08.02.2017
Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно с образовательным учреждением, семьей и самими детьми.
I. Мероприятия, которые можно предложить педагогам в целях профилактики психотравмирующих факторов в образовательном процессе.
1.Внедрять в практическую образовательную среду технологии, направленные на сохранение здоровья учащихся, в том числе психологического, включив их в учебно-методический план работы учреждения:
· социально-адаптирующие и личностно развивающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья детей и повышение ресурсов психологической адаптации учащихся;
· психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, направленной на предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.. Использовать для этого различные психогимастики, физкультминутки, коррекционно- развивающие паузы на снятие эмоционального напряжения.
2. Рассмотреть на методических семинарах, методических объединениях и совещаниях следующие вопросы:
· педагогические возможности коррекции эмоционального состояния учащихся (мероприятия, направленные на предотвращение формирования у детей и подростков дезадаптационных состояний: переутомления, гиподинамии, дистресса и т.д.; распределение учебной нагрузки для каждого учащегося, исходя из его индивидуальных способностей и возможностей; создание условий для необходимой двигательной активности детей);
· возможности образовательных учреждений в формировании навыков сохранения здоровья детей и подростков; обучение детей и подростков навыкам и умениям преодоления стресса; организация "Дней здоровья", "Дней психологической разгрузки", организация проектной научно-исследовательской деятельности самих учащихся по проблеме сохранения здоровья (под руководством учителей естественных дисциплин);
· использовать возможности адаптивной физической культуры (коррекционно-развивающие паузы, утренняя гимнастика, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе) для профилактики гиподинамии, утомляемости и эмоциональных нагрузок у учащихся;
3. Выработать систему педагогических мер помощи учащимся, испытывающим трудности в адаптации к учебному процессу (обеспечение личностно-ориентированного подхода в учебном процессе; при обучении ориентироваться на индивидуальные возможности и способности учащегося; создать условия для проведения дополнительных консультаций и занятий с отстающим учеником).
4. Проводить мероприятия (в рамках классных часов или иных форм внеурочной работы), направленные на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в детском и подростковом коллективе:
· теоретические и практические занятия по формированию у учащихся культуры сотрудничества; выработке у них коммуникативной компетенции (умений и навыков грамотно строить общение, предупреждать эмоциональные конфликты, конструктивно разрешать возникшие противоречия со сверстниками и взрослыми);
· разбор примерных конфликтных ситуаций с возможными вариантами их решения.
5.Организовать патронирование и оказание социально-педагогической поддержки неблагополучным семьям (классный руководитель совместно с психологом и социальным педагогом школы).
6.Проведение с родителями просветительских и обучающих мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для эмоционального, нравственного и физического развития ребенка в семье; по созданию в семье условий сохранения психологического здоровья детей.
Примерная тематика бесед с родителями может быть следующей:
· Создание в семье сотрудничающих взаимодействий с детьми
· Родительская поддержка ребенка при переходе в средние классы
· Влияние стиля воспитания родителей на личностное развитие ребенка
· Трудности подросткового возраста
· Помощь родителей детям с проблемами в обучении
· Психологические особенности юношеского возраста
Родительские собрания можно проводить в традиционной форме, можно использовать циклы просветительских программ «Университета для родителей» по вопросам воспитания и конструктивного взаимодействия с детьми.
7.Осуществление в образовательном процессе личностно-ориентированного подхода, изменение авторитарного стиля общения на демократический в системе «учитель - ученик».
8.
II. Признаки, по которым можно определить учащегося, переживающего трудную жизненную ситуацию:
1. Внешний вид и поведение:
· гипомимия (ослабление выразительных движений лицевой мускулатуры);
· амимия (отсутствие выразительности лицевой мускулатуры);
· тихий монотонный голос;
· замедленная речь;
· краткость ответов;
· отсутствие ответов;
· ускоренная экспрессивная речь;
· патетические интонации;
· причитания;
· склонность к нытью;
· общая двигательная заторможенность;
· бездеятельность, адинамия;
· двигательное возбуждение.
2. Эмоциональные нарушения:
· скука;
· грусть;
· уныние;
· угнетенность;
· мрачная угрюмость;
· злобность;
· раздражительность;
· ворчливость;
· брюзжание;
· неприязненное, враждебное отношение к окружающим;
· чувство ненависти к благополучию окружающих;
· чувство физического недовольства;
· безразличное отношение себе, окружающим;
· чувство бесчувствия;
· тревога беспредметная (немотивированная);
· тревога предметная (мотивированная);
· ожидание непоправимой беды;
· страх немотивированный;
· страх мотивированный;
· тоска как постоянный фон настроения;
· взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности;
· углубление мрачного настроения при радостных событиях вокруг.
3. Психические заболевания:
· депрессия;
· неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
· маниакально-депрессивный психоз;
· шизофрения.
4. Оценка собственной жизни:
· пессимистическая оценка своего прошлого;
· избирательное воспоминание неприятных событий прошлого;
· пессимистическая оценка своего нынешнего состояния;
· отсутствие перспектив в будущем.
5. Взаимодействие с окружающими:
· нелюдимость, избегание контактов с окружающими;
· стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью;
· склонность к нытью;
· капризность;
· эгоцентрическая направленность на свои страдания.
6. Вегетативные нарушения:
· слезливость;
· расширение значков;
· сухость во рту («симптомы сухого языка»);
· тахикардия;
· повышенное артериальное давление;
· ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха;
· ощущение комка в горле;
· головные боли;
· бессонница;
· повышенная сонливость;
· нарушение ритма сна;
· отсутствие чувства сна;
· чувство физической тяжести, душевной боли в груди, в других частях тела;
· запоры;
· снижение веса тела;
· повышение веса тела;
· снижение аппетита;
· пища ощущается безвкусной;
· нарушение менструального цикла (задержка).
7. Динамика состояния в течение суток:
· улучшение состояния к вечеру;
· ухудшение состояния к вечеру.
Все вышеперечисленные признаки определяются педагогом методом наблюдения за учащимся и личной беседы с ним. Однако наличие только одного из вышеперечисленных признаков еще не свидетельствует о том, что подросток предрасположен к суицидальному поведению. Лишь совокупность и постоянство этих признаков должны обратить внимание педагогов и родителей на возможный факт суицидальной попытки.
III. Виды суицида:
· демонстративно-шантажное суицидальное поведение (цель: не лишение себя жизни, а демонстрация субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих);
самоповреждающее (парасуицидальное) поведение (нанесение самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения);
·истинное суицидальное поведение (последовательная реализация обдуманного плана лишения себя жизни).
Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне не отчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.
IV. Факторы, предрасполагающие к суициду:
·отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;
·резкое повышение общего ритма жизни;
·социально-экономическая дестабилизация;
·алкоголизм и наркомания среди родителей;
·жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;
·алкоголизм и наркомания среди подростков;
· неуверенность в завтрашнем дне;
·отсутствие морально-этических ценностей;
· конфликт с друзьями или педагогами;
· потеря смысла жизни;
·низкая самооценка, трудности в самоопределении;
· безответная любовь;
· отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи в жизни, становится жертвой самоубийства, при этом дети из неблагополучных семей, входящие в группу риска, должны находиться под пристальным вниманием педагогов и психологов. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека кчеловеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.
V. Меры, которые может предпринять педагог:
· для предотвращения случаев самоубийств среди детей педагог размещает в школе плакаты, буклеты с информацией о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов;
·при выявлении учащегося, который нуждается в психолого-педагогической поддержке, педагог рекомендует родителям обращение к школьному психологу, социальному педагогу. Необходимо указанным специалистам совместно (педагогу, психологу, социальному педагогу) выработать коррекционную программу работы с данным учащимся;
· при отсутствии в штате образовательного учреждения педагога-психолога, учитель рекомендует родителям обращение в психолого-педагогические центры;
· в случае неявки родителя в школу или невыполнения им рекомендаций педагога (в течение 14 дней), администрация школы направляет письмо по месту работы родителя с уведомлением о невыполнении им родительских обязанностей;
· в случае работы с неблагополучной семьей, педагог привлекает к сотрудничеству Комиссии по делам несовершеннолетних при районных администрациях города;
· все свои действия педагог оформляет через служебные записки на имя администрации школы, которые должны регистрироваться в «Журнале по учету служебных писем», копия которых с отметкой о получении остается у педагога. Лицо, ответственное за регистрацию писем, назначается директором учебного учреждения. В случае отказа в регистрации письма, педагог составляет акт об этом отказе за подписью двух свидетелей (совершеннолетних).
VI. Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей:
· необходимо открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;
· необходимо помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
· необходимо обязательно содействовать в преодолении препятствий;
· необходимо одобрять словом и делом любые стоящие положительные начинания детей;
· нельзя применять физическое наказание ни при каких обстоятельствах;
· необходимо больше любить своих подрастающих детей, быть внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.
Список рекомендуемой литературы
1. | Амбрумова А.Г., Жезлова Л.Я. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. – М., 1978. |
2. | Амбрумова А.Г., Постовалова Л.И. Мотивы самоубийств // Социологические исследования. - 1987. №6. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1978. |
3. | Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. СПб., 2002. |
4. | Баева И. А. Тренинги психологической безопасности в школе. СПб., 2002. |
5. | Бойко В. В. Правила эмоционального поведения. СПб., 2000. |
6. | Бороздина Г. В. Психология делового общения: Учебное пособие. М., 1999. |
7. | Вроно Е. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков. - М.: Академический Проспект. - 2001. |
8. | Всемирная организация здравоохранения. Предотвращение самоубийств. Справочное пособие для консультантов. - Женева, 2006. |
9. | Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений". - СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс". - 2004. |
10. | Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? 3-е изд. М., 2001. |
11. | Горская М. В. Диагностика суицидального поведения у подростков. // Вестник психосоц. работы. – 1994. №1. |
12. | Девиантность подростков: терапия, методология, Эмпирическая реальность /Я. Глинский, И. Гурвич, М. Русакова, Ю. Симпура, Р. Хлопушин. Учебно-научное издание. - С-Пб.: - Медицинская пресса, 2001. |
13. | Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации. СПб., 2003. Дети группы риска в образовательной школе / Под ред. С. В. Титовой. СПб., 2008. |
14. | Иванова Е. Н. Эффективное общение и конфликты. СПб.: Рига, 1997. |
15. | Кораблина Е. П. Формирование готовности к оказанию психологической помощи: Учебное пособие. СПб., 2007. |
16. | Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. М., 1999. |
17. | Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. СПб., 2001. |
18. | Лабунская В. А. и др. Психология затрудненного общения. Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. М., 2001. |
19. | Мягков А.Ю., Смирнова Е.Ю. Структура и динамика незавершенных убийств //СОЦИС (Социологические исследования). - 2007. - №3. |
20. | Огнев И. Психологическая безопасность. Ростов н/Д, 2007. |
21. | Осорина Н.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. – СПб: Речь. 2007. |
22. | Психология суицида: учебно-метод. пособие / Сост. И.Н. Рассказова. - Омск: изд-во ОмГМА. - 2005. |
23. | Пархомчук Г. С. Общаться с подростком. Как? Книга для умных родителей. СПб., 2008. |
24. | Психологическая адаптация и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. М., 2007. |
25. | Психологические тренинги с подростками. СПб., 2008. |
26. | Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. 2-е изд., испр. - М.: ЦГЛ, 2003. |
27. | Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. Киев, 1991. |
28. | Скрипкина Т. П. Взаимодоверие как основание межличностных взаимодействий. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1999/995/995021.htm. |
29. | Ушакова Е.С. Суицидальные риски//СОЦИС (Социологические исследования). - 2008. - №2. |
30. | Ушакова Е.С. Суицидальные риски//СОЦИС (Социологические исследования). - 2008. - №2. |
31. | Шкуратова И. П. Мотивация самораскрытия в межличностном общении. http://www.follow.ru/article/126. |
32. | Шрагина Л. И. Анатомия конфликта. http://www.follow.ru/article/172. |
Электронные ресурсы
1. http://www.cogito-centre.com – сайт психологического издательства «Когито-Центр».
2 . http://www.follow.ru – сайт, на котором можно получить консультации психологов, найти статьи по популярной психологии, психологические тесты.
3. http://spasizhizn.com– сайт полезных материалов о суициде: статьи, книги, притчи, рассказы, видео и аудиоматериалы.
4. http://pedsovet.su/ – сообщество взаимопомощи учителей.
5. http://www.suicida.net/ – сайт о профилактике суицида.
Памятка для родителей по профилактике суицида
Общими признаками подросткового суицида являются:
· депрессия,
· отчуждение от друзей и семьи,
· потеря интереса к окружающим,
·потеря энергии, снижение активности, плохое настроение,
· раздражительность, чувство беспомощности.
Что может удержать ребенка и подростка от суицида?
· Установите заботливые взаимоотношения с ребенком.
· Будьте внимательным слушателем.
· Будьте искренними в общении.
· Спокойно и доходчиво спрашивайте о тревожащей его ситуации.
·Помогите определить источник психологического дискомфорта.
· Вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно.
· Помогите осознать ребенку его личностные ресурсы.
·Окажите поддержку в успешной реализации в настоящем и помогите определить перспективы на будущее.
От заботливого и любящего человека, находящегося рядом в тяжелую минуту, зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.
Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть. Родители, формируя отношения, помогая ребенку в его развитии, получают результат своего воздействия, результат своего труда.
Куда обращаться за помощью?
Разобраться в причинах конфликтов и трудностей, справиться с ситуацией, наладить взаимоотношения в семье и в коллективе, предотвратить негативные последствия Вам помогут:
· педагог-психолог,
·специалисты, работающие на телефонах доверия центров кризисной психологической помощи*,
· частный психотерапевт или психолог,
·психиатрическая служба, психоневрологический диспансер,
· приемное отделение Скорой помощи,
· духовник или священник.
*указать адреса и телефоны центров психологической помощи конкретного населенного пункта
Памятка для педагогов по профилактике суицида
Признаки депрессии у детей:
· печальное настроение,
· потеря свойственной детям энергии,
· внешние проявления печали,
· нарушение сна,
· соматические жалобы,
· изменение аппетита или веса,
· ухудшение успеваемости,
· снижение интереса к обучению,
· страх неудачи,
· чувство неполноценности,
· самообман – негативная самооценка.
Формы профилактики подростковой суицидальности:
Соблюдение педагогической тактики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя.
Освоение знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-психологического подхода, лечебной педагогики и психотерапии.
Раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы.
Неразглашение фактов суицидальных случаев в школьных коллективах.
Рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска.
Проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром.
Формирование у учащихся таких понятий как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни», а также приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях.
Повышение стрессоустойчивости путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей.
Предоставление информации учащимся о центрах психологической помощи с указанием адресов и телефонов (плакаты, буклеты).
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.11.2018
Дата обновления: 03.04.2020
Дата публикации: 08.02.2017