18.05.2022
Памятка в
помощь молодому педагогу
для работы
с родителями
Общение воспитателя с родителями воспитанников
Взаимодействие
педагогов дошкольного образовательного учреждения, с родителями всегда являлось
актуальной проблемой. Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не
так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически
у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться
взаимопонимания с родителями.
Наблюдая
за современными родителями, выделим три категории родителей:
Равнодушные
родители (стремящиеся быстро передать ребёнка воспитателю утром и также
забрать вечером). Например: «Утром мамы и папы приводят детей в детский сад,
вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском
саду: играют, гуляют, занимаются. А вечером приходят родители и, сказав: «До
свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не
обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет
ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы,
то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали.
А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там
все сказано!». Согласитесь, картина получилась безрадостная.
Вторая
категория-это конфликтные родители (постоянно находящие повод для
выяснения отношений, предъявления претензий). Такие родители, в большинстве
своём жалуются на то, что не могут получить конкретных советов по поводу
развития ребёнка, и на безразличное, как они считают, отношение к детям.
Например: «Незаинтересованность воспитателя в моём ребёнке», «Воспитатель не
слышит, что я ему говорю о своём ребёнке». Такие родители находят любой повод
для конфликта.
Третья
категория родителей вообще не понимают, зачем это нужно, заниматься воспитанием
ребёнка. Они считают, что компьютер и телевизор заменят всё, и общение, и
обучение, и воспитание. Но на самом деле они глубоко заблуждаются.
Так
же особые сложности проявляются в общении с молодыми родителями и с родителями
из неблагополучных семей. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и
пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество,
стать партнёрами в общем деле воспитания ребёнка.
Педагогу
важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных
ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором
профессионального успеха. Поэтому одной из важнейших задач современного образования
является установление партнерских отношений с родителями. Они предполагают
наличие высокого уровня взаимного доверия и возможность организовать
конструктивный диалог, определять пути эффективной помощи детям. Без партнерства
даже самый квалифицированный педагог, использующий самые современные методы, не
добьется большого успеха.
Кому
принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы
выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в
проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки.
Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и
заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он
видит в них партнеров, единомышленников.
Родители
должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребёнка, быть уверены в
хорошем отношении к нему. Живёт заботой о нём. Это вызывает
у них откровенность, они доверительно рассказывают о своих трудностях, просят
совета.
Поэтому педагогу важно:
устанавливать контакт с родителями, понимать их,
сопереживать им;
предвидеть результаты общения;
управлять своим поведением;
проявлять гибкость в общении с родителями;
владеть этикетными нормами речи и поведения;
вовремя осознать собственные ошибки и трудности;
признает роль родителей в воспитании детей как ведущую и
роль педагога как их «помощника»;
уметь планировать предстоящее общение: подбирать
необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения
и методы активизации родителей;
обладать развитыми коммуникативными навыками.
Примерный кодекс общения:
Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным
в общении.
Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
Находить возможность каждый раз говорить родителям
что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к
себе.
Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями,
подавать пример воспитанности и такта.
В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости —
этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.
Конфликты родителей и воспитателей в детском саду
Причины могут быть как объективными, так и
субъективными.
Объективными
причинами являются недобросовестное отношение воспитателя к работе. Лучший
выход из ситуации – забрать ребенка и подыскать другой садик.
Субъективные
причины имеют место быть как со стороны воспитателей, так и со стороны
родителей. К ним относятся неоправданно позитивные или же неоправданно
негативные эмоции от детского сада.
Неоправданно позитивные эмоции возникают в
том случае, если родители убеждены, что детский сад научит ребенка всему. Если
эти ожидания не оправдываются, то возникает напряжение между воспитателями и
родителями. Важно понимать, что детский сад многое делает для развития детей.
Но он не сможет заменить ребенку родителей и их воспитательное воздействие.
Неоправданно
негативное отношение к детскому саду возникает тогда, когда родители сами не
посещали дошкольное учреждение, но слышали множество плохого о нем.
Другой
субъективной причиной конфликтов в детском саду является то, что для многих
родителей воспитатель - символ власти, который поучает их. Когда воспитатель
дает родителям рекомендации, они считают, что воспитатель оценивает их самих.
Это ошибочное мнение, приводящее к недопониманию и конфликту.
Что
чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?
Со стороны родителей это:
• с ребенком мало занимаются в саду;
• не создают должных условий для укрепления его здоровья,
мало (или слишком много) гуляют, не проветривают или слишком часто проветривают
группу, слишком легко (тепло) одевают;
• не могут найти подход к ребенку;
• используют непедагогичные методы в отношении ребенка
(моральные и физические наказания);
• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сразу
сменили трусики, не переодели грязную футболку);
• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он
все съедал;
• ограничивают свободу ребенка (одна мама жаловалась мне,
что её ребенка заставляют во время тихого часа лежать в кроватке; она думает,
что воспитатели должны просто поиграть с ребенком, раз он не хочет спать);
• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его
поведение не устраивает воспитателей;
• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных
детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях),
ударили, поцарапали.
Конечно, и у воспитателей есть «свой список»
претензий к родителям:
• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут
отчитать на повышенных тонах при ребенке;
• забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за
дополнительные занятия;
• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без
элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
• поздно забирают детей;
• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот,
не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти
подход);
• предъявляют необоснованные претензии к персоналу,
придираются к мелочам.
Самый эффективный путь разрешения конфликтов
между воспитателем и родителем - это хорошая работа воспитателя. Если он
действительно работает с душой, увлечен ею, «горит» на работе, то родители
прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает
конфликтов. Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их
можно свести к минимуму!
Воспитателям:
информировать родителей в том, что будет происходить в
детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане
взаимоотношений и педагогических воздействий.
показать родителям, как «безболезненно»
разрешать конфликты, если они возникают. Можно в дополнение к родительскому
договору создавать специальную памятку, в которой будут прописаны правила
поведения в конфликтной ситуации.
грамотно доносить информацию до родителей.
Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с
положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
использование воспитателем различных форм и
методов в работе с родителями (беседы и консультации с психологом,
анкетирование, дни открытых дверей и многое другое).
Родителям:
Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский
сад не заменит родительского воспитания.
Родители должны понимать, что поведение
ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.
Родители также должны учиться доносить до
воспитателей информацию в неконфликтной форме.
Проблема конфликта между родителями и педагогами — это
глобальная проблема общества в целом, самой системы образования. Существует
также множество субъективных причин, которые даже при очень хорошем воспитателе
и замечательном устройстве детского сада порождают сложные отношения. Но, к
счастью, большинство родителей и воспитателей понимают, что единственно
правильный и лучший выход состоит вовсе не в непрерывном противоборстве или
пассивном бездействии, а в серьезном и вдумчивом сотрудничестве. Прислушиваться
друг к другу и действовать сообща — это нелегкий труд, но он сполна
вознаграждается гармоничным развитием и счастьем наших детей.
Принципы взаимодействия с родителями
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями:
Позитивный настрой на общение является тем
самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с
родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность,
требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского
сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если
воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с
родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит,
каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное
доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше,
чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Индивидуальный подход:
Необходим не только в работе с детьми, но и в
работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать
ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и
педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе
подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество:
Современные мамы и папы в большинстве своем
люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо
воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой
пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные
результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и
поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности
коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание
помочь.
4. Готовимся серьезно:
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с
родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе -
качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой
мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар
могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
5. Динамичность:
Детский сад сегодня должен находиться в
режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему,
быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их
образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого
должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Вывод
однозначный: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с
родителями нужно постоянно работать.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.05.2022
Дата обновления: 19.05.2022
Дата публикации: 18.05.2022