21.03.2023
Сюжетно-ролевая
игра в младшем дошкольном возрасте.
Детство младшего
дошкольника
– очень важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает
первоначальное представление об окружающем мире, начинает складываться личное
отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного
поведения, формируется характер.
Огромная
роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской
деятельности. В игре развиваются духовные силы и физические навыки ребёнка, его
внимание, речь, память, воображение.
Сюжетно-ролевая
игра
- это творчество, в котором ребенок воссоздает разнообразные виды человеческой
деятельности.
Первые
сюжетные игры малышей протекают как игры без ролевые или игры со скрытой ролью.
Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую
жизненный смысл. Эта цепочка состоит из двух-трех действий и многократно
повторяется. Основным содержанием, как и в предметной игре, являются
разнообразные действия с предметами. Неизменной остается и форма игры: или как
индивидуальная, или как игра «рядом». Действия с предметами, игрушками
осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения у
них еще нет. Совместные игры малышей возможны лишь при участии взрослого.
Формирование
у детей третьего года жизни условных предметно-игровых действий, прежде всего
должно быть совмещено с организацией предметного игрового взаимодействия, что
облегчает детям в дальнейшем вступление в совместную сюжетную игру друг с
другом. С этой целью воспитатель должен использовать любые катающиеся предметы
- ковровую дорожку или скамеечку, направляющие движение игрушки. Очень важно,
чтобы первоначально взаимодействие двух партнеров осуществлялось с одним
большим предметом.
Дальнейшая
игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может
принимать разнообразные формы: это совместная постройка башни из кубиков, сбор
пирамидки и т. п.
Параллельно
с организацией парного предметного взаимодействия воспитатель формирует у детей
простейшие условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями.
Для этого он развертывает сюжетную игру на глазах у детей, он может одушевлять
кукол и другие игрушечные персонажи.
По мере того, как идет усвоение детьми
действий с сюжетными игрушками воспитатель переходит к показу игры, включающей
уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом, например, варит
суп на игрушечной плите, а затем кормит им кукол; стирает кукольное платье в
игрушечном тазике, а затем гладит его утюгом и т. п. Все эти сюжеты должны
непременно включать в себя действия, уже известные детям, которые они
неоднократно наблюдали в реальной жизни.
Очень
важно, чтобы предмет-заместитель в играх с детьми данного возраста сочетался с
реалистической сюжетной игрушкой, например, если булочка замешается кубиком, то
тарелка, на которой она лежит, должна быть «как настоящая».
Для того чтобы дети в своей самостоятельной
деятельности после игры со взрослыми могли развертывать игровые действия,
воспитателю следует сохранять предметно-игровую среду или специально ее
организовывать.\
Одним
из основных приемов руководства играми малышей является участие воспитателя в
их играх. Совместная игра с воспитателем способствует большой
целенаправленности и содержательности действий детей.
Воспитатель может принимать участие в играх,
беря на себя ту или иную роль: мамы, врача, учительницы, шофера и др. Это дает
возможность объединить нескольких детей для совместной игры. А роль, которую
воспитатель берет на себя, служит примером для подражания. Ролевое участие
воспитателя в играх малышей может быть направлено также на обогащение замысла и
игровых действий отдельных детей: воспитатель разговаривает с детьми,
показывает им действия с теми или иными игрушками.
По мере обогащения игры игровыми действиями,
возникновения сюжета дети начинают словом обозначать свою роль. Этому должны
помогать вопросы воспитателя, обращение к ребенку как персонажу. Все это
способствует становлению сюжетно-ролевой игры.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.03.2023
Дата обновления: 15.09.2023
Дата публикации: 21.03.2023