помощь родителей детям с проблемами в обучении

· Психологические особенности юношеского возраста

Родительские собрания можно проводить в традиционной форме, можно использовать циклы просветительских программ «Университета для родителей» по вопросам воспитания и конструктивного взаимодействия с детьми.

7.Осуществление в образовательном процессе личностно-ориентированного подхода, изменение авторитарного стиля общения на демократический в системе «учитель - ученик».

8.

II. Признаки, по которым можно определить учащегося, переживающего трудную жизненную ситуацию:

1. Внешний вид и поведение:

· гипомимия (ослабление выразительных движений лицевой мускулатуры);

· амимия (отсутствие выразительности лицевой мускулатуры);

· тихий монотонный голос;

· замедленная речь;

· краткость ответов;

· отсутствие ответов;

· ускоренная экспрессивная речь;

· патетические интонации;

· причитания;

· склонность к нытью;

· общая двигательная заторможенность;

· бездеятельность, адинамия;

· двигательное возбуждение.

2. Эмоциональные нарушения:

· скука;

· грусть;

· уныние;

· угнетенность;

· мрачная угрюмость;

· злобность;

· раздражительность;

· ворчливость;

· брюзжание;

· неприязненное, враждебное отношение к окружающим;

· чувство ненависти к благополучию окружающих;

· чувство физического недовольства;

· безразличное отношение себе, окружающим;

· чувство бесчувствия;

· тревога беспредметная (немотивированная);

· тревога предметная (мотивированная);

· ожидание непоправимой беды;

· страх немотивированный;

· страх мотивированный;

· тоска как постоянный фон настроения;

· взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;

· углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.

3. Психические заболевания:

· депрессия;

· неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;

· маниакально-депрессивный психоз;

· шизофрения.

4. Оценка собственной жизни:

· пессимистическая оценка своего прошлого;

· избирательное воспоминание неприятных событий прошлого;

· пессимистическая оценка своего нынешнего состояния;

· отсутствие перспектив в будущем.

5. Взаимодействие с окружающими:

· нелюдимость, избегание контактов с окружающими;

· стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью;

· склонность к нытью;

· капризность;

· эгоцентрическая направленность на свои страдания.

6. Вегетативные нарушения:

· слезливость;

· расширение значков;

· сухость во рту («симптомы сухого языка»);

· тахикардия;

· повышенное артериальное давление;

· ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха;

· ощущение комка в горле;

· головные боли;

· бессонница;

· повышенная сонливость;

· нарушение ритма сна;

· отсутствие чувства сна;

· чувство физической тяжести, душевной боли в груди, в других частях тела;

· запоры;

· снижение веса тела;

· повышение веса тела;

· снижение аппетита;

· пища ощущается безвкусной;

· нарушение менструального цикла (задержка).

7. Динамика состояния в течение суток:

· улучшение состояния к вечеру;

· ухудшение состояния к вечеру.

Все вышеперечисленные признаки определяются педагогом методом наблюдения за учащимся и личной беседы с ним. Однако наличие только одного из вышеперечисленных признаков еще не свидетельствует о том, что подросток предрасположен к суицидальному поведению. Лишь совокупность и постоянство этих признаков должны обратить внимание педагогов и родителей на возможный факт суицидальной попытки.

III. Виды суицида:

· демонстративно-шантажное суицидальное поведение (цель: не лишение себя жизни, а демонстрация субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих);

самоповреждающее (парасуицидальное) поведение (нанесение самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения);

·истинное суицидальное поведение (последовательная реализация обдуманного плана лишения себя жизни).

Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне не отчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.

IV. Факторы, предрасполагающие к суициду:

·отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;

·резкое повышение общего ритма жизни;

·социально-экономическая дестабилизация;

·алкоголизм и наркомания среди родителей;

·жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;

·алкоголизм и наркомания среди подростков;

· неуверенность в завтрашнем дне;

·отсутствие морально-этических ценностей;

· конфликт с друзьями или педагогами;

· потеря смысла жизни;

·низкая самооценка, трудности в самоопределении;

· безответная любовь;

· отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в жизни, становится жертвой самоубийства, при этом дети из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека кчеловеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

V. Меры, которые может предпринять педагог:

· для предотвращения случаев самоубийств среди детей педагог размещает в школе плакаты, буклеты с информацией о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов;

·при выявлении учащегося, который нуждается в психолого-педагогической поддержке, педагог рекомендует родителям обращение к школьному психологу, социальному педагогу. Необходимо указанным специалистам совместно (педагогу, психологу, социальному педагогу) выработать коррекционную программу работы с данным учащимся;

· при отсутствии в штате образовательного учреждения педагога-психолога, учитель рекомендует родителям обращение в психолого-педагогические центры;

· в случае неявки родителя в школу или невыполнения им рекомендаций педагога (в течение 14 дней), администрация школы направляет письмо по месту работы родителя с уведомлением о невыполнении им родительских обязанностей;

· в случае работы с неблагополучной семьей, педагог привлекает к сотрудничеству Комиссии по делам несовершеннолетних при районных администрациях города;

· все свои действия педагог оформляет через служебные записки на имя администрации школы, которые должны регистрироваться в «Журнале по учету служебных писем», копия которых с отметкой о получении остается у педагога. Лицо, ответственное за регистрацию писем, назначается директором учебного учреждения. В случае отказа в регистрации письма, педагог составляет акт об этом отказе за подписью двух свидетелей (совершеннолетних).

VI. Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей:

· необходимо открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;

· необходимо помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;

· необходимо обязательно содействовать в преодолении препятствий;

· необходимо одобрять словом и делом любые стоящие положительные начинания детей;

· нельзя применять физическое наказание ни при каких обстоятельствах;Хочу такой сайт

· необходимо больше любить своих подрастающих детей, быть внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.

Список рекомендуемой литературы

1.

Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. – М., 1978.

2.

Амбрумова А.Г., Постовалова Л.И. Мотивы самоубийств // Социологические исследования. - 1987. №6.

Атватер И. Я вас слушаю. М., 1978.

3.

Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002.

4.

Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., 2002.

5.

Бойко В. В. Правила эмоционального поведения. СПб., 2000.

6.

Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. М., 1999.

7.

Вроно Е. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. - М.: Академический Проспект. - 2001.

8.

Всемирная организация здравоохранения. Предотвращение самоубийств. Справочное пособие для консультантов. - Женева, 2006.

9.

Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений". - СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс". - 2004.

10.

Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? 3-е изд. М., 2001.

11.

Горская М. В. Диагностика суицидального поведения у подростков. // Вестник психосоц. работы. – 1994. №1.

12.

Девиантность подростков: терапия, методология, Эмпирическая реальность /Я. Глинский, И. Гурвич, М. Русакова, Ю. Симпура, Р. Хлопушин. Учебно-научное издание. - С-Пб.: - Медицинская пресса, 2001.

13.

Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб., 2003.

Дети группы риска в образовательной школе / Под ред. С. В. Титовой. СПб., 2008.

14.

Иванова Е. Н. Эффективное общение и конфликты. СПб.: Рига, 1997.

15.

Кораблина Е. П. Формирование готовности к оказанию психологической помощи: Учебное пособие. СПб., 2007.

16.

Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1999.

17.

Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001.

18.

Лабунская В. А. и др. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М., 2001.

19.

Мягков А.Ю., Смирнова Е.Ю. Структура и динамика незавершенных убийств //СОЦИС (Социологические исследования). - 2007. - №3.

20.

Огнев И. Психологическая безопасность. Ростов н/Д, 2007.

21.

Осорина Н.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб: Речь. 2007.

22.

Психология суицида: учебно-метод. пособие / Сост. И.Н. Рассказова. - Омск: изд-во ОмГМА. - 2005.

23.

Пархомчук Г. С. Общаться с подростком. Как? Книга для умных родителей. СПб., 2008.

24.

Психологическая адаптация и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М., 2007.

25.

Психологические тренинги с подростками. СПб., 2008.

26.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. - М.: ЦГЛ, 2003.

27.

Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991.

28.

Скрипкина Т. П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/995/995021.htm.

29.

Ушакова Е.С. Суицидальные риски//СОЦИС (Социологические исследования). - 2008. - №2.

30.

Ушакова Е.С. Суицидальные риски//СОЦИС (Социологические исследования). - 2008. - №2.

31.

Шкуратова И. П. Мотивация самораскрытия в межличностном общении. http://www.follow.ru/article/126.

32.

Шрагина Л. И. Анатомия конфликта. http://www.follow.ru/article/172.

Электронные ресурсы

1. http://www.cogito-centre.com – сайт психологического издательства «Когито-Центр».

2 . http://www.follow.ru – сайт, на котором можно получить консультации психологов, найти статьи по популярной психологии, психологические тесты.

3. http://spasizhizn.com– сайт полезных материалов о суициде: статьи, книги, притчи, рассказы, видео и аудиоматериалы.

4. http://pedsovet.su/ – сообщество взаимопомощи учителей.

5. http://www.suicida.net/ – сайт о профилактике суицида.

Памятка для родителей по профилактике суицида

Общими признаками подросткового суицида являются:

· депрессия,

· отчуждение от друзей и семьи,

· потеря интереса к окружающим,

·потеря энергии, снижение активности, плохое настроение,

· раздражительность, чувство беспомощности.

Что может удержать ребенка и подростка от суицида?

· Установите заботливые взаимоотношения с ребенком.

· Будьте внимательным слушателем.

· Будьте искренними в общении.

· Спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей его ситуации.

·Помогите определить источник психологического дискомфорта.

· Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.

· Помогите осознать ребенку его личностные ресурсы.

·Окажите поддержку в успешной реализации в настоящем и помогите определить перспективы на будущее.

От заботливого и любящего человека, находящегося рядом в тяжелую минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Родители, формируя отношения, помогая ребенку в его развитии, получают результат своего воздействия, результат своего труда.

Куда обращаться за помощью?

Разобраться в причинах конфликтов и трудностей, справиться с ситуацией, наладить взаимоотношения в семье и в коллективе, предотвратить негативные последствия Вам помогут:

· педагог-психолог,

·специалисты, работающие на телефонах доверия центров кризисной психологической помощи*,

· частный психотерапевт или психолог,

·психиатрическая служба, психоневрологический диспансер,

· приемное отделение Скорой помощи,

· духовник или священник.

*указать адреса и телефоны центров психологической помощи конкретного населенного пункта


Памятка для педагогов по профилактике суицида

Признаки депрессии у детей:

· печальное настроение,

· потеря свойственной детям энергии,

· внешние проявления печали,

· нарушение сна,

· соматические жалобы,

· изменение аппетита или веса,

· ухудшение успеваемости,

· снижение интереса к обучению,

· страх неудачи,

· чувство неполноценности,

· самообман – негативная самооценка.

Формы профилактики подростковой суицидальности:

Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя.

Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии.

Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.

Неразглашение фактов суицидальных случаев в школьных коллективах.

Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска.

Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.

Формирование у учащихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.

Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

Предоставление информации учащимся о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов (плакаты, буклеты).

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.11.2018

Дата обновления: 03.04.2020

Дата публикации: 08.02.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».