18.05.2023
Практические рекомендации
родителям гиперактивного ребенка «Если Ваш ребенок очень активен – что можно
предпринять?»
В домашних условиях в
процессе воспитания детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
необходимо учитывать следующее.
Важно изменить поведение взрослого и его отношение к ребенку:
- проявляйте достаточно
твердости и последовательности в воспитании;
- помните, что чрезмерная
болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными;
- контролируйте поведение
ребенка, не навязывая ему жестких правил;
- не давайте ребенку
категорических указаний, избегайте слов "нет" и "нельзя";
- стройте взаимоотношения с
ребенком на взаимопонимании и доверии;
- избегайте, с одной стороны,
чрезмерной мягкости, а с другой - завышенных требований к ребенку;
- реагируйте на действия
ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка,
сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.);
- повторяйте свою просьбу
одними и теми же словами много раз;
- не настаивайте на том,
чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;
- выслушивайте то, что хочет
сказать ребенок;
- для подкрепления устных
инструкций используйте зрительную стимуляцию.
Меняем психологический
микроклимат в семье:
- уделяйте ребенку достаточно
внимания;
- проводите досуг всей
семьей;
- не допускайте ссор в
присутствии ребенка.
Организация режима дня и места для занятий:
- установите твердый
распорядок дня для ребенка и всех членов семьи;
- чаще показывайте ребенку,
как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;
- снижайте влияние
отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;
- оградите гиперактивных
детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;
- избегайте по возможности
больших скоплений людей;
- помните, что переутомление
способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
- организуйте поддерживающие
группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.
Используем специальную
поведенческую программу:
- придумайте гибкую систему
вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.
Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;
- не прибегайте к физическому
наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно
использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;
- чаще хвалите ребенка. Порог
чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные
дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям;
- составьте список
обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на
определенные виды работ;
- воспитывайте в детях навыки
управления гневом и агрессией;
- не старайтесь предотвратить
последствия забывчивости ребенка;
- постепенно расширяйте
обязанности, предварительно обсудив их с ребенком;
- не разрешайте откладывать
выполнение задания на другое время;
- не давайте ребенку
поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
- помогайте ребенку
приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;
- не давайте одновременно
несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием, не
должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;
- объясните гиперактивному
ребенку о его проблемах и научите с ними справляться.
Вербальные средства
убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как
гиперактивный ребенок еще не готов к такой форме работы. Для ребенка с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения "через тело":
- лишение удовольствия,
лакомства, привилегий;
- запрет на приятную
деятельность, телефонные разговоры;
- прием "выключенного
времени" (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное
отправление в постель);
- чернильная точка на
запястье ребенка ("черная метка"), которая может быть обменена на
10-минутное сидение на "скамейке штрафников";
- холдинг, или простое
удержание в "железных объятиях";
- внеочередное дежурство по
кухне и т.д.
Вслед за понесенным
наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки
"принятия". В коррекции поведения ребенка большую роль играет
методика "позитивной модели", заключающаяся в постоянном поощрении
желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного. Необходимым
условием успеха является понимание проблем своего ребенка родителями.
Невозможно добиться
исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько
месяцев и даже за несколько лет. Признаки гиперактивности исчезают по мере
взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой
жизни.
Синдром дефицита внимания и
гиперактивности - это патология, требующая своевременной диагностики и
комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная
реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте не позднее
5-6 лет комплексно усилиями родителей и специалистов.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.05.2023
Дата обновления: 19.05.2023
Дата публикации: 18.05.2023