Основополагающие этапы оказания ранней помощи детям раннего возраста в условиях ДОУ

31.10.2023

«Основополагающие этапы оказания ранней помощи

детям раннего возраста в условиях ДОУ»


Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.  


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Федеральная образовательная программа, Федеральная адаптивная образовательная программа разработаны на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции о правах ребёнка и направлены на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей и учитывают  индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.


Наше дошкольное образовательное учреждение посещают дети раннего дошкольного возраста, среди которых есть дети, имеющие проблемы в  сенсорно – когнитивном  развитии,  родители которых  не имеют возможности   корректировать имеющиеся недостатки  в домашних условиях в виду занятости либо недостаточной компетентности в данном вопросе. В связи с этим  появилась необходимость   изучения   опыта диагностической и коррекционной работы по преодолению  нарушений у детей раннего возраста от 1 до 3 лет, а также в проведении комплекса мероприятий, направленных на повышение качества жизни данной категории детей.

 

Начиная с середины 90-х годов Министерством образования Российской Федерации в качестве приоритетной, выдвигается задача создания системы ранней диагностики и специальной помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет с недостатками в развитии.


Актуальность проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что более поздние периоды жизни ребенка, имеющего отклонения в развитии, дошкольный и школьный – уже освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания и обучения детей с различными патологиями развития. Что же касается периода от рождения до 3-х лет, то он остается в основном в ведении медиков. Но врачи занимаются, прежде всего, здоровьем детей, а сенсорное, умственное и эмоциональное развитие отдаются пока что на откуп родителям.


Однако педагогическая неграмотность большинства родителей никак не способствует успешному воспитанию ребенка с отклонениями в развитии в домашних условиях, а неуклонный рост числа новорожденных детей с отклонениями в развитии представляет собой актуальную проблему. Современные исследования показывают, что число детей, родившихся с признаками перинатальной энцефалопатии,  достигает 70-75% от общего числа новорожденных. Причины этого – ухудшение состояния здоровья женщин, тенденция к выхаживанию детей, родившихся недоношенными, а также высокая подверженность населения к заболеванию различными вирусными инфекциями.  

        

Семьи, имеющие детей от года до трех лет с ограниченными возможностями здоровья, а также с риском в отставании в развитии, нуждаются в существенной социальной, медико-социальной и психолого-педагогической поддержке. Услуги, включенные в данную группу, призваны оказать содействие родителям в налаживании жизни с ребенком, имеющим проблемы,  обеспечить адаптацию и интеграцию в общество на раннем этапе его развития.  

 

Система ранней помощи детям раннего дошкольного возраста и их семьям включает следующие этапы:

 

1 этап – диагностический (скрининг):

- определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с  основными  нормативными показателями данного возраста;

- максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация   отклонений в развитии ребенка или риском отставания в развитии;

-    анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка.

 

2 этап – поисковый – сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы.

 

3 этапконсультативно-проективный:

-  разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи  ребенку и семье;

- рекомендации родителям по организации коррекционно-развивающего взаимодействия с  ребенком;

- создание и реализация программ ранней помощи, работа с семьей и ребенком по индивидуальным программам, включение детей в комплексную развивающую программу в рамках дополнительного образования, что обеспечит эффективное вхождение ребенка  в образовательный процесс.

-    консультирование родителей по вопросам развития и коррекции;

-  консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

 

4 этап   – деятельностный:

- обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся  отклонений;

-  реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

- создание  соответствующей коррекционно-развивающей среды в домашних условиях;

-  проведение индивидуальных (в том числе в присутствии родителей) и групповых         развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;

 

5        этап   – рефлексивный:

- осмысление  результатов  деятельности по решению той или иной проблемы;

- прогнозирование и обеспечение сопровождения ребенка в процессе освоения образовательной программы в дальнейшем.

 

В муниципальном образовании  город Мегион функционирует несколько учреждений и организаций, предоставляющих услуги детям раннего возраста в рамках деятельности городской Службы ранней помощи. Услуги представляются на основании разработанной Комиссией по признанию нуждающимися в социальном обслуживании при Управлении социальной защиты населения, опеки и попечительства города Мегиона ИППСУ (программы предоставления социальных услуг). Комиссией анализируется нуждаемость ребенка и членов его семьи, определяются сроки предоставления услуг, а также организации и учреждения, куда может обратиться за помощью родитель ребенка на безвозмездной основе.

- «Бюджетное учреждение ХМАО – Югры «Мегионский комплексный центр социального обслуживания населения»;

- Семейный центр развития «Счастливая мама»;Хочу такой сайт

- «Центр лечения боли».

Также в округе услуги в рамках реализации ИППСУ можно получить в стационарных условиях в Нижневартовском бюджетном учреждении «Многопрофильный реабилитационный центр», в Сургутском реабилитационном центре.

География достаточно обширна, главное желание и четкий анамнез проблемы в процессе формирования родительского запроса при разработке ИППСУ.

Перечень услуг разнообразен: от массажа, плавания, ЛФК, до комнат для сенсорной интеграции, БОС, БАК, Томатис. Определяется вид и количество услуг в соответствии с назначенными курсами реабилитации ребенка.

В нашем учреждении помимо направления в учреждения, подведомственные Департаменту социальной защиты по ХМАО – Югре,  разрабатываются и реализуются индивидуальные программы по сопровождению ребенка раннего возраста с включением педагога – психолога, учителя - логопеда, учителя – дефектолога, что позволяет оказывать комплексное всестороннее воздействие. 

 

Также на базе группы общеразвивающей направленности «Б» № 5 реализуется программа дополнительного образования познавательной направленности для детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет «Маленькие ладошки» (развитие в игре).

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создание условий для когнитивного и эмоционально – коммуникативного развития детей раннего возраста.

 

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1.     Развивать и своевременно корректировать эмоционально – личностную сферу ребенка.

 

2.     Стимулировать формирование когнитивных и поведенческих навыков в соответствии с возрастной нормой:

- развитие у детей навыков общения со сверстниками, педагогами, родителями,

- обучение детей речевым и неречевым формам общения,

- обучение детей пониманию эмоционального состояния другого,

- снятие эмоционального и мышечного напряжения,

- способствовать развитию самоконтроля проявлений эмоционального состояния в ходе общения, снижение импульсивности, тревоги, агрессии,

- формирование у детей положительных черт характера на примере героев произведений детской литературы,

- развитие игровых навыков,

- развитие внимания, восприятия, речи, воображения,

- развитие мелкой и общей моторики, координации движений.

 

3. Ориентировать родителей на системные занятия с детьми в домашних условиях с использованием различных приемов и техник.

 

4. Способствовать повышению родительских компетенций в вопросах воспитания и развития ребенка.

 

Параллельно ведется работа по информационно-методическому сопровождению данного направления:

- информирование о деятельности Службы ранней помощи на  сайте учреждения;

- создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;

- повышение квалификации воспитателей групп раннего возраста и узких специалистов МАДОУ;

- разработка и реализация индивидуальных программ сопровождения для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и их семей.

     

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 31.10.2023

Дата обновления: 31.10.2023

Дата публикации: 31.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».