31.10.2023
Консультация для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников»
Подготовила: Соловьева
А.В.
Андрейчук
Н.А.
Дошкольный возраст –
фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих
начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают
их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и
умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое большое счастье для родителей
– вырастить здоровых и высоконравственных
детей.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или
общественное воспитание (детский
сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги
склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство общественным учреждениям.
Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и
сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без
перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее
становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому
вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: «…семья - подлинный
орган воспитания, она учит
делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно
производит совершенно иное впечатление».
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность
родители, а все другие
социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Исходя из этого, нравственно-патриотическое
воспитание включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви
и привязанности к своей семье, дому, дет-скому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России; своем городе%
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного учреждения: при
непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в
быту, воспитывая в ребенке не
только патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками.
Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому
воспитанию?
1. Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни каждого
человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких друзей. Предложите
ребенку сначала построить дом из конструктора,
деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в «новоселье»,
разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив
ли, удобен ли для жилья.
2. Знакомство дошкольников с
родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно
представить устройство большого города, историю его возникновения,
достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице проживания,
потом о детском саде, микрорайоне, затем о городе, стране.
3. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.
Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Постарайтесь
развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в библиотеку и
посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке» поможет
приучить ребенка к бережному отношению к книге.
4. Воспитывайте у ребенка
уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и
разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.
5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу
приносит ваш труд людям, Родине.
Расскажите, что вам нравится в вашем
труде.
6. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об
окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру
«Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто
больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А
что ты видишь?». Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
7. Любовь к Родине – это и
любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким,
отзывчивым.
В нравственно-патриотическом
воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же
близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и
бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых
подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству»,
«трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т. д. Важно
подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших
жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц,
площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на
занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и
формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников является
важнейшей частью общего воспитания
молодого поколения, и вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.10.2023
Дата обновления: 31.10.2023
Дата публикации: 31.10.2023