31.10.2023
Консультация для
родителей
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств
у дошкольников»
«Только тот, кто любит,
ценит и
уважает накопленное и
сохранённое
предшествующим поколением,
может любить
Родину, узнать её,
стать
подлинным патриотом».
С.
Михалков.
Как часто звучат в наше время слова: “русская душа”, “феномен русской
души”. Но не менее часто: “падение нравственности”, “деградация общества”.
Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопросы нравственного
воспитания детей. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление
человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в
наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми
к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей –
вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных
детей.
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это
эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать
основой формирования патриотизма.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть
определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость
за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и
желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш,
чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой
частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых,
в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов
семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых
и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг
перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести
ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина
чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в
названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но
подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и
переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.
Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье.
Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны
начинаться в семье.
Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии
у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем
желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья –
это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции,
свой быт.
В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно
с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы,
потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец
общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем
раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его
родительские чувства.
Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на
беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети,
лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают
повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со
сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие
эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его
физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком
способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную
радость.
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков –
одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с
малых лет путем формирования положительных нравственных качеств (трудолюбия,
терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности).
Специальные социологические и
психолого-педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея
свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во
имя полноценного развития ребенка.
Рекомендации
для родителей.
v Побеседуйте с ребенком о вашей семье;
дайте характеристику каждого члена семьи в отдельности, покажите заботливое
уважительное отношение между всеми членами семьи. Рассмотрите семейные
фотографии; вместе с ребенком составьте «Герб семьи», «Генеалогическое дерево».
С самых ранних лет необходимо научить малыша уважать и беречь семейные
традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Ведь семейный
очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено соборного
воспитания.
v Знакомьте ребенка с «Малой родиной» -
близлежащей улицей, микрорайоном, родным городом, его знаменитыми жителями,
достопримечательностями, символами. Возвращаясь с ребенком из детского сада,
предложите ему игру «Кто больше заметит интересного?», «Что нового появилось на
нашей улице?», «Как горожане украшают свой район к празднику?». Помогите
ребенку увидеть то, что в воспитательном отношении наиболее важно: труд людей,
преобразование облика города, района. Дома предложите ребенку нарисовать, что
больше всего понравилось на прогулке.
v В выходные дни организуйте с детьми
целевые прогулки, экскурсии к памятным местам, мемориалам, Доске почета в честь
героев Великой Отечественной войны, Отечественной войны 1812 года; обязательно
посмотрите военный парад и праздничный салют. Ребенка к предстоящей экскурсии
следует соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том или
ином объекте, напомнить и своим примером показать, что мальчикам необходимо
снимать головные уборы у обелисков; дать возможность возложить к памятникам
цветы.
v Необходимо показать детям хранящиеся
дома ордена, медали, фотографии военных лет. Ребенок должен гордиться тем, что
в их семье близкий ему человек был участником Великой исторической битвы,
благодаря которой страна отстояла свою независимость, дала ему, маленькому
гражданину, право на счастливое детство. В День Победы желательно пойти с
ребенком на площадь, где встречаются ветераны, понаблюдать за встречей.
Обратить внимание на радостные лица ветеранов, их светлые слезы, послушать, как
они вспоминают дни войны. Подарите кому-нибудь из ветеранов цветы, поговорите с
v ним, дайте возможность и ребенку
задать вопрос. Хорошо, если ребенок в семье услышит песни военных лет.
v Приобщайте ребенка к истокам русской
народной культуры. Знакомьте с художественной литературой по фольклору –
сказками, былинами, преданиями; посетите выставки народного
декоративно-прикладного искусства. Вместе с ребенком попробуйте смастерить
куклу или оберег, расписать матрешку. Изготовление подобных поделок воспитывает
терпение, сообразительность, развивает творческое мышление, умение видеть
возможности творческого преобразования предметов. Это превосходная школа как
патриотического, так и эстетического воспитания.
v Заботьтесь о духовно-нравственном
воспитании малыша; посетите православный храм, побеседуйте о православии, об
истоках русской святости. Рассмотрите подборку иллюстраций с изображением
храмов и их архитектурных особенностей, русских икон; почитайте ребенку детскую
Библию. Дайте первоначальные знания о важных православных праздниках:
Рождество, Масленица, Пасха, Троица.
v Расскажите ребенку о своей работе: что
вы делаете, какую пользу стране, людям приносит ваш труд. Если это возможно,
покажите конкретные результаты труда. Расскажите, что вам нравится в вашей
работе, каких нравственных качеств она требует: ответственности, внимания,
умения контактировать с другими людьми и др.; что было бы, если бы вы работали
плохо.
v Внимательно относитесь к вопросам
детей, показывайте и объясняйте события и факты, поощряйте любознательность,
развивайте способность наблюдать и анализировать явления. Читайте малышам
хорошие умные книги, посещайте библиотеки, выставки, музеи, участвуйте в спортивных
соревнованиях, творческих конкурсах. Будьте сами активны и неравнодушны! И
результаты не заставят себя долго ждать.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.10.2023
Дата обновления: 31.10.2023
Дата публикации: 31.10.2023