Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста

29.09.2022


«Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Лизогуб А.А.

Педагог-психолог

 

Быть ответственным - значит уметь самостоятельно принимать решения и осознанно их выполнять. Самостоятельность - это не тяжкое бремя, а система полезных и важных для дальнейшей жизни навыков и ценностей. С ними будет легче и комфортнее жить, заводить друзей и добиваться целей. Именно к такому понимаю должен прийти ребенок. Он должен осознать, что ответственность дает человеку уважение со стороны окружающих, уверенность в себе и своих силах, возможность самоконтроля и контроля над разнообразными жизненными ситуациями, а также вносит смысл в саму жизнь. Детям, как и нам всем, нужно чувствовать, что они важны для этого мира и могут внести в него свой значимый вклад.

До 2 лет - возраст, когда ребенок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Для него всякое последствие наступает "вдруг". Он ориентируется на то, какую реакцию выдает его мама и другие близкие, и постепенно "заучивает" то, что делать не стоит, но лишь потому, что это многократно вызывало негативную реакцию. Подлинной ответственности ни за внешний вид, ни за игрушки быть не может, и не стоит ее требовать. Пока малышу нужен взрослый, "проводник", который поможет разобраться в этом непростом мире.

От 2 до 3,5 лет - это период, в который у большинства детей наступает так называемый "кризис трех лет". Поведение ребенка часто похоже на провокацию: он, зная запреты, "проверяет", действительно ли нельзя то, что "нельзя". В этот период очерчиваются границы желательного и порицаемого поведения, и чем чётче они будут обозначены, тем больше будет у ребенка "опор", чтобы понять, какое поведение считается ответственным, а какое - нет.

Старайтесь чётко демонстрировать ребенку существующие правила, которые должны быть неизменны и не зависеть ни от вашего настроения, ни от вызывающего поведения ребенка (например, если кошку нельзя тискать, то уж нельзя никогда, ни тогда, когда вы разговариваете по телефону, ни тогда, когда он демонстрирует свое недовольство криком).

От 3,5 до 5 лет. Это время хорошо подходит для начала развития ответственного поведения. Можно выделить несколько областей, за которые ребенок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи ("сам потерял, сам и ищи"), простые домашние обязанности (перед семейным обедом положить на стол ложки для всех). Таких областей должно быть пока немного, ведь это лишь первые шаги постижения ответственности, но они должны быть обязательно.

В этом возрасте большинство детей уже посещают детские сады, и там им прививается определенная ответственность: за сохранность своих вещей, за обращение с общими игрушками, за соблюдение правил группы. Если малыш не посещает сад, то родители обязательно должны признавать его личную ответственность в некоторых делах. Если родители считают его еще "слишком маленьким" и не позволяют иметь личных зон ответственности, то это может привести к тому, что малыш привыкнет быть ведомым. Стоит отметить, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Если внешне правильный поступок несет для ребенка проигрыш, а не выигрыш, то это поведение не закрепится.

Возраст 5 - 7 лет  характеризуется тем, что ребенок становится все более ответственным. В большинстве случаев он отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое - нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок.

Отличные способы воспитания ответственного ребенка

1. Учим убирать за собой самостоятельно.

Если ваш ребенок нечаянно пролил стакан молока, разбил чашку, разбросал обувь по коридору так, что шнурки спадают лианами на нос, не спешите: ругать его; самостоятельно наводить порядок.

Скажите:  – В том, что пролилось молоко, нет ничего страшного. Мы сейчас все уберем вместе. Помоги мне, пожалуйста!

Он гораздо быстрее научится самостоятельно убирать любой беспорядок, если вы будете относиться к ситуации с пониманием. Попросите ребенка о помощи, даже если считаете, что проще будет сделать все своими силами.

У ребенка могут появиться собственные обязанности по дому. Такие обязанности не обязательно должны быть важными и могут иметь игровую форму. Важно понять: при помощи даже мелких поручений ребенок понимает, что такое обязанности и чего от него ждут. Дело может быть совсем простым: каждое утро заправлять свою кровать или после завтрака положить посуду в раковину, но ребенок должен каждый день следовать этой привычке. Важно: если вы не поддерживаете дисциплину и нарушаете собственные правила игры, например, разрешая «именно сегодня идти поиграть, не помогать с посудой», у маленького человека не сложится логическая цепочка. Вернее, она сложится явно не такой, как того бы хотелось: «сегодня можно не делать – значит, и всегда необязательно».

2. Учим заботиться о семье.

Найдите полезные привычки ребенка, которые вносят позитивный вклад в семейное благополучие. Это может быть дружелюбное общение с братом или сестрой, рисование или пение, поздравления и телефонные разговоры с родственниками и т.д. Отметьте это, похвалив ребенка, скажите, что такие действия приносит пользу всей семье. Тогда подобное поведение станет для него приятной привычкой, а совсем не обязанностью. По мере того, как ваши дети становятся старше, их «взносы» могут соответствующим образом увеличиваться как в семье, так и за ее пределами. Например, помощь в оформлении подарков родным, подготовке к празднику.  

 

3. Главное - это желание.

 Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок воспринимал свой вклад в «семейные обязанности» как тяжелый труд, а относился к этому занятию с удовольствием, не заставляйте его выполнять домашние дела. Пусть у него появится желание. Ваша цель заключается не в том, чтобы заставить ребенка выполнить какую-то работу, а в том, чтобы мотивировать ребенка и взрастить в нем желание быть полезным и ответственным. Сделай работу веселой. Дайте столько поддержки и помощи, сколько того требуют обстоятельства. Крики и принуждение - никогда не выход. Некоторые дети становятся ответственными очень легко, другим для формирования этого качества требуется много времени и родительского терпения.

 

4. Поощряем.

 Поощрение для ребенка должны быть искренними и выражать вашу благодарность, ребенок должен понимать ценность своего вклада (пускай, если он просто собрал игрушки, вытер стол, даже если – это было сделано не очень аккуратно). Иногда детям полезен опыт работы за определенную плату (не должно быть систематически, а например, как помощь в накоплении на желание ребенка (телефон, велосипед и т.д.)). Но это не должно касаться всех поручений и заданий, иногда поощрения может быть проведением наедине с родителем (например, в семье, где несколько детей) или например, какие-то сладости, игрушки, игры и т.д.

 

6. Учим составлять график.Хочу такой сайт

 Кому-то это может показаться излишним, но в современной жизни составление графиков и расписаний считается крайне полезным навыком. Сядьте вместе, возьмите лист бумаги, нанесите на него день недели и время. После спросите ребенка, что ему нужно сделать в эти дни, какие у него планы. Что-то он скажет сам, что-то поможете вспомнить ему вы. Это могут быть самые незначительные дела, но их лучше тоже внести в расписание. Самое главное — это помогает правильно распоряжаться своим временем и ответственно относиться к своим обязательствам.


Самостоятельные малыши (2-3 года):

Выбираем «Что надеть?» (дома, детский сад).

Кушаем самостоятельно (если они не попросят вашей помощи).

Выбираем, какую книгу читать, даже если родители читают им вслух.

С какими игрушками играть.

Самостоятельно учимся посещать туалет и мыть руки.

 

Самостоятельные младшие дошкольники (3-4):

Все вышеперечисленное, плюс:

Выбор одежды на улицу и в гости (в пределах соответствующего сезона, безопасности и приличий).

Наводим порядок в комнате/ игровом уголке (порядок среди игрушек, карандашей).

С кем и когда играть.

Следует ли посещать общественные мероприятия, на которые приглашен ребенок (исключая обязательные семейные мероприятия).


Самостоятельные старшие дошкольники (от 5 до 7 лет):

Все вышеперечисленное, плюс:

Подобрать прическу или украшения (резиночки, браслеты).

Учимся тратить карманные деньги (небольшая сумма).

Учимся выполнять небольшие поручения по дому/ уход за домашними животными.

Как провести время (после выполнения основных обязанностей, таких как домашние задания).

Каким спортом или физической активностью заниматься (выбор кружков — аналогично).


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 10.10.2022

Дата обновления: 10.10.2022

Дата публикации: 29.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».