31.10.2023
«Основополагающие этапы оказания ранней помощи
детям раннего возраста в условиях ДОУ»
Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка,
вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, Федеральная образовательная программа, Федеральная адаптивная
образовательная программа разработаны на основе Конституции Российской
Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конвенции о правах
ребёнка и направлены на обеспечение равных возможностей для полноценного
развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места
жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и
других особенностей и учитывают индивидуальные потребности ребенка,
связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые
условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных
категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Наше дошкольное образовательное учреждение посещают дети раннего
дошкольного возраста, среди которых есть дети, имеющие проблемы в сенсорно – когнитивном развитии,
родители которых не имеют возможности корректировать имеющиеся
недостатки в домашних условиях в виду
занятости либо недостаточной компетентности в данном вопросе. В связи с этим
появилась необходимость изучения опыта диагностической и коррекционной работы по преодолению нарушений у
детей раннего возраста от 1 до 3 лет, а также в проведении комплекса
мероприятий, направленных на повышение качества жизни данной категории детей.
Начиная с середины 90-х годов Министерством образования Российской
Федерации в качестве приоритетной, выдвигается задача создания системы ранней
диагностики и специальной помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет с недостатками
в развитии.
Актуальность проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что более
поздние периоды жизни ребенка, имеющего отклонения в развитии, дошкольный и
школьный – уже освоены, созданы системы дошкольного и школьного воспитания и
обучения детей с различными патологиями развития. Что же касается периода от
рождения до 3-х лет, то он остается в основном в ведении медиков. Но врачи
занимаются, прежде всего, здоровьем детей, а сенсорное, умственное и
эмоциональное развитие отдаются пока что на откуп родителям.
Однако педагогическая неграмотность большинства родителей никак не
способствует успешному воспитанию ребенка с отклонениями в развитии в домашних
условиях, а неуклонный рост числа новорожденных детей с отклонениями в развитии
представляет собой актуальную проблему. Современные исследования показывают,
что число детей, родившихся с признаками перинатальной энцефалопатии,
достигает 70-75% от общего числа новорожденных. Причины этого – ухудшение
состояния здоровья женщин, тенденция к выхаживанию детей, родившихся
недоношенными, а также высокая подверженность населения к заболеванию
различными вирусными инфекциями.
Семьи,
имеющие детей от года до трех лет с ограниченными возможностями здоровья, а
также с риском в отставании в развитии, нуждаются в существенной социальной,
медико-социальной и психолого-педагогической поддержке. Услуги, включенные в
данную группу, призваны оказать содействие родителям в налаживании жизни с
ребенком, имеющим проблемы, обеспечить адаптацию и интеграцию в общество
на раннем этапе его развития.
Система ранней помощи детям раннего дошкольного возраста и
их семьям включает следующие этапы:
1
этап – диагностический
(скрининг):
-
определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с
основными нормативными показателями данного возраста;
-
максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений
в развитии ребенка или риском отставания в развитии;
-
анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка.
2
этап –
поисковый – сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы.
3 этап – консультативно-проективный:
-
разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку и
семье;
- рекомендации
родителям по организации коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
- создание
и реализация программ ранней помощи, работа с семьей и ребенком по
индивидуальным программам, включение детей в комплексную развивающую программу
в рамках дополнительного образования, что обеспечит эффективное вхождение
ребенка в образовательный процесс.
-
консультирование родителей по вопросам развития и коррекции;
-
консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
4
этап –
деятельностный:
-
обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
-
реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
-
создание соответствующей коррекционно-развивающей среды в домашних
условиях;
-
проведение индивидуальных (в том числе в присутствии родителей) и групповых
развивающих и коррекционных
занятий с детьми раннего возраста;
5
этап – рефлексивный:
- осмысление результатов
деятельности по решению той или иной проблемы;
-
прогнозирование и обеспечение сопровождения ребенка в процессе освоения образовательной
программы в дальнейшем.
В
муниципальном образовании город Мегион
функционирует несколько учреждений и организаций, предоставляющих услуги детям
раннего возраста в рамках деятельности городской Службы ранней помощи. Услуги
представляются на основании разработанной Комиссией по признанию нуждающимися в
социальном обслуживании при Управлении социальной защиты населения, опеки и
попечительства города Мегиона ИППСУ (программы предоставления социальных
услуг). Комиссией анализируется нуждаемость ребенка и членов его семьи,
определяются сроки предоставления услуг, а также организации и учреждения, куда
может обратиться за помощью родитель ребенка на безвозмездной основе.
- «Бюджетное
учреждение ХМАО – Югры «Мегионский комплексный центр социального обслуживания
населения»;
- Семейный центр развития «Счастливая мама»;
- «Центр лечения боли».
Также
в округе услуги в рамках реализации ИППСУ можно получить в стационарных
условиях в Нижневартовском бюджетном учреждении «Многопрофильный
реабилитационный центр», в Сургутском реабилитационном центре.
География
достаточно обширна, главное желание и четкий анамнез проблемы в процессе
формирования родительского запроса при разработке ИППСУ.
Перечень
услуг разнообразен: от массажа, плавания, ЛФК, до комнат для сенсорной
интеграции, БОС, БАК, Томатис. Определяется вид и количество услуг в
соответствии с назначенными курсами реабилитации ребенка.
В
нашем учреждении помимо направления в учреждения, подведомственные Департаменту
социальной защиты по ХМАО – Югре, разрабатываются
и реализуются индивидуальные программы по сопровождению ребенка раннего
возраста с включением педагога – психолога, учителя - логопеда, учителя –
дефектолога, что позволяет оказывать комплексное всестороннее воздействие.
Также на
базе группы общеразвивающей направленности «Б» № 5 реализуется программа
дополнительного образования познавательной направленности для детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3
лет «Маленькие ладошки» (развитие в игре).
ЦЕЛЬ
ПРОГРАММЫ: создание
условий для когнитивного и эмоционально – коммуникативного развития детей
раннего возраста.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1.
Развивать
и своевременно корректировать эмоционально – личностную сферу ребенка.
2.
Стимулировать
формирование когнитивных и поведенческих навыков в соответствии с возрастной
нормой:
-
развитие у детей навыков общения со сверстниками, педагогами, родителями,
-
обучение детей речевым и неречевым формам общения,
-
обучение детей пониманию эмоционального состояния другого,
-
снятие эмоционального и мышечного напряжения,
-
способствовать развитию самоконтроля проявлений эмоционального состояния в ходе
общения, снижение импульсивности, тревоги, агрессии,
-
формирование у детей положительных черт характера на примере героев
произведений детской литературы,
-
развитие игровых навыков,
-
развитие внимания, восприятия, речи, воображения,
-
развитие мелкой и общей моторики, координации движений.
3. Ориентировать родителей на системные занятия с
детьми в домашних условиях с использованием различных приемов и техник.
4. Способствовать повышению родительских компетенций
в вопросах воспитания и развития ребенка.
Параллельно ведется работа по информационно-методическому
сопровождению данного направления:
-
информирование о деятельности Службы ранней помощи на сайте учреждения;
-
создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик
для детей раннего возраста;
-
повышение квалификации воспитателей групп раннего возраста и узких специалистов
МАДОУ;
-
разработка и реализация индивидуальных программ сопровождения для детей раннего
возраста с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.10.2023
Дата обновления: 31.10.2023
Дата публикации: 31.10.2023