Установки дошкольников по отношению к табакокурению

01.01.2017


Уважаемые родители!

Тема консультации «Установки дошкольников по отношению к табакокурению» может звучать для кого-то слишком по-научному, даже пугающе непонятно, но это далеко не так. Речь пойдет о том, как оградить детей от приобщения к курению в раннем детстве и какова роль семьи в данном процессе, ведь знакомство детей с употреблением табака в дошкольном возрасте происходит именно при наблюдении за поведением взрослых.

Никого не надо убеждать, что курение вредно: об этом знают все – и начинающие, и старые приверженцы этой привычки. Мы взрослые люди и уже сделали свой выбор. Для ребёнка же, не достигшего 18 лет, который ещё не окреп ни морально, ни физически, курение – это просто смерть. Поэтому наблюдая иногда за курящими детьми за (а там замечены и учащиеся начальной школы – и мальчики, и девочки), становится очень тревожно и за них, и за тех детей, которые подрастают. Пока ещё их будущее здоровье в наших руках, и мы должны сделать с вами всё возможное, чтобы ваши дети начали курить как можно позже или не начали вообще.

Как уже было сказано, дошкольники знакомятся с сигаретой, наблюдая за поведением взрослых, прежде всего в семье. Отношение любой семьи к курению в самом общем виде может быть представлено 4 вариантами:

· полное неприятие (курение полностью исключено, общества курящих людей не посещаются);

· противоречивое отношение (когда в семье курение запрещено, но к посторонним курящим людям относятся спокойно);

· либеральное отношение (курение членов семьи порицается, но после ряда оговорок разрешается);

· патологическое отношение (члены семьи курят независимо от того, присутствует ли рядом ребёнок, его интересы во внимание не принимаются).

То, что принято в семье, закладывает соответствующее отношение ребёнка к табакокурению. Оно органично входит в его сознание, откладывает отпечаток на эмоционально-оценочное отношение к этому занятию и соответствующее поведение ребёнка в будущем.

Представления дошкольников о курении не ограничиваются наблюдениями за курящими родителями и усвоением социальных стереотипов. Большую роль играет имитационный опыт. Начинается он чаще всего с курения в игре, когда мальчики и девочки берут в рот палочки, карандаши и воспроизводят процесс курения. Имитации со временем могут усложняться, а подходящие предметы-заместители пополняются соломинками, трубочками с растертыми в порошок сухими листьями и даже стеблями одуванчиков, из которых «при курении» вылетают семена-парашюты. В результате имитационного опыта легко усваивается последовательность операций, образующих действие курения. Эмоциональное отношение ребенка к родителям освещает собой все, что бы они ни делали; отсюда понятно, что противоречие между отрицательным отношением к курящим людям и любовью к родителям, даже если они курят, закономерно решается в пользу подражания родителям.

Подводя итоги, можно утверждать, что дошкольники 4-6 лет уже приобщены к традиции табакокурения, распространенной в обществе. Поэтому в этом возрасте наша с вами практическая работа фактически сталкивается с необходимостью перестройки данной установки, а не первоначального её создания. Тем сложнее наша задача, тем тоньше и деликатнее должны быть используемые нами методы и приёмы.

Когда возраст ребенка приблизится к 4-5 годам, скажите ему, что курят, к сожалению, не только взрослые, но и дети, и тяга к курению начинается у них неодинаково: детям из семей, где курят родители, где курили их дяди и дедушки, достаточно «попробовать» покурить 1-2 раза и уже можно стать курильщиком, привыкнуть, «заболеть». Можно стать курильщиком, даже если в семье никто никогда не курил, просто для этого потребуется чуть больше времени.

Почему им нужно говорить об этом? Дело в том, что как бы мы ни убеждали, ни говорили с детьми о вреде курения, желание попробовать табачок у них велико, и многие делают это. Курящие подростки нередко являются для детей как бы примером взросления, а сами курильщики этого возраста считают себя чуть ли не героями. Поэтому, проходя со своим ребенком мимо таких подростков, нужно сказать ему: «Посмотри, они курят, считают себя героями, а сами в действительности слабаки – попробовали один раз покурить, а теперь, не имея силы воли, не могут бросить – маленькая сигарета победила их, они стали её пленниками; эти герои боятся показаться на глаза взрослым, поэтому прячутся по подворотням и подъездам, они стали больными, кашляют, разве это герои?»

«Запрещать дурачество есть то же, что его поощрять…Что запрещено, того и хочется», - писал еще в 18 веке А.Н. Радищев в произведении «Путешествие из Петербурга в Москву». Действительно, запреты, как таковые, никогда не были действенны, силу имеют лишь убеждения и наставления, вовремя сказанные ребенку. Для детей, в семьях которых курят родители или один из них, беседы о вреде курения должны проводиться более часто, настойчиво, убедительно. Если в таких семьях вообще не начинать вырабатывать негативный рефлекс к курению, ребёнок с возрастом обязательно будет курить. Обязательно говорите об этом убедительно и сами верьте в то, что вы говорите. Иначе, ребенок моментально почувствует фальшь и тогда беседы будут бесполезны. Дети – сверхчувствительные существа, они легко разбираются в личности человека. Они пойдут на контакт с добрым и честным человеком, от недоброго малыши будут держаться подальше. Курящие родители, рассказывая ребенку о вреде курения, должны указывать при этом на себя, рассказывая правду о том, как стали курить и как жалеют, что начали курить, как они «заболели», а сейчас не могут отвыкнуть от этой привычки.
Здоровья Вам и Вашим детям!
Хочу такой сайт

Подготовил:социальный педагог Шаймуратова Г.Ф.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.11.2018

Дата обновления: 03.04.2020

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».