13.02.2023
Консультация для
родителей:
«Значение
сюжетно-ролевой игры в социализации дошкольников»
Игра – это ведущий вид деятельности у
детей. Через сюжетно-ролевые
игры
ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к
социуму,
«примеряя» на себя взрослую жизнь.
Сам ребенок научиться играть в
сюжетно-ролевые игры не сможет, а
если
сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени.
Это происходит из-за того, что ребенок еще
не
освоил мир вокруг себя. У ребенка еще не сложились представления о том
мире,
в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и
давать
ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней
будут
его игры. Детям в возрасте 3-5 лет очень важно играть в ролевые игры:
«в
доктора», «в дочки-матери», «в продавца-покупателя». В процессе игры
пополняется
активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги.
Уделите игре с ребёнком хотя бы полчаса
в день. Попутно можете
тренировать
его в математике, например, во время игры в магазин попросите
у
ребёнка-продавца три красных яблока, две шоколадные конфеты и пять
карамелек,
пусть он разложит конфеты в два пакета поровну. Можно поиграть в зоопарк. «Купите»
билеты в кассе и проведите ребёнку экскурсию по зоопарку – расскажите, где и
как живут птицы, животные, рыбы, чем они питаются. В ходе игры обратите
внимание ребёнка на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.
Здесь ребенок может претворять свои идеи в одиночку, что является неплохой тренировкой
перед этапом коллективных игр, когда, взрослея, ребенок копирует не только
внешние действия и сходство с выбранным персонажем, но и внутреннее - начинает
показывать, что этот персонаж сделал бы в такой-то или такой-то ситуации. В
любом случае, игра направлена на обогащение и уточнение представлений о
предметах окружающего мира, и, как правило, дети для игры объединяются по
двое-трое-четверо. С психологической стороны, такие совместные игры помогут проработать
некоторые негативные моменты общения со сверстниками и закрепить с возрастом
навыки лидерского поведения.
Если ребенок копирует, имитирует в
основном действия отрицательных персонажей, не спешите расстраиваться. Вступите
в игру
положительным
персонажем, объясните, как хорошо поступить. И помните,
что
в большинстве случаев ребенок лишь отображает жизнь взрослых вокруг
него.
Постарайтесь следить, чтобы в вашем поведении не было отрицательных моментов.
Ну и, конечно же, игры в летчика,
продавца, шофера, моряка и многие
другие.
Усложняйте правила игры, добавляйте несколько предметов и
несколько
действий.
С возрастом используйте более сложные
сюжеты. У детей становится
больше
опыта, например, играя в больницу, у них уже ни один врач, который
лечит,
а принимают «специалисты». Есть пациент(ы), медсестры. Как
правило,
ребенок уже вносит в игру свои предложения.
Дети объединяют несколько сюжетных игр в
одну игру. Например,
идет
игра «в семью», тут же «в семье» может возникнуть ситуация –
«ребенок
заболел». Возникает следующий сюжет игры «Больница». А до
«больницы»
нужно «доехать», поэтому можно пригласить в игру «водителя
скорой
помощи». Или семья едет в гости. Развиваются сюжеты «гости»,
«путешествие»,
«хозяюшка». Активно развиваются ролевые диалоги.
Поиграйте с детьми, например, в игру
«Кино». Ведущий взрослый заранее подбирает эпизоды из сказок, в которых
особенно резко проявляются черты характера. Перед играющими детьми ставится
задача озвучить этого персонажа, ярко выражая эти черты, так, чтобы другие
сразу распознали, кто это. Затем можно ввести воспроизведение сюжета в виде небольшой
сценки.
Девочки любят играть в парикмахерскую.
Предложите кукле с длинными волосами сделать красивую причёску у
ребёнка-парикмахера.
Расскажите
ребёнку об обязанностях парикмахера и работника салона
красоты
– стрижке, бритье, укладке волос в причёску, маникюре. В конце
игры
пусть кукла остается очень довольной, она скажет «спасибо» и пообещает в
следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую.
К 5-6 годам наступает расцвет ролевой
игры. Дети активно
взаимодействуют
в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы
устойчивы.
Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем
же
сюжетом, причём каждый раз сначала (гонщики, поликлиника, кинотеатр, поход в
гости, супермаркет, салон красоты и другие сюжеты).
Кстати, выбор соответствующей роли
стимулирует ребёнка
определить
своё место в коллективе. Одни дети выбирают роли самостоятельно, другие
предпочитают, чтобы им дали роль, третьи отказываются играть. Понаблюдайте за
своим ребёнком!
Подготовила: воспитатель Зарипова
Л.Г
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.02.2023
Дата обновления: 13.02.2023
Дата публикации: 13.02.2023