16.12.2022
«Эмоционально – волевая готовность ребенка
к обучению в школе»
К
6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого
поведения, что выражается в следующих умениях:
— поставить цель;
— принять решение;
— наметить план действий;
— исполнить намеченный план;
— проявить усилие в случае возникновения
препятствий;
— оценить результат своего действия.
Главный акцент в развитии
эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании
мотивов достижения цели:
• не бояться трудностей;
• стремление преодолевать их;
• не отказываться от намеченной цели.
В
нескольких словах, готовность — это умение слушать + умение слушаться.
Основным
показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилии ребенка
является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и
обязанностей.
Как развивать волевую готовность?
1. Повышать самостоятельность и
ответственность ребенка:
— закрепить конкретное поручение за
ребенком, поощрять его выполнение;
— учить стихи, пересказывать сказки и
рассказы.
2. Развивать самоконтроль:
— использовать игры типа «Сделай так же»,
«Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите...»
3. Чаще использовать игровую мотивацию и
оценку со стороны сверстников.
4. Развивать стремление действовать по
моральным мотивам.
5. Соблюдать постепенность в высказывании
требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом
возрасте.
6. Развивать уверенность в себе, в своих
силах с помощью создания ситуаций успеха.
Развитие
эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении
различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои
аффекты, уметь проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием
успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное,
проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как
эмоциональная сфера личности дошкольника:
— обладает интенсивностью проявления
эмоций,
— непосредственностью в проявлении эмоций,
— быстрой переключаемостью, сменой
настроений,
— поверхностью эмоций.
Педагог должен стремиться к развитию
следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
• устойчивости чувств;
• глубины чувств и эмоций;
• осознания причин появления тех или иных
эмоций;
• проявления высших чувств: эстетических,
нравственных, познавательных;
• эмоционального предвосхищения (осознанно
го ожидания успеха или неудачи).
В развитии волевой и эмоциональной
готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов, чтение
художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание
картин, слушание музыки.
Педагог-психолог
МБДОУ № 15 «Югорка»
Васильева
Ольга Анатольевна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 16.12.2022
Дата обновления: 16.12.2022
Дата публикации: 16.12.2022