Развивающие игры для детей в возрасте 6-7 лет в домашних условиях

10.10.2022

Развивающие игры для детей в возрасте 6-7 лет в домашних условиях

 

О.А. Васильева,

педагог-психолог

МАДОУ № 15 «Югорка»

 

Ребенок этого возраста является уже вполне сформировавшейся личностью, с собственными взглядами на окружающий мир. Он осознает свое положение в обществе, как в детском коллективе, так и среди взрослых. Исходя из этого, строит линию поведения, формирует отношение к окружающим его людям. У ребенка 6-7 лет достаточно высок уровень эмоционального развития — он уже обладает способностью проявлять сочувствие по отношению к другим, сопереживать им, предлагать свою помощь, чувствовать их настроение.

Будущим первоклассникам под силу управлять своим поведением, соблюдать этические нормы, выполнять требования взрослых. Дети активно участвуют в любой деятельности, причем, как групповой, так и индивидуальной, легко ориентируются в любой обстановке. В связи с этим родителям следует дать ребенку основы личной безопасности, учить малыша искать выход из трудной ситуации.

Ребенок 6-7 лет по-прежнему проявляет активный интерес к новой информации, при этом сохраняя в памяти все полученные ранее знания. В этом возрасте увеличивается объем памяти, внимание становится в большей мере произвольным, хотя и непостоянным. Достаточно высоко и речевое развитие — словарный запас дошкольника составляет 3,5—6 тысяч слов. Ребенок этого возраста должен правильно произносить все звуки родного языка, уметь согласовывать слова в предложениях и словосочетаниях, легко оперировать речевыми оборотами, производить простейший звуковой анализ слов. Продолжая занятия по развитию речи, следует расширять знания ребенка о структуре родного языка, вводить в лексикон слова-синонимы, антонимы, омонимы. Давать материал о строении предложения, словосочетания. Обогащать словарный запас.

Помимо этого, необходимо продолжать занятия по развитию мелкой моторики рук, развивать логическое мышление посредством решения задач на смекалку, закреплять основы систематизации предметов по признакам, свойствам и действиям. То есть продолжать цикл занятий, начатый в младшем дошкольном возрасте, но по более сложной схеме, планируя самостоятельную деятельность ребенка.

 

Игры на развитие логического мышления

Кто где живет

Жили-были зайчик, лисичка и медвежонок. Каждый жил в своем домике. Домик зайчика был не желтый и не синий, а медвежонок жил не в желтом и не в белом домике. Предложите ребенку отгадать, кто в каком домике живет.

Цветы на клумбах

Вырежьте из картона по три цветка красного, оранжевого и синего цвета и три клумбы — круглую, квадратную и прямоугольную. Предложите ребенку распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: «Красные цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе, оранжевые - не на круглой и не на прямоугольной. Где какие цветы росли?».

Что выше?

На поляне росли три дерева: дуб, сосна и береза. Сосна выше дуба, а дуб выше березы. Какое дерево самое высокое, а какое — самое низкое? Предложите ребенку нарисовать деревья.

Кто на чем поедет?

Кукла, матрешка и Петрушка решили покататься на машинах — синей, зеленой и красной. На красной машине поедет не Петрушка и не матрешка, в зеленой — не матрешка и не кукла. Кто на какой машине прокатится?

Я загадала...

Загадайте какой-либо предмет. Предложите ребенку посредством уточняющих вопросов выяснить название объекта.

— Этот предмет летает?

— Да.

— У него есть крылья?

— Нет?

— Он высоко летает?

— Нет.

— Он одушевленный?

— Нет.

— Он сделан из пластмассы?

— Нет.

— Из железа?

— Да.

— У него есть пропеллер?

— Да.

— Это вертолет?

— Да.

Я беру с собой в дорогу...

Подготовьте несколько картинок с изображениями одиночных предметов. Выложите их картинкой вниз. Предложите ребенку отправиться в морское плавание. Но для того, чтобы путешествие прошло успешно, к нему надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. Попросите малыша брать по одной картинке и рассказывать о том, как может пригодиться этот предмет. Предметы на картинках должны быть самыми разными. Например, ребенок достает изображение мяча: «В мяч можно играть во время отдыха; мяч можно использовать вместо спасательного крута, потому что он не тонет и т.п.». Обыгрывайте различные ситуации: на необитаемом острове, в поезде, в деревне.

Пищевые цепочки

Поговорите с ребенком о взаимоотношениях в живой природе. Рассмотрите категорию «хищник — жертва». Объясните функции и назначение тех и других. Предложите составить пищевые цепочки, имеющие место в природе:

Луг, поле:

растения — гусеница — птица;

злаки — грызуны — змеи, хищные птицы;

трава — насекомые — птицы;

травы, цветы — шмель, пчела.

Водоемы:

комар - лягушка - цапля;

червяк — рыба — чайка;

ряска ~ малёк — хищная рыба.

Лес:

растения — гусеница — птицы;

растения — грызун — хищные птицы;

растения — заяц — лиса, волк;

грибы — белки — куницы;

лесные злаки — лось — медведь, волк.

Распредели правильно

Подготовьте 24 карточки с изображениями разных людей: детей, взрослых, стариков. Все изображенные должны отличаться друг от друга цветом волос, глаз, ростом, выражением лица. Предложите ребенку распределить людей по четырем комнатам: в одну — всех детей, в другую — всех темноволосых, в третью — всех веселых, в четвертую — всех женщин. Какие люди остались вне комнат? Какие могут находиться в двух, трех или четырех комнатах?

Рассели птиц

Для игры вам потребуется 20 карточек с изображениями птиц: домашних, диких, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т.п. Предложите ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо — перелетных птиц, в другое — всех тех, кто имеет белое оперение, в третье — всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?

Вырежьте из картона фигуры, показанные на рисунке. Предложите ребенку сгруппировать их по каким-либо признакам: четырехугольные, округлые, закрашенные, полосатые, треугольные, симметричные и т.п.

Подумай и ответь

Предложите ребенку закончить ваши предложения:

Если мальчик старше девочки, то девочка... (младше мальчика).

Если стол выше стула, то стул... (ниже)

Если река уже моря, то море...

Если велосипед едет медленнее машины, то машина едет...

Если червяк короче удава, то удав...

Добавь слово

Предложите ребенку найти закономерность и продолжить ряд слов:

зима, весна, лето, ...

январь, февраль, март, ...

утро, день, вечер, ...

понедельник, вторник, среда, ...

десять, девять, восемь, ...

один, два, три, ...

десять, двадцать, тридцать, ...

Найди связь

Подготовьте карточки с изображениями разных предметов. Вы с ребенком по очереди берете по две картинки и придумываете третье слово, связывающее рассматриваемые предметы, например: облако — дерево. Возможные варианты: облако проплывет над деревом; дерево достает до облака; облако похоже на дерево и т.п.

 

Игры на развитие воображения у детей 6-7 лет

 

Космическое путешествие

Вырежьте из бумаги несколько кругов разного размера, разложите их в произвольном порядке. Предложите ребенку представить, что круги — это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Попросите малыша придумать названия планет, заселить их различными существами. Мягко направляйте действия ребенка, например, выскажите предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой — злые, на третьей — грустные и т.п. Пусть малыш проявит фантазию и нарисует жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут «летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.

Необитаемый остров

Предложите ребенку поиграть в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки. Высадите героев на остров и начинайте планировать: что нужно путешественникам для того, чтобы построить дом, наладить свой быт. Рассматривайте самые необычные версии, например: «Дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева с помощью заостренного камня. Из длинных водорослей можно сплести коврик, который можно использовать вместо постели и т.п.». Обговорите, кого могут встретить путешественники, какие опасности им грозят. Как можно выбраться с острова. Играя, ребенок учится фантазировать, создавать модели различных ситуаций и искать пути решения проблем.

Когда я был...

Вы начинаете фразу — ребенок должен ее продолжить. Суть игры состоит в том, что ваши фразы описывают нестандартные ситуации, например: «Когда я был маленьким, как муравей...... Малыш должен придумать, что же с ним происходило: «... я дружил с божьей коровкой» или: «я пил росу с листьев деревьев». «Когда я был высоким, как жираф...» — «...я доставал звезды с неба», «видел, что происходит в другом городе» и т.д.

Что ты можешь сказать?

Выберите какой-либо объект и предложите ребенку составить подробный рассказ об этом предмете, по очереди описывая то или иное его свойство. Проигрывает тот, чья фантазия иссякла. Например: дерево.

— Оно растет.

— На дереве есть ветви и листья.

— У дерева есть корни.

— Осенью с дерева облетают листья.

— В дереве можно сделать дупло.

— На дерево садятся птицы.

— Дерево можно спилить или срубить.

— Под деревом — тень.

— Дерево может притянуть молнию.

— Весной на дереве набухают почки.

— Птицы на дереве вьют гнездо и т.д.

Придумай слово

Предложите ребенку придумать слово, которого нет в русском языке и объяснить, что оно обозначает. Приведите в пример ставшую знаменитой фразу русского ученого — академика Льва Владимировича Щербы: «Глокаякуздраштекобудланулабокра и курдячитбокрёнка». Подумайте, о ком может идти речь в этом предложении. Потренируйтесь в составлении рассказов, состоящих из таких фраз. Обратите внимание ребенка на то, что, несмотря на использование в предложении несуществующих слов, смысл его вполне понятен. Приведите пример, подобрав слова, известные малышу: злая собака сильно укусила козла, и гоняет козленка и т.п.

Что было бы, если...

Предложите ребенку подумать, что могло бы произойти в случае той или иной нестандартной ситуации:

— Что было бы, если бы всегда было утро?

— Никогда не было дождя?

— Все дома были бы одноэтажными.

— Все животные были бы хищниками.

И т.д.

 

Игры для развития памяти и внимания у детей 6-7 лет

 

Мы ходили в зоопарк

Эту игру можно проводить с группой детей. Первый игрок: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра». Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в зоопарк и видели там тигра и слона». Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя зоопарка. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.

Посмотри и запомни

На листе бумаги в разных местах нарисуйте или наклейте изображения животных. Покажите лист ребенку на 10 секунд. После этого уберите рисунки и предложите малышу воспроизвести их схематично на другом листе бумаги. Обратите внимание ребенка на то, что все животные должны находиться на своих местах.

Послушай и запомни

Подберите 5 пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель - диван. Предложите ребенку прослушать их 2 раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово. Усложняя задание, увеличивайте количество пар.

Вспомни, как было

Кукла Лена села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности. Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, малыш комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради и т.д.».

Запомни и нарисуй

Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.

Другой вариант игры: покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке, например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.

Я тоже

Расскажите ребенку какую-нибудь историю. В определенных местах рассказа делайте паузу и хлопайте в ладоши. По этому сигналу малыш должен вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае ребенок должен промолчать.

Пример рассказа:

— Однажды девочка Лена пошла на речку.

— Я тоже.

— По дороге она встретила собаку и позвала ее с собой.

— Я тоже.

— Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом.

— Подошли они к реке.

— Я тоже.

— Вдруг темная туча заслонила солнце.

— загремел гром.

— Застучали капли дождя.

— Девочка спряталась под тентом.

— Я тоже.

— А собака залезла в кусты.

— Я тоже.Хочу такой сайт

— Вскоре дождь кончился.

— Девочка искупалась в реке.

— Я тоже.

— Подозвала собаку.

— Я тоже.

— И они побежали домой.

— Я тоже.

 

Кольца

Нарисуйте несколько рядов колец с разрывами в разных местах. Предложите ребенку найти и зачеркнуть кольца с разрывами в определенном месте, например: «Зачеркни, пожалуйста, кольца с разрывом справа красным карандашом, а кольца с разрывом внизу — синим».

Раскрась овощи

Нарисуйте контуры разных овощей (фруктов, цветов, животных). Предложите ребенку раскрасить все овощи в соответствии с восстановленными в памяти оригиналами.

Повтори, что запомнил

Произнесите несколько несложных фраз, например:

Весной распускаются листья.

Утром мы завтракаем.

В соседнем доме пять этажей.

Вчера шел дождь.

Попросите ребенка повторить фразы, которые он запомнил. Предложите поменяться ролями — малыш придумывает фразы, вы пытаетесь их повторить. При этом вы делаете вид, что не помните некоторые предложения, побуждая ребенка подсказать вам их.

  

Игры на развитие глазомера для детей 6-7 лет

 

Делай как я

Возьмите два одинаковых листа бумаги — для себя и для ребенка. На своем листе расставьте точки в хаотичном порядке. Попросите малыша скопировать изображение, сохраняя месторасположение точек. Сверьте образец с оригиналом. Усложняя задание, изображайте отрезки разной длины, под разным наклоном. С помощью линейки отмечайте неточности в рисунке ребенка.

Посмотри и отмерь

Возьмите лист бумаги формата А4 и разрежьте его на длинные узкие полоски. Вместе с ребенком рассмотрите какой-либо предмет, длина которого не превышает размер полоски. Предложите малышу оторвать от бумажной полосы часть, равную по длине рассмотренному предмету. Приложив ее к объекту, оцените полученный результат. Игру можно проводить в форме соревнования: побеждает тот, чей результат наиболее точен.

Определи размер

Для игры вам потребуются предметы четырехугольной формы разного размера, например, книга небольшого формата, рамка для фотографий, кубик, открытка, брусок и т.п. Перед игрой спроецируйте контуры предметов на бумагу. Разложив объекты и их плоскостные изображения, предложите ребенку провести соревнование: каждый по очереди берет предмет и пытается с первой попытки найти его проекцию на бумаге. Правильное решение дает право второго хода. Выигрывает тот, кто разложил больше вещей по контурам.

Закрой колодец

Нарисуйте несколько кругов разного диаметра (колодцы). Предложите ребенку рассмотреть их и вырезать из бумаги крышку для каждого. Производить какие-либо измерения нельзя, размеры «крышек» определяются на глаз. Побеждает тот, чьи крышки совпали с размерами колодцев.

Выдели территорию

В течение нескольких секунд показывайте ребенку какой-либо предмет (кубик, книгу, чашку, тарелку и т.п.). Спрятав его, попросите малыша спичками или счетными палочками огородить территорию, размеры которой должны совпасть с размерами рассмотренного объекта. Если задание является трудным для ребенка, предложите двумя спичками обозначить предполагаемую длину или ширину предмета.

Угадай фигуру

Изобразите деформированные геометрические фигуры, предложите ребенку угадать, какие фигуры спрятались за вашими рисунками. Предложите ему спрятать таким же образом другие объекты.

 

Скажи, не считая

Разложите перед ребенком несколько предметов. Попросите его быстро, не считая, определить их количество. Проверьте результат. В процессе игры увеличивайте и уменьшайте число объектов, заменяйте их другими. Возьмите несколько одинаковых предметов (детали конструктора, пуговицы и т.п.), предложите малышу угадать, какое их количество поместится на определенном участке, например, на узкой полосе из бумаги, на нарисованном квадрате или круге. Пересчитав предметы, проверьте верность предположения. Меняйте границы территории, ее форму, заменяйте предметы.

Подходящий объем

Возьмите несколько пустых сосудов, отличающихся формой и объемом. Один из них заполните водой. Предложите ребенку перелить воду в другой сосуд так, чтобы она заполнила его до краев, затем, выбрать емкость, которая заполнится до половины и т.д. Попросите малыша указать предположительный объем каждого сосуда. С помощью мерного стакана проверьте верность предположений.

Налей поровну

Возьмите несколько одинаковых сосудов. Попросите ребенка налить в каждый из них равное количество воды, не пользуясь измерительными приборами. Проверьте результат при помощи мерного стакана.

Где больше?

Возьмите два сосуда одинакового объема, но отличающиеся по форме (широкий и низкий, высокий и узкий). Налейте в них одинаковое количество воды. Предложите ребенку высказать свое мнение о том, в каком соотношении находится вода в сосудах (больше, меньше, поровну). Проверьте правильность предположения, перелив воду в сосуды одинаковой формы.

Определяем вес

Возьмите несколько предметов разной тяжести. Взвесьте их на весах, запишите вес каждого объекта. Предложите ребенку определять вес других предметов, взвешивая их в руке и сравнивая с массой ранее взвешенных объектов. Запишите предполагаемые результаты, проверьте их на весах.

Взвесим «на глазок»

Покажите ребенку два или три разных предмета. Предложите малышу указать на самый, по его мнению, тяжелый (легкий) объект. Попросите обосновать выраженное предположение. Используйте задания с подвохом, например, большой пластмассовый кубик и маленький, деревянный, большой надувной мяч и маленький резиновый и т.п.

Три больших шага

Эту игру лучше всего проводить на улице. Выберите какой-либо объект (дерево, скамейка, большой камень и т.п.), отойдите от него на небольшое расстояние, предложите ребенку на глаз определить, сколько больших (маленьких, средних) шагов необходимо сделать для того, чтобы приблизиться к предмету. Проверьте верность предположения. Усложняя задание, можно совмещать шаги разной ширины, например: «Чтобы дойти до этого дерева, следует сделать три больших шага, два средних и один маленький».

Мини-боулинг

Для игры вам потребуются кегли и несколько мячей разных размеров, сделанных из разных материалов (резиновый, пластмассовый, тряпочный и т.п.). Расставив кегли в ряд, предложите ребенку сбивать кеглю, стоящую в определенном месте, например, в центре, используя разные мячи. Выясните, какой из мячей является самым «точным».

 

Игры для снятия нервного напряжения у детей 6-7 лет

Клочки по закоулочкам

Справиться с немотивированной агрессией и другими последствиями нервного перенапряжения ребенку поможет обычная бумага. Предложите малышу разорвать альбомный лист на мелкие кусочки, затем еще один. Теперь дайте крохе лист картона. Вполне возможно, что, справившись с этим заданием, ребенок, сам того не заметив, успокоится. Самое время предложить малышу поиграть в уборочную машину и собрать результаты его деятельности в пакет или в ведерко. Можно устроить соревнование, разделив замусоренную площадь на участки, победителем объявляется тот, кто чище и быстрее убрал свою территорию.

Морской бой

Для игры вам потребуются: тазик с водой, шарики из бумаги, бумажные кораблики, или любые плавающие предметы для их замены.

Пустите кораблики в плавание. Предложите ребенку сбивать их бумажными шариками. Каждое «судно», пораженное «ядром», изымается с места сражения. После того, как будет потоплена вся вражеская флотилия, игра начинается сначала. Всем кораблям можно дать имена и активно комментировать происходящее: «Снаряд пролетел в сантиметре от пиратского судна «Черный плащ». Еще прицел! Огонь! Ура! Прямое попадание!». После игры попросите малыша навести порядок на поле боя.

Игры с водой оказывают успокаивающее воздействие, а элементы агрессии в игре «Морской бой» помогут ребенку справиться с негативными эмоциями, кроме того, в этой игре развивается глазомер.

Вместо базуки

Возьмите пустой мягкий флакон из-под шампуня, проделайте в его крышке несколько отверстий. Поместите в таз с водой легкие пластмассовые игрушки или шарики от пинг-понга. Предложите ребенку сбивать игрушки струей воды из флакона.

Игра поможет избавиться от излишней агрессии, снимет усталость. Развивая навыки самостоятельности, попросите малыша после игры аккуратно вытереть всю разлитую воду.

Ветер умеренный...

В таз, наполненный водой, поместите бумажный кораблик или шарик от пинг-понга. Покажите ребенку, как, дуя на предмет через соломинку для коктейля, можно перемещать его по тазу. Предложите малышу действовать согласно вашим комментариям: «Ветер усиливается! (ребенок должен усилить струю выдуваемого воздуха)», «Ветер стихает, на море спокойно!», «Кораблик плывет к другому берегу (ребенок, дуя на кораблик, перемещает его к противоположному бортику таза) и т.п.

Помимо того, что игра благотворно влияет на состояние нервной системы, развивается еще и артикуляционный аппарат ребенка.

Брэк!

У ребенка был трудный день? Пусть он ненадолго станет боксером. Вместо соперника предложите ему подушку. Но в игре существуют свои правила: начинать поединок можно только после вашей команды: «Бой!», а при команде «Стоп!» малыш должен прекратить боевые действия.

Игра поможет избавиться от негативных эмоций и развить у ребенка навыки самоконтроля.

Необузданное творчество

Если ребенок расстроен, обижен или просто устал, предложите ему порисовать, но не в альбоме. Повесьте на стену большой лист ватмана, выложите краски разных цветов и кисти разных размеров. Пусть малыш творит то, что ему вздумается: мажет, красит, рисует Понаблюдав за его действиями, вы сможете понять, что чувствует ваш ребенок. Вполне возможно, что ребенок захочет рассказать, что именно он пытается изобразить. Если же у него не возникает такого желания, не настаивайте, позвольте ребенку выразить свои эмоции на бумаге.

Мое настроение

Если вы видите, что ребенок чем-то обеспокоен расстроен или недоволен, предложите ему поиграть в «настроение». Попросите малыша прислушаться к себе и представить свое настроение: на кого оно может быть похоже? На человека? Животное? Растение или что-то другое? Дайте ребенку чистый лист и попросите его покрасить «настроение», используя самую подходящую для него краску. На другом листе покрасьте настроение, которое было вчера или после посещения цирка, зоопарка. Нарисуйте несколько контуров разных людей. Объясните: «Вот этот человек — очень радостный, а этот - грустный (далее — сердитый, добрый, испуганный, обиженный и т.п.)». Пусть ребенок подберет цвет к каждой эмоции и раскрасит человечков.

 

Графические диктанты для детей 5-7 лет

 

Формирование графических умений необходимо для развития навыков письма, рисования, начертания цифр. Педагоги детских садов, родители используют разные упражнения и задания. Одной из самых эффективных и интересных методик являются графические диктанты.

Продиктовать несложный рисунок, инструкцию к схеме родители могут вполне самостоятельно дома, а дети приходят в неописуемый восторг от полученных результатов. Поговорим об этом способе подготовки к школе подробнее.

 

Что такое графический диктант

 

Необычные дидактические занятия нравятся дошкольникам. Они не требуют от ребенка глубоких знаний, сильного напряжения ума. К таким методам работы относятся и графические диктанты по клеточкам.

Это игра, в процессе которой ребенок рисует линии, диагонали на листе бумаги и в результате получает картинку. Делать это несложно. Нужно только внимательно слушать педагога, проводить карандашом черточки влево, вправо, вверх или вниз. Развивая моторику, ребенок учится считать, ориентироваться в пространстве, оценивать себя и радоваться успехам однокашников.

Если дошкольник зазевается, отвлечется, то картинка не сложится. Ребенок осознает важность настроенности на урок, бдительности и серьезности в процессе будущего обучения в школе.

Для графических диктантов используют простые картинки. Например, домик, собака, машина. Изображения должны быть знакомы ребенку, не требовать длительного времени исполнения.

 

Польза математических диктантов

 

Графический диктант для дошкольников - полезная методика для диагностики уровня развития и занятий по подготовке к школе в детском саду, дома. В ДОУ воспитатели чаще используют пособия авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. К.В. Шевелев разработал целый курс поэтапных занятий с детьми 4–5 лет, 5–6 лет, а также первоклассниками. Специальные тетради развивают следующие навыки и умения у дошколят из подготовительной группы:

§  координация движений;

§  внимание;

§  память;

§  усидчивость;

§  воображение;

§  словарный запас;

§  мелкая моторика;

§  орфографическая зоркость.

Одновременно с физическими навыками ребенок повышает самооценку. Он осознает необходимость восприятия инструкции на слух. Делает работу четко и быстро, не отвлекаясь на птичку в окошке или смех соседа по парте.

Еще одной задачей графической математики является расширение кругозора. Подбирать картинки нужно по возрасту и уровню развития малышей, но это только на первых порах. Позже рисуйте изображения, которые незнакомы дошкольникам. После начертания такой арифметической задачи на листе бумаги расскажите историю о необычном животном, познакомьте с местом обитания, покажите фотографию.

Числовые задания под диктовку хорошо адаптируют детсадовцев к школе. Учат шестилеток самостоятельности, ориентированию в новом пространстве. Это поможет в освоении программы начальной школы, при знакомстве с новым коллективом, педагогом.

Умение держать карандаш, выполнять устные инструкции, расшифровывать текст, писать – отличная база для подготовки к первому классу. Можно попросить ребенка распечатывать листы, шаблоны, помочь в интерпретации инструкции. Это помогает познакомить будущего дошкольника с офисной техникой, воспитать уважение к старшим.

 

Правила выполнения

 

Методика проведения состоит из нескольких этапов:

1.      Подготовьте для ребенка лист бумаги в клеточку. У себя держите готовый вариант диктанта.

2.      Поставьте точку на листке. Это будет начало отсчета. Или попросите ребенка сделать это самостоятельно, объяснив, сколько места нужно отступить.

3.      Нарисуйте на бумаге для ребенка, только начинающего обучение, стрелочки, которые указывают направления сторон. Так легче получить правильный результат. На последующих занятиях подсказки уже не понадобятся.

4.      Объясните, что 1 шаг – это клетка. Если делаем 2 шага, линия проходит 2 клетки.

5.      Необходимо диктовать условия работы поэтапно.

 

На готовом листе для родителя есть рисунок, координатная плоскость, состоящая из стрелок, цифр. Например, чтобы нарисовать елочку, проложите линию по горизонтали в 1 клеточку, по вертикали – 3 клеточки, наискосок – 3 клеточки и так далее. Чаще это просто стрелочки и цифры без слов.

Родитель проговаривает, какие линии, куда, на какое расстояние чертит ребенок. Инструкции даются друг за другом, не торопясь.

После выполнения письменных заданий, получения результата сделайте выводы о стараниях ребенка. Пожурите за невнимательность, если ребенок отвлекался по пустякам, или похвалите за достижения.

Важно! Нельзя торопиться. Если ребенок не успевает, чаще на первых занятиях, подождите его. Пропуск даже одного шага или неверное начертание испортят готовый результат. Временные рамки устанавливайте постепенно, ускоряя процесс на пару секунд от занятия к занятию.

 

Первое занятие будет пробным. На нем нужно объяснить малышам принцип работы, цели и задачи упражнения. Постарайтесь сделать занятие веселым, увлекательным, чтобы ребенок заинтересовался.

Устную инструкцию давайте четко, внятно. Проговорите с детьми все этапы работы:

§  Давайсоздадим волшебную картинку из разных черточек. Это будут заколдованные фигурки. Тебе нужно их расшифровывать, делая записи на листе бумаги.

§  Если ты выполнишь мои указания и просьбы правильно, не перепутаешь право, лево, будешь внимательно считать клетки, то получишь удивительный результат.

§  Я буду говорить: «Рисуем на бланке линию влево на 2 клетки, вправо – на 4 клетки». Ты проводишь красивую и ровную черту, не отрывая руку от бумаги.

§  Давай потренируемся вместе. Начертим в качестве примера под диктовку совсем легкий рисунок. А потом ты сделаешь другой вариант без подсказок.

 

После выполнения простого логического задания предлагайте ребенку боле сложные схемы для самостоятельной работы. Получив правильный ответ, обязательно хвалите его.

 

Способы выполнения

 

Методик проведения диктантов несколько:

Слуховой. Ребенок чертит график, картинку под диктовку. Родитель дает устную инструкцию о том, сколько клеток и в каком направлении нужно вести линию. После окончания работы сверьте полученный результат с образцом. Эта технология развивает внимание, концентрацию мозга при выполнении сложных заданий, сосредоточенность малыша.

Рисование по образцу. Распечатайте готовый шаблон. Положите на стол перед ребенком. Пусть копирует в свою тетрадь. Важно смотреть внимательно за направлением линии, считать клетки. Заинтересуйте малыша фигурами, схемами. Девочка с удовольствием скопирует небольшой узор, цветы; мальчик – геометрические фигуры, машины, животных. Для 4–5-летних дошкольников выбирайте простой образец с примерно одинаковыми черточками, для шестилеток более сложный, где есть диагональные линии, длинные и короткие. Технология предполагает развитие зрительного внимания, его устойчивости, усидчивости.

Рисуем симметрию. Заготовка представляет собой неоконченный рисунок, выполненный с одной стороны. Ребенку нужно дорисовывать половину картинки самостоятельно, соблюдая симметрию.

Методика развивает пространственную ориентацию, мышление.

  

Временные рамки

Длительность урока зависит от возраста дошколят. Учитывайте их подготовленность к серьезным занятиям и уровень развития усидчивости. Если запланировать слишком продолжительные занятия с детьми, то они устанут, вы потеряете время и силы, а слишком короткие – не успеете выполнить нужный фронт работ. Родителям лучше ориентироваться на временные рамки, установленные психологами:

§  С детсадовцами 5-летнего возраста выполняйте письменные работы не больше 15 минут.

§  С шестилетками – 15–20 минут.

§  Первоклашек удерживайте за партой не больше получаса, минимум 20 минут.

Графические упражнения кажутся незамысловатыми заданиями для дошкольников, простыми и иногда ненужными. Это ошибочное мнение. Такие занятия помогают детям вырастать уверенными в себе, с адекватной самооценкой, развитым вниманием и усидчивостью. А это пригодится для адаптации к школе.

 

Полезные советы

 

В процессе освоения математической науки, новых понятий у малыша и мамы возникают некоторые трудности. Преодолеть их помогут советы опытных педагогов.

§  Перед началом занятий четко и понятно объясните ребенку, что вы хотите получить в итоге, зачем нужны эти уроки, какие знания получит дошкольник. Эта информация необходима будущему первокласснику для мотивирования действий, заинтересованности в процессе обучения.

§  Не спешите ругать за ошибки. Разберите их вместе, исправьте. Наладьте дружественную атмосферу.

§  Не загружайте ребенка сложными схемами с первых уроков. Должно пройти некоторое время, чтобы детсадовец прочно усвоил понятия лево – право, вверх – вниз. Подбирайте картинки с учетом индивидуальных особенностей развития интеллекта, скорости выполнения рисунков. Отдавайте предпочтение симметричным рисункам для медлительных малышей, повторяйте для них инструкцию несколько раз.

§  Сложно даются маленьким ученикам наклонные линии. Заранее объясните, что такое диагональ, как ее прокладывают, разрешите пользоваться линейкой.

§  Следите за осанкой, положением рук. Листок должен лежать на столе прямо, спинка не сгибаться в процессе письма.

§  Соблюдайте тишину, если детсадовцам сложно сосредоточиться. Детям с гиперактивностью, рассеянным внимание, ЗПР лучше проводить индивидуальные занятия, печатать схемы для дополнительных упражнений дома.

§  Радуйтесь положительному результату. Даже если итог работы средний, обязательно хвалите дошкольника за старания.

§  Делайте перемены. В промежутках между упражнениями читайте веселые стихотворения для разминки пальчиков, попрыгайте, поиграйте.


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.11.2022

Дата обновления: 11.11.2022

Дата публикации: 10.10.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».