19.05.2022
Гаджеты
вместо ладушек:
откуда у современных детей проблемы с речью?
«Подумаешь, молчит ребенок. Заговорит через год! Зато он на
планшете в игры интеллектуальные играет», - заявляют
современные родители. Они уверены - с ребенком говорить не нужно, а с молчуном
даже проще - не мешает своими делами заниматься. И далеко не каждый родитель
знает, что, казалось бы, несерьезные трудности с речью оборачиваются гораздо
более серьезными проблемами развития ребенка.
Почему так плохо говорят наши дети и кто
виноват в этом, а также когда родителям стоит
бить тревогу?
Проблемы с речью - проблемы с мышлением.
—
Да, проблема, действительно,
актуальная, причем обострилась
она в последние 15 лет. И каждый год ситуация усугубляется, детей с проблемами
речи становится все больше.
Причин,
по словам специалистов, много.
Самая важная — это здоровье.
Перенесенные ребенком, а также матерью
во время беременности, инфекционные заболевания, родовые травмы, ушибы и удары
головы ребенка в первые годы жизни и так далее могут привести к проблемам с
речью. Так, подвывих шейных позвонков у детей чаще всего приводит к дизартрии — нарушениям произношения, которые связаны с ограничением
подвижности органов речи. Распространено и такое нарушение речи, как алалия — при
этом диагнозе могут наблюдаться зачатки речи, но, простым языком,
ребенок говорит непонятно. В таких случаях нужен не только логопед, но и врач-невропатолог.
Если родители выполняют рекомендации врачей, то серьезных последствий с речью
(а значит, и с развитием ребенка в целом) удается избежать.
Как отмечают логопеды, в этом смысле
самое важное — это беременность мамы, роды и первый год жизни ребенка. Влияют на будущих мам и
экология, питание — натуральные продукты сменили консерванты и красители.
Родовые травмы — главная причина проблем
с речью. Если у ребенка есть нарушения
речи, все психические процессы отстают в развитии. Мало того, если вовремя не
заняться ребенком, то могут быть серьезные последствия — задержка развития.
Родителям некогда спросить ребенка «Как
дела?»
Вторая значимая причина проблем с речью
- отсутствие
общения в семье. Родителям некогда говорить с собственными детьми!
Многим намного проще купить планшет или включить ребенку мультфильмы, чем
спросить у ребенка, как прошел день».
В советские времена были у ребенка
кубики, он ими поиграл, надоело — заплакал. И мама бежит к ребенку. А сейчас
достаточно включить телевизор и дальше свои дела делать. Выросло поколение
родителей, которые не знают, что такое потешки
- те самые, что мы с детства знаем: «Ладушки»,
«Сорока-белобока». Они не хотят читать сказки, стишки, петь ребенку
колыбельные. По сути, в семье нет никакого общения.
Зачастую бить тревогу родители
начинают перед самым отправлением ребенка в школу. Тогда
ищут специалистов, предполагая, что за пару месяцев успеют решить все проблемы.
Одно дело, когда ребенок не произносит
один или два звука - в этом случае достаточно посетить несколько занятий
логопеда, и совсем другое - серьезное нарушение речи, когда за год провести полноценную коррекцию практически невозможно.
Нарушения речи приводят к трудностям обучения в школе, из-за чего у
ребенка пропадает интерес к учебе.
По мнению специалистов: без помощи
родителей работа логопеда удлиняется в разы.
Есть такое понятие «кабинетный синдром». Ребенок
заходит в кабинет к логопеду, перед зеркалом все делает правильно, а выходит из
кабинета — и снова возвращается к неправильному произношению. Только с помощью родителей можно выработать
привычку у ребенка следить за своей речью.
Проблемы с речью возникают у мальчиков
чаще, чем у девочек. 80 процентов детей с нарушением речи — мальчики. Они
больше подвержены родовым травмам, так как они крупнее. Отсюда и больше проблем
с речью. У девочек развитие в целом опережает развитие мальчиков.
Мода на картавых.
Как говорят специалисты, в современном
обществе нет комплексов по поводу дефектов речи. Родителям некоторым даже
нравится, что их ребенок говорит на «французский» манер. Мало того, некоторые
родители сами «ставят» звуки своим детям, отыскав в интернете видеоуроки на эту
тему.
Ни в коем случае такого делать
нельзя! Вы можете найти артикуляционную гимнастику и заниматься с детьми, но
«ставить» звуки должен только специалист.
НУЖНО БИТЬ ТРЕВОГУ, ЕСЛИ:
ü у
ребенка к 1 году не появились в речи
первые слова.
ü у
ребенка 1,6 - 2 года нет в речи
простых фраз.
ü в
2 года ребенок не говорит —
необходим прием невролога, который назначит лечение. Уже в этом возрасте
желательно проконсультироваться у логопеда.
ü в
3 - 4 года в речи ребенка нет
свистящих, он неправильно произносит или коверкает их;
ü в
4 - 5 лет нет шипящих звуков и
«Л»-«Ль»;
ü
к 6
годам нет звуков «Р», «Рь».
ü «Каша во рту»
— ребенок говорит непонятно. Это может
быть признаком тяжелых нарушений речи, которые могут привести к отставанию в
развитии психических процессов — мышления, памяти, внимания.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.05.2022
Дата обновления: 19.05.2022
Дата публикации: 19.05.2022