28.09.2023
Консультация для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника
в семье».
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной
речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но
как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к
своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к
своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему
человечеству».
Академик Д.С.Лихачёв.
Дошкольный возраст – фундамент
общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которые
сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам
общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания
нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
Самое
большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.
Издавна
ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное
воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни
великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали первенство
общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту
последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст
матери.
Уроки
матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и
осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А.
Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: «…семья - подлинный
орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на
распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».
В
основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея
о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие
социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их
воспитательную деятельность.
Исходя
из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому
саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные
задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного
учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде,
на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но
и формируя его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Как же приобщить детей к
нравственно-патриотическому воспитанию?
Расскажите, что семья и дом – это очень
важные ценности в жизни каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи,
своих близких друзей. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора,
деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с ребенком в
«новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен
дом, красив ли, удобен ли для жилья.
Знакомство дошкольников с родным городом
является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить
устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности.
Рассказывайте ребенку сначала о семье, улице проживания, потом о детском саде,
микрорайоне, затем о городе, стране.
Дошкольники очень рано
начинают проявлять интерес к истории страны, края. Организуйте экскурсии в
музей, к памятнику Неизвестного солдата, на аллею Славы, расскажите о тяжелой
жизни в военное время, отсутствии еды, и о том, как чтят память погибших.
Приучайте ребенка бережно относиться к вещам,
игрушкам, книгам. Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей.
Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги. Сходите с ребенком в
библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой прием «как в библиотеке»
поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
Воспитывайте у ребенка
уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и
разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.
Расскажите ребенку о своей работе: что
вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам
нравится в вашем труде.
Игра учит наблюдательности, помогает
формировать представления об окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского
сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай
рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на нашей улице. Я вижу,
что машины убирают улицу. А что ты видишь?». Дома предложите ребенку
нарисовать, что больше всего понравилось.
Любовь к Родине – это и любовь к природе
родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым.
Проезжая мимо лесов и болот, расскажите какие деревья, кустарники, ягоды, грибы
растут в лесах Югры, какие животные водятся в тайге.
В нравственно-патриотическом воспитании
огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На
конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников
Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо
привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к
Отечеству», «трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно
подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены
в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Во
всех возрастных группах дошкольного образовательного учреждения организованны
патриотические уголки, наполненные предметами быта, изображением национальных
костюмов, ремесел, дидактическими играми, разработанными воспитателями и
родителями воспитанников, художественной литературой.
Таким
образом, подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения, и
вы, уважаемые родители способны воспитать достойного Человека!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.09.2023
Дата обновления: 28.09.2023
Дата публикации: 28.09.2023