19.05.2022
Развитие познавательной активности
детей через игру
Ребенок
появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему
адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно
познавательная направленность перерастает в познавательную активность,
проявляющаяся у детей в действиях, направленных на получение новых впечатлений
об окружающем мире.
Вопрос
развития познавательной активности волнует многих родителей. Каким же образом
мы можем стимулировать познавательную активность у дошкольников?
Ведущей
деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Именно в игре
происходит развитие познавательной активности. Главное преимущество игры перед
любым другим видом деятельности заключается в том, что ребенок добровольно подчиняется
определенным правилам, выполнение этих правил приносит ребенку максимальное
удовольствие. Поведение ребенка становится осознанным и осмысленным. Поэтому
игру можно назвать практически единственной областью, в которой дошкольник
проявляет активность и инициативу. Только в игре происходит зарождение и
развитие всех психических процессов: восприятие, речь, мышление, воображение,
память, внимание.
Игра
– одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне
мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.
Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его
чувственного опыта. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения
и самостоятельности.
Помочь
детям играть, научить их игре, превратить скучное занятие в увлекательную игру
– задача взрослых, родителей. Но для многих родителей эта задача является
неразрешимой: они либо сами не умеют играть, либо забыли, либо просто не
понимают важности игры для ребёнка.
В
игре ребёнок усваивает нравственные принципы, формируются его представления о
мире.
Ребенок
стремится познавать и творить, и ему очень необходима в этом процессе помощь
взрослых, в особенности родных и близких.
К
великому сожалению, в современном мире дети испытывают дефицит общения с
родителями и сверстниками. Активная игра все чаще подменяется использованием
мультимедийных средств (телефонов, планшетов). Но эту ситуацию необходимо
менять, ведь игра так необходима нашим детям для познания окружающего мира.
Игровые
ситуации вызовут у ребёнка интерес, если вы, играя с ним учитываете его
жизненный опыт. Используйте наглядные средства, вовлекайте в практическую
деятельность ребёнка.
Старайтесь
играть с ребёнком в игры, которые расширяют его кругозор, развивают речь.
Вносите
в жизнь ребёнка положительные эмоции, хвалите, поддерживайте любую его
инициативу.
Заниматься
с ребёнком нужно вплетая познавательные элементы в сюжет игры, используя
развивающие игровые материалы и создавая радостный эмоциональный фон
сотрудничества.
Вот несколько игр, которые принесут вам радость общения с ребенком.
«Волшебная корзина». Эта игра развивает воображение, мышление и речь, вызывая яркий эмоциональный отклик у ребенка.
В
корзину положите фрукты и овощи на выбор. Завяжите глаза платком. Ребенок должен
тактильно определить, какой фрукт или овощ он держит в руках. Он может его
покрутить, понюхать и даже попробовать, если затрудняется в ответе.
«Магнит». Для создания неожиданной, противоречивой ситуации можно использовать игры с магнитом. Положите на листок бумаги или на стул мелкие металлические предметы (монетки, скребки, пуговки), а под листком бумаги или стулом незаметно для детей двигайте руку с магнитом. Вместе с детьми выразите крайнее удивление от того, что пуговки и монетки вдруг стали бегать по бумаге. Дайте детям потрогать движущиеся предметы и постарайтесь вызвать их любопытство наблюдаемым явлением. Через некоторое время можно открыть секрет этого «фокуса» и дать малышам попробовать подвигать предметы сквозь стул.
«Таинственные отпечатки». Экспериментирование с красками (акварельными или гуашью) также создаёт хорошие условия для развития познавательной активности малышей. Смешивая их в различных сочетаниях, получая новые цвета и их оттенки, дети открывают новые свойства цвета и новые возможности в экспериментировании с цветом. Правда, для этих игр нужно специальное оборудование. Помимо красок и кисточек, необходимы клеёнчатые фартучки для детей, стаканчики с водой, клеёнку на стол или на пол и пр.
«Мыльные пузыри». Одной из традиционных
и любимых забав для детей являются игры с мыльными пузырями. Приготовьте в
мыльнице или любой мисочке мыльный раствор и трубочки (соломки) для ребенка.
Покажите им, как можно дуть в трубочку, погружённую другим концом в мыльный
раствор и производить при этом обильную пену. Блестящий и причудливый «мыльный
пирог» наверняка понравится детям, и они захотят сделать то же.
Потом
покажите, как можно пускать мыльные пузыри, слегка втягивая мыльный раствор, а
потом выдувая его из трубочки. Радуйтесь вместе с детьми разноцветным и летящим
пузырям; пусть они догоняют и ловят их, и убеждаются, что при любом
прикосновении пузыри лопаются. Предоставьте им возможность самостоятельно
попробовать это занятие. Оно очень полезно не только для познавательной
активности, но и для овладения произвольным дыханием.
Управлять
дыхательными органами достаточно трудно для малышей. Такие игры в естественной
и увлекательной форме учат их этому.
Учитель-логопед Чередова И.Н.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.05.2022
Дата обновления: 19.05.2022
Дата публикации: 19.05.2022