29.09.2023
Утренник без стресса
Консультация для воспитателей
Подготовка и проведение детского утренника – дело
сложное, как для музыкальных руководителей, так и для воспитателей. Признаемся,
что некоторые воспитатели игнорируют свое участие в музыкальных занятиях, считают
утренник дополнительной нагрузкой к своей «основной» работе, не проявляют
интереса к теме предстоящего утренника, к материалу, который на нем
используется, стараются свести свое участие в утреннике к минимуму.
Воспитатель должен готовиться к утреннику точно так
же, как и дети – только тогда он сможет прочувствовать
изнутри те сложности, с которыми они сталкиваются на утреннике. А этих
сложностей много. Не раз приходилось видеть, как даже опытные воспитатели в
процессе разучивания танца допускают те же ошибки, что и дети (а порой у детей
получается лучше!). Только на себе можно понять все тонкости и сложности
перестроений в танце, интонирования при пении, исполнения партий в оркестре.
Утренник – не только долгожданный праздник, но и
стресс для детей. Особенно это касается детей, которые долго не посещали
детский сад и пришли сразу на праздник: им свойственны растерянность,
непонимание происходящего и того, что им надо делать. Оставлять таких детей без
доброго и внимательного взрослого помощника и наставника недопустимо!
Очертим
круг и тематику задач, стоящих на
утреннике перед каждым ребенком.
1. Музыкально-исполнительские: слышать музыку и сочетать с ней ритмические движения
в танцах, вовремя перестраиваться и поворачиваться в нужную сторону, точно
интонировать в пении, правильно играть на музыкальных инструментах и др.
2. Сценически-организационные: как занять стул, когда выйти на номер, куда и с кем
встать, что взять, куда положить и др.
3. Речевые: как не забыть текст, как выразительно его донести с
помощью жестов, мимики, интонации и др.
4. Коммуникативные: что делать, если заняли «твой» стул, что делать во
время выступления других детей; что делать, если тебя обидели, если воспитатель
надел на тебя не ту шапочку; как выразить свое возмущение, как быть внимательным
и вежливым к товарищу; как, наконец, пообщаться с мамой во время утренника.
5. Личностно-оценочные: что делать, если у тебя не получилось, если сбился,
уронил атрибут, забыл движение, проиграл в игре, если на тебя все смотрят и
снимают на видео – ужас!
Воспитатель
должен не только знать все сложности каждого ребенка, но и обязан решать на
утреннике свои, «взрослые» задачи.
Задачи
воспитателя при проведении утренника
Музыкально-исполнительские: знать проблемные для детей места в песнях (подсказать
начало следующего куплета, сопровождающее движение), танцах (перестроения),
оркестре (неточный ритм у некоторых детей, распределение инструментов);
использовать возможность продемонстрировать собственные музыкальные способности
(спеть соло в песне, сыграть более сложную партию в оркестре).
Организационные: уметь организовать выход детей на номер, посадку,
перестроения, проведение игр и хороводов, вынос-раздачу-уборку атрибутов; уметь
выбрать собственную правильную позицию «на сцене» при проведении каждого
номера, распределить обязанности ведущего и помощника ведущего.
Эмоционально-речевые: создать воображаемую ситуацию, эмоциональную атмосферу
утренника – этому способствует выразительная речь ведущего с разнообразными
интонациями, выделением смысловых акцентов. Указания детям даются с
использованием повелительной формы
глаголов («встаньте», «пройдите», «сядьте» вместо бытующих «встали», «прошли»,
«сели») – это связано с тем, что дошкольники, особенно младшие, не воспринимают
указания в прошедшем времени как обращенные лично к себе.
Коммуникативные: общение взрослого
со взрослым (взаимодействие со вторым воспитателем, персонажами,
родителями); общение взрослого с ребенком
– умение видеть проблемы каждого ребенка и умение оказать вовремя помощь,
организация правильного взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми,
доброжелательное отношение к каждому ребенку, высказывание только положительных
оценок.
Надо признать, что проведение утренника
– стресс еще и для взрослого, особенно для того, кто два предшествующих месяца
подготовки был пассивен на музыкальных занятиях и не обладает навыками
выступлений перед зрителями. Наша задача – избежать стресса.
Методика
подготовки воспитателя к проведению утренника включает три этапа.
1-й
этап: «воспитатель как ребенок» (первые
4-5 недель подготовки к утреннику). Музыкальный руководитель учит, а
воспитатель делает то же, что и дети: разучивает мелодию и тексты песен,
движения и перестроения в танцах, правила игр, партии оркестра. Времени на это
у воспитателя – 4 занятия, или 2 часа (это за месяц-то!). Цель – понять изнутри музыкально-исполнительские
трудности детей, чтобы на успеть вовремя оказать им помощь на утреннике.
2-й
этап: «воспитатель как ведущий» (6-7
неделя подготовки утренника). Воспитатель знает весь репертуар, распределяет
детей по подгруппам на занятии, руководит построениями-перестроениями, т.е.
готовит себя и детей к проведению утренника. Цель – понять и решать
организационно-сценические и коммуникативные проблемы.
3-й
этап: «воспитатель как актер» (за
неделю до утренника). Музыкальный руководитель может давать новый, не связанный
с проведением утренника репертуар (чтобы праздничный репертуар не надоел детям),
работая больше с подгруппами детей. Воспитатели осваивают без детей методику проведения утренника, распределение
обязанностей, взаимодействие с персонажами. Цель – работа над решением
собственных сценических, речевых и организационных проблем. На этом этапе надо
обязательно вслух проговорить всю
свою роль, особенно стихотворные тексты и инструкции-указания, адресованные
детям. На репетиции двух воспитателей перед утренником необходимо определить,
что и куда положить из атрибутов, кто и что будет раздавать, кто и где будет
стоять, как перемещаться, где разложить «подсказки» в зале.
Если на всех трех этапах воспитатель
проявляет внимание, заинтересованность во время музыкальных занятий, видит
перспективу возможных проблем и пути их решения, тогда утренник пройдет без
стресса как для детей, так и для воспитателей и, конечно же, для музыкального
руководителя.
В идеале утренник должен быть итогом
двухмесячных занятий всех специалистов, работающих с детьми данной группы –
тогда это станет подлинно «кровным» делом каждого.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.10.2023
Дата обновления: 06.10.2023
Дата публикации: 29.09.2023