29.09.2022
О чем говорят
детские рисунки?
подготовила:
Лизогуб А.А.
педагог-психолог
Дети
очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают
вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память,
остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись
внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что
творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой
доверительной беседе.
До
трех лет юные живописцы находятся на стадии «головоногов» - рисуют
людей-«пузырей» с торчащими черточками, символизирующими ручки и ножки.
Прорисовка деталей им пока недоступна, более того, зачастую сперва на свет
рождается «шедевр», и только потом его гордый автор начинает размышлять, что же
именно он изобразил.
Начиная
с 3,5 - 4 лет дети сперва планируют
рисунок (появляется его замысел) и только потом приступают к исполнению. К
четырем годам ребенок уже достаточно хорошо владеет карандашом, и «головоноги»
эволюционируют в «людей-огурцов» - два овала с конечностями-палочками. Малыш
рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при
этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для
интерпретации детского рисунка.
В
пять лет художник уже достаточно умел, чтобы прорисовать крупные детали
(руки, ноги, глаза, рот), а к шести годам на рисунках появляются и более мелкие
детали: нос, пальцы. Часто дети рисуют в манере Пикассо – голова персонажа в
профиль, но с двумя глазами.
Наконец, к
семи годам нарисованные люди оказываются одеты, причем в соответствии с
полом и возрастом, у них появляются головные уборы и прически и даже шеи!
Рисунок
для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность
выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В
процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и
ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.
Детский
рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького
художника.
Предложите
ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь
делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги —
обычный альбомный лист вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или
комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный
портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем
заняты все эти персонажи.
Для
верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим
впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство
и тревогу?
Чтобы
точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия:
«светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «гармоничный» – «негармоничный»,
«спокойный» – «неспокойный», «веселый» – «грустный», «агрессивный» – «доброжелательный».
Это поможет более точно воспринять состояние ребенка.
Возможно,
подобный способ оценки покажется трудным. В этом случае можно найти таких же
заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем
поделиться друг с другом своими ощущениями от рисунков в качестве «независимых
экспертов».
Безрадостные
лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут
свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты
успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все
рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к
мрачности.
Особое
внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи. Необходимо сравнить ее реальный
состав с тем, который изображен ребенком на бумаге. Следует также оценить
порядок рисования, размер фигур и их расположение на листе.
Первым
и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании юного
художника член семьи.
Себя
же дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность.
А
дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник.
Изображение
в профиль или спиной также свидетельствует о напряженных отношениях между этим
членом семьи и автором рисунка.
Дети
живут сиюминутными переживаниями. И часто эмоциональные отношения с кем-то из
близких (недавняя ссора, обида) могут внести свои коррективы в рисунок. В этом
случае малыш может даже «забыть» кого-то .
Отсутствие
на рисунке самого маленького художника – частый признак того, что ребенок
чувствует себя в семье одиноким, и ему «нет места» в отношениях между близкими.
Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то
нарисовать?» Бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя»
ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая
ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.
Дети
очень рано начинают «чувствовать» цвет и подбирать его по своему настроению и
мироощущению. Обычно дети используют 5–6 цветов. В этом случае можно говорить о
нормальном среднем уровне эмоционального развития.
Более
широкая палитра цвета предполагает натуру чувствительную, богатую эмоциями.
На
первый взгляд, может показаться, что анализ детских рисунков – не такая уж
сложная задача. Однако хотелось бы предостеречь родителей от жестких
формулировок и постановки психологического диагноза. Ведь за кажущейся
простотой и изящностью метода стоит множество нюансов, взаимосвязей отдельных
проявлений и особенностей.
Кроме
того, человек, анализирующий рисунок, рассматривает его через призму своего
личного опыта и состояния в данный момент времени. Поэтому не стоит
самостоятельно делать далеко идущих выводов. А если что-то в рисунке ребенка
насторожило или озадачило родителей, лучше не откладывать визит к специалисту.
Пусть поможет разобраться!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.09.2022
Дата обновления: 29.09.2022
Дата публикации: 29.09.2022