17.05.2022
Консультации
учителя-дефектолога для родителей.
Подготовила учитель –
дефектолог: Рахманова Ирина Михайловна
Дети с особыми
образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной
психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании
и обучении.
Дошкольники с ЗПР – это
дети с нереализованными возможностями, так как все основные психические
новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют качественное
своеобразие.
Особенности
развития познавательных процессов у детей с ЗПР
1. Особенности
внимания: неустойчивость, снижен объём, концентрация, избирательность и
распределение. Для детей с задержкой психического развития характерна
рассеянность внимания и повышенная отвлекаемость.
2. Для ЗПР характерны
недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что
сказывается на развитии восприятия. Процесс восприятия у детей данной категории
несколько затруднен: снижен его темп и объем, недостаточна точность восприятия.
Дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе,
перечеркнутых (зашумленных) или наложенных друг на друга изображений
предметов.
3.Память. Снижена
продуктивность запоминания; ограничение объема памяти и снижение ее прочности.
Наблюдается большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с
произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, нарушение
кратковременной памяти. В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с
трудом запоминают тексты, стихотворения, плохо удерживают в уме цель и условие
задачи. При запоминании стихов дети переставляют или убирают слова из
текста, не чувствуют рифмы. Для детей данной категории характерна неточность
воспроизведения и быстрая утеря информации.
4. Мышление.
Детям с ЗПР требуется многократное повторение инструкций и оказание некоторых
видов помощи при выполнении заданий. Отмечается подражательный характер
деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию
новых образов. Особенности мыслительной деятельности у детей с задержкой
психического развития дошкольного возраста:
- низкая познавательная
активность, слабость мыслительных процессов,
- боязнь
интеллектуального напряжения, вплоть до отказа от задания,
- отсутствие
познавательного интереса (ребенок не желает учиться, ставить перед собой
определенную цель познавательного характера и т.д.),
- нарушение
динамических сторон мыслительных процессов,
- несформированность
умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
Детям данной категории с трудом дается выполнение таких заданий, как «Назови
лишний предмет и объясни свой выбор», «4 лишний», «Чем похожи и чем
отличаются», «Назови одним словом».
- у дошкольников данной
категории позднее, чем у их нормально развивающихся сверстников, формируется
словесно-логическое мышление: дети не выделяют существенных признаков при
обобщении, а производят процесс обобщения либо по ситуативным, либо по функциональным
признакам; сравнивая предметы дети сравнивают по случайным признакам,
затрудняясь даже в выделении признаков различия; сложности в создании целого из
частей и выделение частей из целого, трудности в пространственном оперировании
образами.
- в целом, замедлен
процесс формирования мыслительных операций.
5. Речь. Многим детям с
ЗПР присущи дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия.
Нарушение речи носят системный характер и входят в структуру дефекта. Речь
детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает
рядом особенностей: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности
речи; недостаточность произношения, обусловленная вялостью артикулирования,
приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению. Недостаточно сформирован
фонематический слух, лексика и грамматика. Отмечаются трудности в понимании
сложных инструкций.
Дети с ЗПР после прохождения ПМПК могут быть направлены
в специализированные сады или группы компенсирующей направленности для детей
с задержкой психического развития дошкольного возраста.
Основной целью
коррекционо – педагогической работы с дошкольниками с ЗПР является формирование
«предпосылок» мышления, памяти, внимания, восприятия, развития зрительных,
слуховых и двигательных функций познавательной активности каждого ребенка.
Компенсация нарушений
возможна при комплексном подходе всех специалистов ДОУ к изучению, обучению и
воспитанию детей с ЗПР. Деятельность в рамках психолого - педагогического
сопровождения детей с задержкой психического развития специалист должен
осуществлять на основе тесного взаимодействия, корпоративности всех субъектов
данного процесса.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.05.2022
Дата обновления: 17.05.2022
Дата публикации: 17.05.2022