02.11.2022
Приобщение детей
дошкольного возраста к художественной литературе.
Значение книги в жизни
человека очень велико. Художественная литература сопровождает человека с первых
лет его жизни. Родители читают своим
детям, ребёнок, подрастая, начинает учить буквы и слоги и опять читает.
Именно в дошкольном
детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее
знакомство с огромным литературным наследием.
Любовь к книге не «приходит»
к ребенку сама по себе. Необходима активная помощь взрослых: воспитателей и
родителей. Задача взрослого – открыть ребенку всё - то необыкновенное, что
несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение.
Книги оказывают огромное
влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, на
формирование у них образной, грамматически правильной речи.
В дошкольном возрасте
маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками
для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что
принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной,
открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей
степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с
книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его
жизни. Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме
«Дошкольник и книга», которые заключаются в следующем:
Книга и мир видеотехники
в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг
друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно
глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над
временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу
чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного
человека.
Надо изменить
существующее до сих пор отношение к детской литературе и детскому чтению как
материалу для решения психологопедагогических задач, и воспринимать детскую
литературу как самостоятельный, специфический вид искусства, специально
создаваемый для ребенка, имеющий свою художественную систему воздействия на
читателя и не требующий иных средств, приемов и методов с текстом, кроме
вдумчивого, выразительного чтения литературного произведения и его анализа.
Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить
интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины,
конкурсы), которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая
чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок
активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает
связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и
детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного
общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Чтение вместе с близкими
один из способов психологической защиты: книга приходит к детям через мамин и
папин голос, а это всегда любовь и доброта, тепло и защита. Читать вместе - это
огромный труд, вовремя чтения дети фантазируют, создают красочный мир, в
котором живут литературные герои. Когда вы читайте, вы учите ребенка слушать,
слушать внимательно, вдумчиво. Чтение хорошей детской книги всегда приятно:
помогает лучше понимать своих детей и вновь возвращает вас в мир своего
детства.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.11.2022
Дата обновления: 03.11.2022
Дата публикации: 02.11.2022