26.10.2022
Подготовила воспитатель
З.М.Пешхоева
Консультация для родителей
«Развитие
речи детей второй младшей группы»
Четвертый год жизни является переходным
из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением
ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного
мышления, активным развитием речи.
Своевременное и полноценное
формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий
нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в
школе.
Работа по развитию речи
детей находится в тесной связи с обогащением представлений об окружающем.
Чем шире круг знаний ребёнка об окружающих предметах и явлениях, тем богаче его
речь. Расширение словаря происходит на фоне непосредственных действий с
предметами. В этом возрасте обогащается словарь названиями растений, предметов
питания, одежды, мебели, животных, игрушек.
Расширяя словарь, следует одновременно
формировать умение высказывать элементарные суждения. Чтобы ребёнок мог
выразить свою мысль в связной форме, его надо научить наблюдать, выделять
главное, понимать связь и причинно-следственные отношения. Здесь существенную
роль играют вопросы взрослых, которые будут подводить ребёнка к
высказыванию «Как ты думаешь?», «Зачем?», «Почему?» …
Развивая связную речь, следует
учить детей:
• Понимать разнообразные вопросы и
отвечать на них;
• Задавать вопросы;
• Активно включаться в разговор;
• Объяснять содержание картины,
ситуации;
• Рассказывать о предметах, игрушках,
событиях. Узнавание действий на картине – важный элемент развития фразовой
речи. Вот стоит девочка, плачет, в небо устремлён воздушный шар. Спросите: «Как
ты думаешь, почему девочка плачет, что с ней случилось?». Пусть ребёнок
подумает и даже пофантазирует, придумает окончание истории.
Ребёнок этого возраста уже может
составить рассказ по памяти о том, что он видел. Значит, в повседневном общении
нужно побуждать его к воспоминаниям и рассказам о каких-то интересных событиях.
Для ребёнка 3-4 лет речь является
средством общения не только со взрослыми, но и со сверстниками. Поэтому следует
поддерживать стремление ребёнка активно вступать в общение, откликаться на
вопросы и предложения взрослого, высказываться, выражать свои желания, чувства,
мысли. Поощряйте интересы ребёнка к делам сверстников, желание общаться с ними.
В этом возрасте происходит становление нравственных качеств, поэтому учите ребёнка
понимать эмоциональное состояние и настроение других: друзей, родственников,
сказочных героев. После просмотра мультфильма или чтения книги обязательно
обсудите содержание: кто поступил хорошо, кто – плохо, почему так нельзя
делать. Упражняйте ребёнка в ситуациях, в которых нужно пожалеть, утешить,
помочь (например, кукла заболела, зайка грустный).
Характерные особенности
развития речи детей в 3 – 4 года
1. Ребенок 3х лет практически не допускает
аграмматизмов в речи.
2. Почти не использует звукоподражаний и
облегченных вариантов слов.
3. Связь слов в предложении выражена с помощью
окончаний и предлогов. Ребенок начинает употреблять союзы и использует почти
все основные части речи.
4. Правильно применяет приставочные глаголы –
приехал, уехал, выехал и т.п.
5. Звукопроизношение еще не полностью
соответствует норме. В речи ребенка практически отсутствуют шипящие и сонорные
звуки, но твердые и мягкие дифференцируются большинством детей.
6. Слова со сложной слоговой структурой и со
стечениями согласных детьми могут произноситься искаженно.
7. В словарном запасе появляются не только слова
чисто бытовой тематики, а уже встречаются слова оценочного значения,
слова-обобщения (теперь не тарелка и ложка, а посуда, а так же одежда, игрушки
и пр.), синонимы (весёлый, радостный). Ребенок уже оперирует некоторыми
родовыми понятиями.
8. Появляется словотворчество – ребёнок пробует
сам образовывать нужные ему слова (кататься на карусели – каруселиться, копаем
лопаткой, значит она - копатка).
9. Замечает неправильное произношение в речи
других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно.
10. Если у ребёнка сформировано положительное
отношение к книгам, то он любит слушать знакомые сказки и стихи. Хорошо
запоминает текст и практически дословно воспроизводит его, хотя свободно
пересказать своими словами сказку он еще не может.
11. Ребенок хорошо понимает содержание несложных
сюжетных картинок.
Нормы речевого развития
детей 3 – 4 лет
Несмотря на то, что все показатели очень
индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3 - 4 лет.
1. Ребёнок должен знать и проговаривать
собственные имя, отчество и фамилию.
2. Называть имена близких родственников и
друзей.
3. Воспринимать образы и описывать увиденную
ситуацию.
4. Говорить простыми предложениями, постепенно
переходя на более сложные.
5. Распределять в своей речи предметы по
группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка,
юбка, штаны).
6. Находить признаки предмета: окно прозрачное,
стул деревянный, лимон кислый.
7. Называть действия: мальчик ест, кошка
мяукает, дети кричат.
8. Точно повторять услышанное, пересказывать
(допуская непоследовательность).
9. Разговаривать громко и тихо.
Отклонения в речевом
развитии ребёнка 3 – 4 лет.
Вас должны насторожить следующие показатели:
1. Ребёнок часто проявляет беспокойство,
раскачивает туловище из стороны в сторону.
2. Наблюдается сильное течение слюны.
3. Говорит слишком быстро («взахлёб») или
медленно (словно нарочито растягивая слова).
4. Речь ребёнка не разборчива.
5. Нет элементарных предложений с подлежащими,
сказуемыми, дополнениями.
6. Не выполняет простые словесные команды
(открой шкаф и возьми книгу, пойди на кухню и принеси чашку и т.п.).
7. Не играет с другими детьми или не кормит
куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т.д.
8. Говорит «ма» вместо «мама» или относит слово
«мама» к другим лицам. Вместо «девочка» говорит «де», «зайчик» - «за», «иди» -
«ди», «смотри» - «апи».
9. Употребляет слова-фрагменты, т.е. такие в
которых сохранены только части слова: «ако» - «молоко», «дека» - «девочка».
10. "Глотает" окончания слов.
11. Произносит фразы исключительно из книг или
мультфильмов.
12. Не строит собственные предложения, только
повторяя фразы за взрослыми.
Методы развития.
Приведенные ниже рекомендации помогут родителям
развить и улучшить речевые навыки детей. Данные приёмы просты и эффективны, их
нетрудно освоить самостоятельно.
1. Постепенно увеличивайте словарный запас
ребенка. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении
нескольких дней.
2. Общайтесь на разные темы, доступные возрасту
ребёнка.
3. Знакомьте ребёнка с новыми предметами и
явлениями и их характеристиками, рассказывайте что и как, зачем и почему
происходит.
4. Говорите не только как называются сами
предметы, но и их составные части (платье – воротник, рукава, карман, пояс…).
5. Обращайте внимание на правильность
произносимых слов. Поправляйте ребёнка корректно.
6. Обучайте ребёнка говорить правильные
окончания в словах.
7. Знакомьте с предлогами и учите правильно их
употреблять.
8. Читая сказку, уделяйте внимание голосу,
интонации, тембру, выразительности.
9. Рассматривайте и комментируйте картинки в
книгах, задавайте вопросы к ним.
10. Рассказывайте на прогулке обо всём, что
видите.
11. Спрашивайте о прошедшем дне, услышанной истории,
просмотренном мультике. Обсуждайте героев сказок, сюжет. Задавайте наводящие
вопросы.
12. Читайте стихи, отгадывайте загадки, пойте
песенки.
13. Не забывайте о мелкой моторике, работайте с
мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин). Научитесь
завязывать шнурки, застегивать пуговицы.
14. Играйте в словесные игры: «Кто говорит?»,
«Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши
предмет», «Какой, какая, какое» и т.д. (см. приложение).
15. При любых успехах и достижениях не забывайте
хвалить и поощрять ребёнка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.10.2022
Дата обновления: 26.10.2022
Дата публикации: 26.10.2022