27.11.2023
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
НА ТЕМУ «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности:
внимания, памяти, мышления, речи, моторики и эмоциональной сферы. Внимание у
таких детей зачастую нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко
отвлекаются, им свойственна крайняя слабость произвольного внимания, так
необходимого для выполнения различных игровых и бытовых заданий. Однако, как
подтверждает практика, развить внимание у них можно. Если вы проявите терпение
и умелый подход к вашему малышу, то со временем научите его активно играть с
яркими картинками и движущимися предметами, а также с радостью выполнять
различные задания, переключаться с одного вида деятельности на другой. Память у
таких детей также слабая. Они не в состоянии запомнить названия реальных или
изображенных на картинках предметов, коротких стихотворений. Но отчаиваться
здесь не надо, а надо по несколько раз возвращаться к пройденному материалу.
Хотя могут встречаться такие дети, которые довольно быстро запоминают
стихотворения. У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено
мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко
воспринимает то, о чем вы ему рассказываете. В младшем возрасте ребенок
практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки,
относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и т.д. Он не осознает, что
платье и брюки – это одежда, а стул и стол – мебель. Поэтому, малыш
беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку. Если вы
предложите ребенку рассказать содержание простой сюжетной картинки, то в лучшем
случае он назовет некоторые изображенные на ней предметы. Малыш не сможет
правильно расположить, например, серию сюжетных картинок в последовательности
происходящих событий (что было сначала, а что потом). Не справится он и в
составлении связного рассказа по нескольким сюжетным картинкам. С возрастом, и
в результате обучения, дети усваивают элементарные понятия, которые, однако,
остаются недифференцированными и малосвязанными между собой. Словарный запас у
детей очень бедный, они не самостоятельны в своих суждениях и часто механически
повторяют то, что слышали от взрослых. Нарушения мышления у ребенка
непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте он с большим
трудом понимает чужую речь, т.е. обращённую, в лучшем случае, улавливает тон,
интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его
потребностям. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь,
однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.
Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить
только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не
умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками,
своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл. Как
правило, движения детей неуклюжи, не скоординированы, их точность и темп
нарушены. Чаще всего, ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо удаются
малышу движения рук и пальцев: ребенок с трудом учится шнуровать ботинки,
застегивать пуговицы. Он не может бросить и поймать мячик, надеть кольца на
стержень, чтобы собрать пирамидку. Из-за нарушений координации движений дети с
трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода. С самого раннего
возраста уделяйте внимание коррекции их движений. Если вы будете систематически
заниматься с сыном или дочкой физической культурой, то со временем движения
ребенка станут более точными и координированными.
Подготовила: учитель- дефектолог
Рахманова И.М.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 01.12.2023
Дата обновления: 01.12.2023
Дата публикации: 27.11.2023