25.11.2022
Памятка для родителей
«Художественная литература –
важное средство формирования и развития речи детей дошкольного возраста»
Литература занимает в жизни дошкольника
важное место, поскольку именно книга остается наиболее доступным средством
духовного и нравственного развития личности. Приобщение ребенка к книге
позволяет заложить базовую основу его общей культуры и потому рассматривается
как одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника.
Именно литература выступает на
дошкольном этапе как эффективное средство познавательно-речевого развития
ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир,
впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы
поведения окружающих, подражать, в том числе и героям книг. Важно заметить, что
задачи, решаемые на занятиях по введению в художественную литературу, требуют
от воспитателя организации совместной с детьми художественно-речевой
деятельности, ведь чтение для дошкольников – это, прежде всего, общение.
В дошкольных учреждениях особое место
занимает ознакомление дошкольников с художественной литературой как искусством
и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и
интереса к книге. Характерной особенностью детей от 2 до 5 лет является
необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и
рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно
предпочитая их прозе. Они развивают воображение и мышление ребенка, обогащают
его эмоции, дают прекрасные образцы русского литературного языка. Поэтому так
огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений
К.И. Чуковского – они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют
на личность ребенка, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного
языка.
Кто в детстве не читал «Муху-Цокотуху»,
«Айболита», «Мойдодыр»? К.И. Чуковский – настоящий классик детской литературы.
Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуковского. Папы и мамы, которые
в детстве зачитывались его произведениями, читают их теперь своим детям.
Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ведь Чуковский в
своих сказках – играет с детьми, и для маленьких слушателей чтение этих сказок
превращается в забавную игру. Дети с удовольствием декламируют стихи
Чуковского, что способствует их речевому развитию.
Литературные произведения Чуковского
сопровождают ребенка с первых лет его жизни, и выступает перед ним в единстве
содержания и художественной формы. Поэтические образы в сказках Чуковского
привлекают детское внимание, надолго запоминаются.
Таким образом, роль чтения, особенно
детских стихов, в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение,
рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику
оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое,
психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает
художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка,
передает представление о жизни, о труде,
об отношениях к природе, развивая тем самым, социальный опыт
дошкольника.
Книги Чуковского пронизаны гуманизмом,
верой в победу добра и справедливости, в торжество правды. Его герои: добрый
доктор Айболит, крокодил, удалой комарик – вызывают сочувствие детей, помогают
воспитывать у них положительные качества, без назидательности высмеивается
неряшливость, трусость, зазнайство.
Показывая ребенку смысл и глубину
содержания произведений Чуковского, увлекая его процессом чтения общения с
книгой, можно сделать так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей
деятельностью. Изучение литературных произведений К.И. Чуковского способствует
формированию литературного вкуса, расширяет кругозор ребенка, обогащает спектр
личностных особенностей.
К.И. Чуковский показал, что в дошкольном
детстве ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, к смысловой, звуковой
стороне речи. Эта чувствительность проявляется в легкости, с которой ребенок
запоминает слова, их звучание и значение осваивает нормы и правила грамматики,
в точности анализа смысла и формы слова, а также в особом, лингвистическом (познавательном)
отношении к языку, интересе к словам, звукам, рифмам.
Статью подготовили
воспитатели:
Балашова Наталья
Анатольевна
Коровина Татьяна Викторовна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.11.2022
Дата обновления: 25.11.2022
Дата публикации: 25.11.2022