Возрастные кризисы детей. Как пережить и нужно ли бороться?

06.12.2023

Возрастные кризисы детей.

Как пережить и нужно ли бороться?

 

Только вчера чудесный милый послушный малыш сегодня дерется, капризничает, не слушается, топает ногами и закатывает истерики с падением на пол. Что делать? Как реагировать? Наказать, на ругать, обнять или пожалеть?

 

Зачем нужны возрастные кризисы?

 

Дело в том, что рост и развитие детей происходит не равномерно и скачкообразно. Каждый новый этап развития сопровождается то подъёмом, то спадом, а и иногда и кризисом. Нервная система малышей пока еще не совершенна, она только развивается, поэтому эмоциональное состояние детишек крайне не устойчиво. И кризисы, возникающие с освоением новых важных и переломных навыков, могут сопровождаться крайне неприятными для родителей поведением. Так, малыш, который только недавно научился ползать или ходить, начинает капризничать чаще, хуже спать. Кризисы могут совпадать с рождением младшего ребенка, началом посещения детского сада, переездом, болезнью и другими важными в жизни ребенка событиями. Кризис одного года, двух лет, трех лет может начинаться позже, а может и раньше,  но он неизбежен. Больше того, психологи считают, что если у ребенка нет возрастного кризиса, значит, он не прошел важные для себя этапы развития,  не освоил какие-то необходимые формы деятельности и как бы «застрял» предыдущем этапе. Без кризиса нет развития, нет движения вперед.

Поэтому, дорогие родители, не переживайте, ваш кричащий, визжащий, невыносимый ребенок правильно и нормально развивается.

 

Признаки возрастного кризиса.

 

Негативизм. Ребенок говорит «нет» на все предложения, которые исходят от взрослых, причем их содержание и смысл не имеет значения. Крайней форме негативизм превращается в полное отрицание каждой фазы взрослого. «Этот чай горячий!» - «Нет, не горячий!»(малышу лучше обжечься, чем послушаться). «Хочешь конфету?» - «Нет, не хочу!» (Хотя очень хочется).

Упрямство. Ребенок ведет себя тем или иным способом, просто чтобы настоять на своем, а не, потому что ему это по-настоящему надо. Например, вы предлагаете ему еду, он отказывается. Через некоторое время уже изрядно проголодавшиеся малыш продолжает отказываться от еды, потому что «гордость» и упрямство не позволяет ему уступить.

Строптивость. Ребенок хочет делать все сам, не принимая во внимание, что определенные вещи ему делать самому пока не позволено. Например, резать ножом или включать в розетку дрель. От этого он злиться и скандалит, не соглашая с доводами взрослых.

Протест. Ребенок бунтует против устоявшихся правил, испытывая границы дозволенного и терпение родителей.

Обесценивание. Малыш отказывается от любимых ранее игрушек, новые предпочтения. Говоря на взрослом языке, ребенок переживает переоценку ценностей.

Деспотизм, ревность. Ребенок старается закрепить свое главенствующее положение в доме и «показывает всем,  кто тут хозяин». Особенно ярко это проявляется, если в доме есть младший ребенок.

 

Кризис одного года: отделяемся от мамы.

К концу первого года жизни малыш уже умеет ходить, произносить первые слова. Это очень серьезное достижение для ребенка и колоссальная нагрузка. Ребёнок понимает, что и мама –уже не одно целое, что мама существует отдельно от него. Малыш начинает доминировать первые акции протеста, капризничает, негативно реагирует на запреты. Часто малыш не отпускает маму даже в туалет, боится выпустить ее из виду, его внимание крайне сложно переключить на что-то другое. Это не простой каприз, это возрастной кризис.

 

Кризис двух лет: становимся самостоятельными.Хочу такой сайт

Американские психологи называют этот период кризисом «ужасных двухлеток», сравнение его с подростковым кризисом. Причина кризиса двухлет – необходимо сопротивляться чужой воле, чтобы ощутить, что собственное мнение и собственные действия имеют право на самостоятельный выбор и не могут все время зависеть только от взрослых. В это время формируется личная автономия. Малыш уже четко понимает, а только догадывается, что он и мама – разные люди, и он уже может действовать отдельно от нее, принимая самостоятельные решения.

 

Кризис трех лет: ищем признание.

Этот возрастной кризис проходит под лозунгом «Я сам!». В это время у малыша формируется чувство собственного достоинства, самоуважение и стремление реализовать себя в разных занятиях и действиях. Очень важно поддержать малыша, восхищаться его успехами, хвалить и поддерживать, тем самым помогая преодолеть возрастной кризис трех лет. В противном случае, дети могут замкнуться в себе, стать плаксивым, неуверенным, нерешительным и «придумать» свой успех. Этим объясняется чрезмерное хвастовство, лживость, злопамятность, страх, хитрость.   Сын или дочка стали часто врать, объясняя проступки выдумкой и заранее пугаться наказания? Пересмотрите свою систему оценок и  наказаний. Если вы ликвидируете причину, поможете  малышу найти  то занятие, которые у него хорошо получается и доставляет удовольствие, вы вместе с ребенком избавиться от симптомов кризиса, ведь он будет преодолен.

 

Кризис шести лет: переоцениваем себя.

Шестилетний возраст – это время, когда ребенок переоценивает себя. В его поведении куда-то исчезает непосредственность и детская наивность. Ребенок начинает вести себя по-другому: манерничает, кривляется, капризничает. Его манеры приобретают налет нелепости, искусственности и надуманности. Все это возникает из понимания борьбы внутренних противоречий, которые появляются с новыми обязанностями и с изменениями в жизни. «Я хочу, но боюсь», «надо, не хочется», «хочу и то, и другое, а выбрать нужно одно». Малыш активно осмысляет окружающий мир и ищет свое место в нем. Он готовиться вступить в новую жизненную полосу и к новым отношениям.

 

Как помочь ребенку преодолеть возрастной кризис.

Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.

Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте его к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.

Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

       

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.12.2023

Дата обновления: 06.12.2023

Дата публикации: 06.12.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».