Случаи воровства в детском возрасте. Почему дети воруют?

16.03.2023

Случаи воровства в детском возрасте.

 Почему дети воруют?

 

Если говорить о дошкольном возрасте, то, конечно, говорить в чистом виде о воровстве, как таковом, не приходится. Ведь мы понимаем, что:

воровство – это преступное присвоение и похищение чужой собственностибез предварительного разрешения или уведомления  обладателя, противоречащее законам морали и нравственности.

Воровство как явление в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. Они касаются прежде всего мотивов и причин.

Среди мотивов, толкающих дошкольников на воровство, можно выделить несколько групп:
1. желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой);
2. желание сделать приятный подарок кому-то из близких;
3. желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи;
4. желание отомстить кому-либо.

Все вышеперечисленные группы мотивов не имеют под собой криминальной подоплеки.

В целом, подобные ситуации происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.

Часто, особенно если случаи воровства повторяются, говорят о клептомании. Но  это ошибочное мнение, потому что по определению клептомания (от греч. "klepto" – похищаю,"mania" – безумие) – это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом, внезапно возникающем влечении к хищению вещей. Она является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05 % людей на всём земном шаре, при этом в детском возрасте она встречается очень редко. Хотя причины клептомании неизвестны, существуют факторы, которые могут увеличить риск развития клептомании. Эти факторы включают:

Чрезмерные стрессовые факторы, например большие жизненные утраты.

Травмы головного мозга.

Кровные родственники с клептоманией, аффективными расстройствами или обсессивно-компульсивным расстройством.

Так как в дошкольном детстве это заболевание практически не проявляется, подробно останавливаться на нем не имеет смысла.

Давайте более подробно остановимся на возрастных особенностях детского воровства в дошкольном возрасте.

Возрастные особенности детского воровства

У ребенка в 1 - 3 года еще не сформированы понятия «свое – чужое». В этом возрасте  малыш еще не способен понять, что такое собственность, и поэтому уверен, что все в мире "принадлежит" ему, а как следствие этому – на прогулке или в гостях – ребенок может взять себе любую понравившуюся игрушку. Сам, без помощи взрослых, ребенок не может понять, что чужие вещи брать нехорошо. Поэтому формирование понятия «собственность» - задача родителей и педагогов.

Возраст 4-6 лет - возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать "мое" и "не мое", имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, что и может приводить к воровству.

К 6-7 годам обычно формируется произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на занятиях, на уроках. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).

Педагогам и родителям необходимо тщательно разбираться в истинных мотивах произошедшего для того, чтобы своевременно выявить неблагополучие в жизни ребенка, так как в большинстве случаев оказывается, что кража, воровство - это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни. 

Сложилось ошибочное мнение о том, что воровство присуще детям из неблагополучных семей. Но современная ситуация такова, что воровство наблюдается и у детей из так называемых благополучных семей. И в первом, и во втором случае воровство детей - последствия неправильного воспитания. В неблагополучных семьях ассоциальность самих родителей (пьянство, рукоприкладство, низкий материальный достаток и т. д.) толкает детей на кражи. Сложнее обстоит дело во внешне благополучных семьях, в которых и уровень материальной обеспеченности достаточный, и воспитанию детей уделяется много времени.

Но вопрос заключается не в количестве, а в качестве воспитательных воздействий. Можно выделить ряд ошибок, совершаемых взрослыми в процессе воспитания:

- отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой - "закрыть глаза" на проступок, и за угрозой наказания не следует;

- несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку; такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки, но нередко она встречается и в семьях только с папой и мамой, которые
не могут договориться между собой, когда одно и то же действие ребенка оценивается по-разному;

- "двойная мораль", когда действия родителей расходятся с делом;

- вседозволенность, которая может быть следствием безнадзорности, воспитания в стиле "кумир семьи", подмены общения материальным обеспечением;

- тотальный контроль за поведением и действиями ребенка.

Реакция взрослых играет большую роль в решении данной  проблемы, потому что от того, какую  позицию они займут, во многом зависит, повторится ли подобная ситуация. Некоторые родители впадают в панику, пугаются того, что из ребенка вырастет вор, некоторые же, напротив, не придают подобным фактам большого внимания, считая, что пока ребенок маленький, это нестрашно, потом он все «поймет».

 

Неумение или нежелание родителей пресекать негативные проявления личности или характера стимулирует развитие вседозволенности, когда ребенок не умеет или не хочет считаться с мнением других, ориентируясь лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не желают общаться, они становятся причиной ссор и конфликтов. Они искренне не понимают, почему нельзя брать то, что им хочется, даже если эта игрушка принадлежит другому.

 

Педагоги в работе с родителями могут подсказать и направить их к правильным действиям при ситуациях детского воровства.

Советы взрослым:

 

Если ребенок совершил кражу или подозревается в воровстве, нельзя:

! устраивать истерик и скандалов;

! считать, что с малышом произошло непоправимое;

! лишать ребенка специально того, в чем он нуждается и из-за чего взял чужую вещь;

! одобрять или проявлять безразличие к факту воровства;

! обвинять ребенка, если вина его не доказана;

! требовать от ребенка публичного признания и раскаяния в содеянном;Хочу такой сайт

! называть ребенка вором и подобными эпитетами, т.е. вешать "ярлыки";

! сравнивать с другими детьми или вами: "Вот я никогда не воровал. И в кого ты такой?";

! не требовать от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража;

! не обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.

 

Если поступать так, то это не только не решит проблему, но усугубит ее, ребенок может замкнуться в себе, перестанет доверять взрослым и, возможно, будет продолжать воровать.

Как правильно действовать, в случае обнаружения факта воровства

Каждый конкретный случай воровства требует отдельного рассмотрения. В первую очередь нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.

Родителям, которые столкнулись с тем, что их дети воруют, можно посоветовать следующее:

Услышав, что ваш ребенок, что-то украл, постарайтесь сдержать эмоции, особенно, если ребенок находится рядом. Строго, но вежливо пообещайте во всем разобраться. Знайте: ребенок наблюдает за вашей реакцией. Чтобы не наломать дров, держите себя в руках, сохраняйте спокойствие и холодную рассудительность.

Как только успокоитесь, соберите как можно больше объективной информации о случившемся. Расспросите свидетелей. Например, если жертвой стал одноклассник вашего ребенка, не торопитесь бежать к его родителям, сначала побеседуйте с классным руководителем пострадавшего.

Не делайте вид, что ничего не случилось. Скажите ребенку, что знаете о его поступке и хотели бы все обсудить. Ни в коем случае не давите на ребенка. По возможности попросите, чтобы он сам, когда будет готов, все рассказал. Дайте ему на обдумывание пару дней. Если он действительно виновен и считает себя таковым, то это время станет для него нелегким испытанием. Ну, а если ваш ребенок ни в чем не виноват, он очень скоро сам прояснит ситуацию.

Не устраивайте истерик и скандалов. Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.

Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи.  Так можно понять мотивацию ребенка.

Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.

Стоит обратить внимание, как ребенок сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Важно выразить уверенность в том, что, конечно, это больше не повторится.

Не надо стремиться вызвать у ребенка открытое чувство вины, не разрушать психологические защиты ребенка. Необходимо, чтобы ребенок понял, что воровство осуждается всеми и приводит к ухудшению отношений, а результаты воровства (например, покупка дружбы украденным) не приводят к достижению поставленной цели.

Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка, но не личности, с конкретным осуждением такого поведения.

Необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.

Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.

По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.

Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.

Обсуждая случившееся, нужно помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.

Помогите ребенку справиться с последствиями пережитого им стресса.  Скажите, что вы гордитесь его мужеством, потому что признать открыто себя виноватым – это поступок. Если кража, которую совершил ребенок, была сознательной, расскажите ему, будто читали в газете, либо видели по телевизору репортаж о мальчике, который не смог найти в себе силы и вовремя признаться и так запутался в своих ошибках, что… Продолжение истории будет зависеть от впечатлительности вашего ребенка.

 И главное, очень важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.

 

ВЫВОД:

Как мы уже говорили выше, у детей дошкольного возраста ещё не достаточно четко сформировано понятие о воровстве, о границе между «своим» и «чужим», по сравнению со взрослыми людьми.

Таким образом, детское воровство в дошкольном возрасте являясь следствием недостаточного социального развития детей, при отсутствии адекватной реакции и профилактических мер со стороны взрослых, может послужить основой асоциального поведения в будущем.

Поэтому разъяснительная работа с детьми на понятном и приемлемом для них уровне должна проводится как в семье, так и в дошкольном учреждении.  Для этого, на наш взгляд, можно организовать работу с детьми по профилактике детского воровства посредством разнообразных форм совместной деятельности: проигрывание проблемных ситуаций на тему «Твое. Мое. Чужое», разыгрывание театрализованных этюдов «Чужая вещь», чтение соответствующей детской художественной литературы с последующим обсуждением.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.11.2018

Дата обновления: 02.06.2023

Дата публикации: 16.03.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».