17.05.2023
Готовимся к школе
Подготовила учитель-дефектолог
Рахманова И. М.
СТУПЕНЬКИ ПЕРЕД ШКОЛОЙ
О том, как велика роль
родителей на дошкольном этапе воспитания, красноречиво говорит исследование,
проведенное американскими учеными. Они наблюдали 5362 человека от рождения до
43 лет. И вот результат: дети, выросшие в обедненной домашней среде, о которых
слабо заботились матери, отличились низкими достижениями в образовании, а
мужчины, низким заработком. Они не достигали интеллектуального уровня, который
прогнозировался, исходя из уровня развития родителей. Более того, у них чаще
развивались болезни органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Те же, кто
воспитывался окруженным любовью и заботой о развитии и дошкольном обучении,
отличались успехами в образовании, относительно высоким годовым доходом.
Получив от родителей эстафету заботы о развитии и образовании детей, они в
большинстве случаев передавали ее своему потомству.
Это очень важно: чем
больше ваши старания до школы, чем больше внимания вы уделяете детям, тем выше
ваш родительский уровень притязаний, тем больше надежд, тем желаннее успехи. К
сожалению, желания родителей не столь часто совпадают с возможностями детей.
Очень горьким бывает разочарование, когда у малыша, на которого вы возлагали
столько надежд, неудачи следуют одна за другой.
Почему так трудно
учиться в школе? Почему сотни мальчиков и девочек страдают от различных
школьных проблем? Они очень разные, наши дети. Один будет слушать учителя,
раскрыв рот и, поглощенный работой, аккуратно выводит каждую буковку, другой и
минуты не посидит спокойно. Один схватывает все на лету, другому придется
объяснять не раз и не два. Один выбежит после занятий еще полный сил, а другой
от непомерной усталости может уснуть на уроке.
Сейчас модно отдавать
ребенка в школу как можно раньше, но
рассчитываете ли вы на силы своего ребенка? Кому-то по силам все
школьные нагрузки и в 6 лет, а кому-то полезнее еще годик провести дома или в
детском саду. Не потому, что ребенок к учебе не готов, а потому, что он не
готов к школе, к существующей системе обучения, к тому объему школьных
нагрузок, с которыми он должен справиться. И дело здесь не только в уровне
интеллектуального развития, но и в возрастных особенностях его функционального
развития, в резервах его организма, в состоянии здоровья.
КАК РАСТЕТ РЕБЕНОК
Какой он - ребенок,
поступающий в школу, каковы особенности его физического, его психического
развития, его здоровья. Как проходил он ступеньки роста и что в его развитии
может стать факторами риска и вызвать некоторые трудности. Организм ребенка,
все его органы и системы развиваются и созревают не одновременно, в разном
возрасте, и поэтому в каждом отдельном случае, на каждом этапе возрастного
развития существуют свои особенности, которые и определяют все многообразие и
взаимодействие его организма с окружающей средой.
ОСТОРОЖНО! РАЗВИВАЕТСЯ
МОЗГ
Развитие мозга - это
увлекательнейший роман, написанный природой и полный удивительных тайн. Я
остановлюсь на причинах, приводящих к отклонениям развития и функционирования
мозга, что в последствии вызывает школьные трудности. Тем более что
профилактика этих нарушений зависит не только от врачей, но и от родителей.
За счет повреждающих
факторов во время беременности происходит половина всех случаев нарушения
естественного развития мозга. Треть травм возникает во время родов и
непосредственно предшествовавший и последующий периоды. Наиболее частой
причиной нарушений развития является асфиксия плода и новорожденного. При
асфиксии прекращается дыхание новорожденного, но сердечная деятельность
продолжается. Недостаток или полное прекращение доставки кислорода к тканям и,
в первую очередь к мозговой ткани плода ведет к нарушению обмена и гибели
нервных клеток.
Патологические
изменения, возникающие во время родов и вблизи этого периода, обнаруживаются в
коре мозга и проводящих мозговых путях. Следствием таких повреждений являются
церебральные параличи, а также минимальные мозговые дисфункции. Раннее развитие
у детей, перенесших асфиксию, часто бывает нормальным. Однако к 6-7 возрасту
могут выявиться нарушения в познавательной деятельности ребенка.
Мышление, сознание, а
значит и обучение - функции мозга как единого целого. Однако, ведущая роль в
осуществлении высший психических функций принадлежит коре головного мозга. Кора
- наиболее молодое эволюционное приобретение. В ее состав входят 3/4 всех
нейронов мозга. Созревание коры - длительный процесс, продолжающийся в течение
16-18 лет жизни — весь период взросления человека. Незрелость коры
вместе с другими факторами определяет особенности детского мышления. Отклонения
развития, вызывающие нарушения деятельности коры, приводит к различным
нарушениям поведения ребенка, развития его познавательной сферы.
В коре головного мозга
различают специализированные области. Основные функции височной области коры -
речь, внимание, память и эмоции. Височная кора левого полушария лучше
воспринимает и анализирует звуки человеческой речи, а правого полушария -
различные шумы и другие звуки окружающей среды. Поражение височных областей
могут также приводить к нарушениям памяти: зрительной - при поражениях правого
и слуховой - при поражениях левого полушария. Нарушения памяти - довольно
частый синдром, но он не обязательно связан с височными областями. Излишняя
агрессивность (бесконечные драки, ссоры), подавленность или напротив
избыточные положительные эмоции, то есть признаки плохой приспосабливаемости
ребенка к обстановке также могут быть следствием поражения височных областей,
например, при асфиксии.
Информация из внешнего
мира анализируется височными, теменными, затылочными и центральными областями
обоих полушарий при непременном диалоге между ними. Картина внешнего мира затем
передается лобной коре. Именно там она эмоционально окрашивается. Добавляется и
информация из «кладовых» памяти. В результате лобная кора принимает решение,
что делать в конкретной ситуации. Лобная кора выбирает и цели на будущее. При
различных отклонениях в формировании лобных отделов коры наблюдаются различные
нарушения поведения, трудности переключения с одного вида деятельности на
другой. Часто дети с дисфункцией лобных долей не умеют планировать свое
поведение, хотят все получить «здесь и сейчас». В результат поведение таких
детей хаотично, они не могут довести до конца ни одного задания.
ВНИМАНИЕ: ВНИМАНИЕ!
Часто родители
жалуются, что занятие - «сплошное мучение», что дети не внимательны, что трудно
заставить ребенка работать без отвлечения. Изучение такой важнейшей психической
функции как внимание, показывает, что готовить ребенка к школе надо начинать с рождения.
Способность поддерживать внимание к отвлеченным абстрактным вещам формируется у
ребенка только к 9-10 годам. Об этом должны знать и педагоги, и родители. Если
вы хотите чему-то научить ребенка-дошкольника, создайте ситуацию, в которой
цель обучения будет эмоционально значима для него. Простейший вариант - похвала
за старания выполнить задания взрослого или удивление, что все сделано так
замечательно. В других случаях разумно вести соревновательность или игровую
ситуацию. Успехи вашего ребенка в значительной мере будут зависеть от вашей
фантазии. Помимо контролирующего и распределенного внимания существует еще
диффузное внимание к фоновым аспектам ситуации. Это внимание к информации,
которая не важна сейчас для ребенка, но тем ни менее воспринимается и
запоминается им. С возрастом ребенок обретает большую способность не замечать
подробности фона. Одновременно улучшается направленное и распределенное
внимание. В результате у дошкольников с возрастом способности к избирательному
целенаправленному обучению повышаются, а к случайному - падают. Снижается и по
мере взросления и отвлекаемость ребенка.
Существует много игр,
развивающих произвольное внимание ребенка. Среди них любимая многими детьми, не
требующая никакого оборудования игра «Да» - «нет» не говорите, черного, белого
не называйте», а также подвижные игры, включающие чередование движения и
неподвижности.
ОТ СЛОВА К СЛОВУ
Большую роль в развитии
ребенка до школы играет речь. Идет накопление и совершенствование словарного
запаса, развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается
морфологическая система языка. Перед школой ребенок может уже осознанно
анализировать речь, если его этому научить: может проводить звуковой анализ,
очень любит играть в «слова», «ловить» звуки, рифмовать, придумывать новые
слова. Пяти-шестилетний ребенок может пересказать прочитанную сказку, рассказ,
в состоянии вести диалог, может составить простой рассказ по картинкам, уловить
и объяснить смысл прочитанного. Большое значение для развития речи имеет среда,
в которой он растет, требования окружающих к его речи и целенаправленная работа
взрослых. В этот период очень важно давать ребенку правильные образцы для
подражания. Если ребенок слышит речь неверную по артикуляции, грамматически
неправильную, то он усвоит ее в таком же виде и у него будет речь с такими же
дефектами.
Развитие речи тесно
связано с движением пальцев рук, эти движения стимулируют развитие речи. Значит
пальцы «помогают» говорить. Поэтому нужна тренировка. Лучше
всего - лепить из пластилина, складывать пирамидки, нанизывать пуговицы, играть
в конструктор, складывать мозаику, рисовать. Особенно важно это для детей, у
которых задержано развитие речевых функций. Что должно вызывать беспокойство
родителей? На что обратить особое внимание?
Если ребенок не говорит
в 2,5 года, если в 3-4 года говорит очень невнятно, не произносит или
неправильно произносит многие звуки, не думайте, что все пройдет само собой.
Многие родители считают, что в 4-5 лет исправлять речь ребенка рано, так как он
еще маленький. Вот пойдет в школу, тогда.... А вот тогда может уже поздно. Чем
раньше вы обратитесь за помощью к логопеду, тем больше шансов на хороший
результат.
ЕЩЕ РАЗ О ЗДОРОВЬЕ
Сейчас много говорят об
ухудшении здоровья детей именно в школе. Школа ли виновата в этом? Родители
утверждают, что до школы со здоровьем детей не возникало никаких проблем, у них
не находили никаких отклонений, они не состояли на учете у невропатолога,
спокойно росли, да и в медицинской карте, где имеются заключения всех
специалистов, написано «здоров».
Здоровье ребенка, а
значит, и школьные успехи, закладываются еще в раннем детстве. Не часто
родители вспоминают о различных нарушениях в раннем развитии ребенка и совсем
не связывают школьные трудности с такими «мелочами», как собственное здоровье,
течение беременности и родов. И еще реже видят родители связь между состоянием
здоровья ребенка, прежде всего его психическим здоровьем, и семейным
«климатом», взаимоотношениями родителей между собой и детьми. Многое уже
забылось, многому не придавалось значения. Часто такая забывчивость и
невнимательность родителей очень дорого обходятся ребенку, ведь в самом раннем
периоде развития закладываются все системы в организме ребенка
и определяются пути их дальнейшего развития. Уже давно доказано, что
здоровье ребенка во многом зависит от эмоционального и психологического
состояния матери во время беременности. Имеет значение все: и волнение в связи
с учебой, экзаменами, бытовой неустроенностью, отношениями с мужем, родителям
и. Неудивительно, что в результате маминых «нервов» малыши в течение первого
года жизни бывают очень беспокойными, крикливыми, не спят ночами часто
срыгивают, плохо прибавляют в весе, отстают в развитии. А вечные простуды.
Редко какая мама может сказать, что ребенок ничем не болел. С поступлением в
детский сад начинается цепь простудных заболеваний: ОРВИ, гриппы, ангины,
бронхиты. Частые заболевания значительно снижают функциональные возможности
организма ребенка, что приводит к повышенной утомляемости, низкой
работоспособности ребенка. Такие дети отстают в физическом и психическом
развитии.
НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ
НАРУШЕНИЯ
Особая группа детей, у
которых с первых дней в школе возникают различные проблемы - дети с нарушениями
нервно-психического здоровья. Такие дети выделяются уже в детском саду. Их
называют трудными, упрямыми, неуправляемыми. Чрезмерно беспокойные,
суетливые, плаксивые, драчливые, они постоянно кричат, сильно возбуждаются,
долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в
ход кулаки. Родители и воспитатели выбиваются из сил, требуя хорошего
поведения, а положительных результатов добиться трудно,
встречаются и такие дети, которые проявляют, склонность к тормозным реакциям, -
застенчивые, нерешительные, робкие. Если такие дети не справляются с заданием,
то объясняют это тем, что оно было очень трудным. В таких случаях ребенок все
разбрасывает, отталкивает задание в сторону, отказывается его выполнять,
ссылаясь на то, что «болит» голова. В большей мере вызывает беспокойство плохой
сон детей, ночное недержание мочи, тики, вредные привычки. Но и в этих случаях
родители не торопятся к врачу, воспринимая рекомендации с обидой. Именно в этих
случаях речь идет о нарушениях нервно-психического здоровья. Все эти
нарушения поведения – признаки неблагополучия, сигналы тревоги. За советом к
врачу обращаются очень редко, более того, рекомендация показать ребенка
психоневрологу вызывает бурную реакцию протеста и обиду. Родители согласны
вести ребенка к любому врачу, но не к психоневрологу. Чаще всего такая непреклонность
вызвана непониманием и страхом. Вдруг поставят на учет, узнают знакомые. И даже
попав на прием к психоневрологу, родители не торопятся рассказать врачу о своем
беспокойстве, о нарушениях поведения ребенка. Каковы истоки нервных расстройств
у детей? Их очень много. Это могут быть и нарушения в течение беременности
(сильный токсикоз, повышение артериального давления, угроза выкидыша), и
различные осложнения при родах, тяжелые заболевания у ребенка в раннем периоде
развития, и черепно-мозговые травмы. А может быть, мама не смогла отказать себе
во время беременности в курении или позволяла себе чуть-чуть выпить? Но именно
впервые 3 месяца закладывается нервная система ребенка. В обычных условиях
дошкольной жизни образовавшийся дефект деятельности мозга не очень выражен, так
как при небольших нагрузках на нервную систему он хорошо скомпенсирован. Однако
после начала учебы проявляется весь комплекс расстройств: повышенная
возбудимость, эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость, низкая неустойчивая
работоспособность, сниженная продуктивность занятий. А отсюда - и школьные
проблемы.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА
В ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД
• Неспособность
следовать инструкции (ребенок не может сосредоточится на задании, не понимает с
чего начать и что делать дальше, быстро отвлекается);
• Импульсивность,
бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);
•
Чрезмерная двигательная активность (непоседливость, крикливость,
настойчивая болтовня);
• Нарушение сна;
• Плохое развитие
движения руки (не любит рисовать, лепить, не умеет работать с мелкими
деталями);
• Общая моторная
неловкость;
• Нарушение темпа
деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест);
• Языковые проблемы
(задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, неровный темп речи);
• Боязнь новых людей,
новых ситуаций;
• Нарушение в состоянии
здоровья.
ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ ДО
ШКОЛЫ
Как начинать готовить
ребенка к школе? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Десятки
подобных вопросов волнуют многих родителей. Единого рецепта для всех быть не
может: с одним ребенком нужно больше говорить, другого больше слушать, с
третьим бегать и прыгать, а четвертого - учить, по минуточкам седеть и
внимательно работать. Однако ясно: готовить ребенка к школе, обучать можно буквально
с рождения, чему вы научите ребенка, а главное - чему он научиться в раннем
детстве сам, о платится сторицей. Одни родители считают, что нужно начинать
готовить ребенка к школе с 3-х лет, другие - за год до поступления в школу. Мы
склонны считать, что весь период развития ребенка до школы со всеми его
особенностями и есть то время, когда идет подготовка к школе. Здесь важно найти
золотую середину, не переусердствовать, не требовать непосильного только
потому, что другие дети уже умеют это, дать - возможность получить
удовлетворение от достигнутого и лишь, потом переходить к новому.
Цель всегда должна быть
на шажок впереди, но должна быть достижимой, соответствовать возможностям
ребенка. Нужно помнить, что у детей, испытавших неудачу, снижается желание
учиться, снижается интерес к новому, а значит, затрудняется процесс обучения.
Попробую «нарисовать»
суммарный «портрет» первоклассника, не готового к школе, и, отталкиваясь от
этого решить, чему и как учить до школы:
• чрезмерная игривость;
• недостаточная
самостоятельность;
• гиперактивность,
бесконтрольность поведения;
• неумение общаться со
сверстниками;
• трудность
установления контакта с незнакомыми взрослыми;
• неумение
сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной инструкции;
• низкий уровень знания
об окружающем мире;
• неумение сделать
обобщение и классификацию предметов, выделить их сходство и различие;
• плохое развитие тонко
координированных движений руки, зрительно-моторных координации;
• недостаточное
развитие произвольной памяти;
• задержка речевого
развития (это может быть и не правильное
произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои
мысли).
Не все родители
считают, что подготовка к школе - их забота. Многие стремятся перепоручить все
воспитателям детского сада. Другие думают, что все пройдет само собой -
«вырастит - научится». Конечно, в детском саду ведется обязательная работа с
детьми, но кто лучше знает своего ребенка, чем родители, кто может найти самый
эффективный подход к нему, кто может проявить любовь и терпение, необходимые в
работе с малышом? Родители. Семья должна и может сыграть решающую роль при
подготовке к школе.
Интеллектуальная
подготовка к школе подразумевает наличие у ребенка знание об окружающем мире,
предметах, явлениях. Нужны ли для их накопления специальные занятия. Вы идете
вместе в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое
молочные продукты - кефир, творог, сметана. Сегодня у вас поездка за город (на
дачу, в огород) - нет лучше способа рассказать об овощах и фруктах, обратить
внимание на то, как они растут, вспомнить цвет. Хорошо, если это будет не
просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец, вымоет и
отведает их вкус.
Сейчас издается много
разнообразных альбомов для раскрашивания, там изображены фрукты, цветы, птицы,
домашние и дикие животные, что можно использовать не только для раскрашивания,
но и для упражнений по классификации предметов, выделению сходства и различия.
Все дети любознательны,
и их потребность в новом следует развивать, тренируя наблюдательность,
воображение. Особенно хорошо это удается в процессе рисования, лепки,
конструирования, выполнения поделок из природного материала. Вы вернулись с
прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он видел, вылепить из
пластилина грибы, лисичку, сыроежку, мухомор. Разберитесь, что общего у них, в
чем различия, какие съедобные, а какие нет. Можно рассказать, как заготавливать
грибы на зиму: сушить, мариновать, солить. Можно рассказать, как готовят себе
грибы на зиму белочка и ежик. Это только один пример. Усвоив и поняв его, вы
сможете развить в ребенке наблюдательность и творческое воображение.
Важным источником
знаний, механизмов развития познавательной деятельности являются разного рода
дидактические развивающие игры.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.05.2022
Дата обновления: 17.05.2023
Дата публикации: 17.05.2023