06.12.2023
Возрастные
кризисы детей.
Как
пережить и нужно ли бороться?
Только
вчера чудесный милый послушный малыш сегодня дерется, капризничает, не
слушается, топает ногами и закатывает истерики с падением на пол. Что делать?
Как реагировать? Наказать, на ругать, обнять или пожалеть?
Зачем нужны
возрастные кризисы?
Дело
в том, что рост и развитие детей происходит не равномерно и скачкообразно.
Каждый новый этап развития сопровождается то подъёмом, то спадом, а и иногда и
кризисом. Нервная система малышей пока еще не совершенна, она только
развивается, поэтому эмоциональное состояние детишек крайне не устойчиво. И
кризисы, возникающие с освоением новых важных и переломных навыков, могут
сопровождаться крайне неприятными для родителей поведением. Так, малыш, который
только недавно научился ползать или ходить, начинает капризничать чаще, хуже
спать. Кризисы могут совпадать с рождением младшего ребенка, началом посещения
детского сада, переездом, болезнью и другими важными в жизни ребенка событиями.
Кризис одного года, двух лет, трех лет может начинаться позже, а может и
раньше, но он неизбежен. Больше того,
психологи считают, что если у ребенка нет возрастного кризиса, значит, он не
прошел важные для себя этапы развития,
не освоил какие-то необходимые формы деятельности и как бы «застрял»
предыдущем этапе. Без кризиса нет развития, нет движения вперед.
Поэтому,
дорогие родители, не переживайте, ваш кричащий, визжащий, невыносимый ребенок
правильно и нормально развивается.
Признаки
возрастного кризиса.
Негативизм. Ребенок говорит
«нет» на все предложения, которые исходят от взрослых, причем их содержание и
смысл не имеет значения. Крайней форме негативизм превращается в полное
отрицание каждой фазы взрослого. «Этот чай горячий!» - «Нет, не
горячий!»(малышу лучше обжечься, чем послушаться). «Хочешь конфету?» - «Нет, не
хочу!» (Хотя очень хочется).
Упрямство. Ребенок ведет
себя тем или иным способом, просто чтобы настоять на своем, а не, потому что
ему это по-настоящему надо. Например, вы предлагаете ему еду, он отказывается.
Через некоторое время уже изрядно проголодавшиеся малыш продолжает отказываться
от еды, потому что «гордость» и упрямство не позволяет ему уступить.
Строптивость. Ребенок хочет
делать все сам, не принимая во внимание, что определенные вещи ему делать
самому пока не позволено. Например, резать ножом или включать в розетку дрель.
От этого он злиться и скандалит, не соглашая с доводами взрослых.
Протест.
Ребенок бунтует против устоявшихся правил, испытывая границы дозволенного и
терпение родителей.
Обесценивание.
Малыш отказывается от любимых ранее игрушек, новые предпочтения. Говоря на
взрослом языке, ребенок переживает переоценку ценностей.
Деспотизм,
ревность. Ребенок старается закрепить свое главенствующее положение в доме и
«показывает всем, кто тут хозяин».
Особенно ярко это проявляется, если в доме есть младший ребенок.
Кризис одного
года: отделяемся от мамы.
К
концу первого года жизни малыш уже умеет ходить, произносить первые слова. Это
очень серьезное достижение для ребенка и колоссальная нагрузка. Ребёнок
понимает, что и мама –уже не одно целое, что мама существует отдельно от него.
Малыш начинает доминировать первые акции протеста, капризничает, негативно
реагирует на запреты. Часто малыш не отпускает маму даже в туалет, боится
выпустить ее из виду, его внимание крайне сложно переключить на что-то другое.
Это не простой каприз, это возрастной кризис.
Кризис двух лет:
становимся самостоятельными.
Американские
психологи называют этот период кризисом «ужасных двухлеток», сравнение его с подростковым
кризисом. Причина кризиса двухлет – необходимо сопротивляться чужой воле, чтобы
ощутить, что собственное мнение и собственные действия имеют право на
самостоятельный выбор и не могут все время зависеть только от взрослых. В это
время формируется личная автономия. Малыш уже четко понимает, а только
догадывается, что он и мама – разные люди, и он уже может действовать отдельно
от нее, принимая самостоятельные решения.
Кризис трех лет:
ищем признание.
Этот
возрастной кризис проходит под лозунгом «Я сам!». В это время у малыша
формируется чувство собственного достоинства, самоуважение и стремление
реализовать себя в разных занятиях и действиях. Очень важно поддержать малыша,
восхищаться его успехами, хвалить и поддерживать, тем самым помогая преодолеть
возрастной кризис трех лет. В противном случае, дети могут замкнуться в себе,
стать плаксивым, неуверенным, нерешительным и «придумать» свой успех. Этим
объясняется чрезмерное хвастовство, лживость, злопамятность, страх,
хитрость. Сын или дочка стали часто
врать, объясняя проступки выдумкой и заранее пугаться наказания? Пересмотрите
свою систему оценок и наказаний. Если вы
ликвидируете причину, поможете малышу
найти то занятие, которые у него хорошо
получается и доставляет удовольствие, вы вместе с ребенком избавиться от
симптомов кризиса, ведь он будет преодолен.
Кризис шести
лет: переоцениваем себя.
Шестилетний
возраст – это время, когда ребенок переоценивает себя. В его поведении куда-то
исчезает непосредственность и детская наивность. Ребенок начинает вести себя
по-другому: манерничает, кривляется, капризничает. Его манеры приобретают налет
нелепости, искусственности и надуманности. Все это возникает из понимания
борьбы внутренних противоречий, которые появляются с новыми обязанностями и с
изменениями в жизни. «Я хочу, но боюсь», «надо, не хочется», «хочу и то, и
другое, а выбрать нужно одно». Малыш активно осмысляет окружающий мир и ищет
свое место в нем. Он готовиться вступить в новую жизненную полосу и к новым
отношениям.
Как помочь
ребенку преодолеть возрастной кризис.
Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они
проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения
и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о
том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и
самостоятельности.
Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно
отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не
заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные
последствия его действий.
Если ваши отношения с ребенком приобрели
характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то
время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней,
а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во
что бы то ни стало.
Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.12.2023
Дата обновления: 06.12.2023
Дата публикации: 06.12.2023