Готовимся к школе

17.05.2023

Готовимся к школе

Подготовила учитель-дефектолог Рахманова И. М.

 

СТУПЕНЬКИ ПЕРЕД ШКОЛОЙ

О том, как велика роль родителей на дошкольном этапе воспитания, красноречиво говорит исследование, проведенное американскими учеными. Они наблюдали 5362 человека от рождения до 43 лет. И вот результат: дети, выросшие в обедненной домашней среде, о которых слабо заботились матери, отличились низкими достижениями в образовании, а мужчины, низким заработком. Они не достигали интеллектуального уровня, который прогнозировался, исходя из уровня развития родителей. Более того, у них чаще развивались болезни органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Те же, кто воспитывался окруженным любовью и заботой о развитии и дошкольном обучении, отличались успехами в образовании, относительно высоким годовым доходом. Получив от родителей эстафету заботы о развитии и образовании детей, они в большинстве случаев передавали ее своему потомству.

Это очень важно: чем больше ваши старания до школы, чем больше внимания вы уделяете детям, тем выше ваш родительский уровень притязаний, тем больше надежд, тем желаннее успехи. К сожалению, желания родителей не столь часто совпадают с возможностями детей. Очень горьким бывает разочарование, когда у малыша, на которого вы возлагали столько надежд, неудачи следуют одна за другой.

Почему так трудно учиться в школе? Почему сотни мальчиков и девочек страдают от различных школьных проблем? Они очень разные, наши дети. Один будет слушать учителя, раскрыв рот и, поглощенный работой, аккуратно выводит каждую буковку, другой и минуты не посидит спокойно. Один схватывает все на лету, другому придется объяснять не раз и не два. Один выбежит после занятий еще полный сил, а другой от непомерной усталости может уснуть на уроке.

Сейчас модно отдавать ребенка в школу как можно раньше, но рассчитываете ли вы на силы своего ребенка?  Кому-то по   силам   все школьные нагрузки и в 6 лет, а кому-то полезнее еще годик провести дома или в детском саду. Не потому, что ребенок к учебе не готов, а потому, что он не готов к школе, к существующей системе обучения, к тому объему школьных нагрузок, с которыми он должен справиться. И дело здесь не только в уровне интеллектуального развития, но и в возрастных особенностях его функционального развития, в резервах его организма, в состоянии здоровья. 

КАК РАСТЕТ РЕБЕНОК

Какой он - ребенок, поступающий в школу, каковы особенности его физического, его психического развития, его здоровья. Как проходил он ступеньки роста и что в его развитии может стать факторами риска и вызвать некоторые трудности. Организм ребенка, все его органы и системы развиваются и созревают не одновременно, в разном возрасте, и поэтому в каждом отдельном случае, на каждом этапе возрастного развития существуют свои особенности, которые и определяют все многообразие и взаимодействие его организма с окружающей средой. 

 

ОСТОРОЖНО! РАЗВИВАЕТСЯ МОЗГ

Развитие мозга - это увлекательнейший роман, написанный природой и полный удивительных тайн. Я остановлюсь на причинах, приводящих к отклонениям развития и функционирования мозга, что в последствии вызывает школьные трудности. Тем более что профилактика этих нарушений зависит не только от врачей, но и от родителей.

За счет повреждающих факторов во время беременности происходит половина всех случаев нарушения естественного развития мозга. Треть травм возникает во время родов и непосредственно предшествовавший и последующий периоды. Наиболее частой причиной нарушений развития является асфиксия плода и новорожденного. При асфиксии прекращается дыхание новорожденного, но сердечная деятельность продолжается. Недостаток или полное прекращение доставки кислорода к тканям и, в первую очередь к мозговой ткани плода ведет к нарушению обмена и гибели нервных клеток.

Патологические изменения, возникающие во время родов и вблизи этого периода, обнаруживаются в коре мозга и проводящих мозговых путях. Следствием таких повреждений являются церебральные параличи, а также минимальные мозговые дисфункции. Раннее развитие у детей, перенесших асфиксию, часто бывает нормальным. Однако к 6-7 возрасту могут выявиться нарушения в познавательной деятельности ребенка.

Мышление, сознание, а значит и обучение - функции мозга как единого целого. Однако, ведущая роль в осуществлении высший психических функций принадлежит коре головного мозга. Кора - наиболее молодое эволюционное приобретение. В ее состав входят 3/4 всех нейронов мозга. Созревание коры - длительный процесс, продолжающийся в течение 16-18 лет жизни — весь период взросления человека. Незрелость коры вместе с другими факторами определяет особенности детского мышления. Отклонения развития, вызывающие нарушения деятельности коры, приводит к различным нарушениям поведения ребенка, развития его познавательной сферы.

В коре головного мозга различают специализированные области. Основные функции височной области коры - речь, внимание, память и эмоции. Височная кора левого полушария лучше воспринимает и анализирует звуки человеческой речи, а правого полушария - различные шумы и другие звуки окружающей среды. Поражение височных областей могут также приводить к нарушениям памяти: зрительной - при поражениях правого и слуховой - при поражениях левого полушария. Нарушения памяти - довольно частый синдром, но он не обязательно связан с височными областями. Излишняя агрессивность (бесконечные драки, ссоры), подавленность или напротив избыточные положительные эмоции, то есть признаки плохой приспосабливаемости ребенка к обстановке также могут быть следствием поражения височных областей, например, при асфиксии.

Информация из внешнего мира анализируется височными, теменными, затылочными и центральными областями обоих полушарий при непременном диалоге между ними. Картина внешнего мира затем передается лобной коре. Именно там она эмоционально окрашивается. Добавляется и информация из «кладовых» памяти. В результате лобная кора принимает решение, что делать в конкретной ситуации. Лобная кора выбирает и цели на будущее. При различных отклонениях в формировании лобных отделов коры наблюдаются различные нарушения поведения, трудности переключения с одного вида деятельности на другой. Часто дети с дисфункцией лобных долей не умеют планировать свое поведение, хотят все получить «здесь и сейчас». В результат поведение таких детей хаотично, они не могут довести до конца ни одного задания. 

 

ВНИМАНИЕ: ВНИМАНИЕ!

Часто родители жалуются, что занятие - «сплошное мучение», что дети не внимательны, что трудно заставить ребенка работать без отвлечения. Изучение такой важнейшей психической функции как внимание, показывает, что готовить ребенка к школе надо начинать с рождения. Способность поддерживать внимание к отвлеченным абстрактным вещам формируется у ребенка только к 9-10 годам. Об этом должны знать и педагоги, и родители. Если вы хотите чему-то научить ребенка-дошкольника, создайте ситуацию, в которой цель обучения будет эмоционально значима для него. Простейший вариант - похвала за старания выполнить задания взрослого или удивление, что все сделано так замечательно. В других случаях разумно вести соревновательность или игровую ситуацию. Успехи вашего ребенка в значительной мере будут зависеть от вашей фантазии. Помимо контролирующего и распределенного внимания существует еще диффузное внимание к фоновым аспектам ситуации. Это внимание к информации, которая не важна сейчас для ребенка, но тем ни менее воспринимается и запоминается им. С возрастом ребенок обретает большую способность не замечать подробности фона. Одновременно улучшается направленное и распределенное внимание. В результате у дошкольников с возрастом способности к избирательному целенаправленному обучению повышаются, а к случайному - падают. Снижается и по мере взросления и отвлекаемость ребенка.

Существует много игр, развивающих произвольное внимание ребенка. Среди них любимая многими детьми, не требующая никакого оборудования игра «Да» - «нет» не говорите, черного, белого не называйте», а также подвижные игры, включающие чередование движения и неподвижности. 

 

ОТ СЛОВА К СЛОВУ

Большую роль в развитии ребенка до школы играет речь. Идет накопление и совершенствование словарного запаса, развивается и совершенствуется грамматический строй речи, усваивается морфологическая система языка. Перед школой ребенок может уже осознанно анализировать речь, если его этому научить: может проводить звуковой анализ, очень любит играть в «слова», «ловить» звуки, рифмовать, придумывать новые слова. Пяти-шестилетний ребенок может пересказать прочитанную сказку, рассказ, в состоянии вести диалог, может составить простой рассказ по картинкам, уловить и объяснить смысл прочитанного. Большое значение для развития речи имеет среда, в которой он растет, требования окружающих к его речи и целенаправленная работа взрослых. В этот период очень важно давать ребенку правильные образцы для подражания. Если ребенок слышит речь неверную по артикуляции, грамматически неправильную, то он усвоит ее в таком же виде и у него будет речь с такими же дефектами.

Развитие речи тесно связано с движением пальцев рук, эти движения стимулируют развитие речи. Значит пальцы «помогают» говорить. Поэтому нужна   тренировка. Лучше всего - лепить из пластилина, складывать пирамидки, нанизывать пуговицы, играть в конструктор, складывать мозаику, рисовать. Особенно важно это для детей, у которых задержано развитие речевых функций. Что должно вызывать беспокойство родителей? На что обратить особое внимание?

Если ребенок не говорит в 2,5 года, если в 3-4 года говорит очень невнятно, не произносит или неправильно произносит многие звуки, не думайте, что все пройдет само собой. Многие родители считают, что в 4-5 лет исправлять речь ребенка рано, так как он еще маленький. Вот пойдет в школу, тогда.... А вот тогда может уже поздно. Чем раньше вы обратитесь за помощью к логопеду, тем больше шансов на хороший результат. 

 

ЕЩЕ РАЗ О ЗДОРОВЬЕ

Сейчас много говорят об ухудшении здоровья детей именно в школе. Школа ли виновата в этом? Родители утверждают, что до школы со здоровьем детей не возникало никаких проблем, у них не находили никаких отклонений, они не состояли на учете у невропатолога, спокойно росли, да и в медицинской карте, где имеются заключения всех специалистов, написано «здоров».

Здоровье ребенка, а значит, и школьные успехи, закладываются еще в раннем детстве. Не часто родители вспоминают о различных нарушениях в раннем развитии ребенка и совсем не связывают школьные трудности с такими «мелочами», как собственное здоровье, течение беременности и родов. И еще реже видят родители связь между состоянием здоровья ребенка, прежде всего его психическим здоровьем, и семейным «климатом», взаимоотношениями родителей между собой и детьми. Многое уже забылось, многому не придавалось значения. Часто такая забывчивость и невнимательность родителей очень дорого обходятся ребенку, ведь в самом раннем периоде развития закладываются все системы в организме ребенка и определяются пути их дальнейшего развития. Уже давно доказано, что здоровье ребенка во многом зависит от эмоционального и психологического состояния матери во время беременности. Имеет значение все: и волнение в связи с учебой, экзаменами, бытовой неустроенностью, отношениями с мужем, родителям и. Неудивительно, что в результате маминых «нервов» малыши в течение первого года жизни бывают очень беспокойными, крикливыми, не спят ночами часто срыгивают, плохо прибавляют в весе, отстают в развитии. А вечные простуды. Редко какая мама может сказать, что ребенок ничем не болел. С поступлением в детский сад начинается цепь простудных заболеваний: ОРВИ, гриппы, ангины, бронхиты. Частые заболевания значительно снижают функциональные возможности организма ребенка, что приводит к повышенной утомляемости, низкой работоспособности ребенка. Такие дети отстают в физическом и психическом развитии. 

 

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ

Особая группа детей, у которых с первых дней в школе возникают различные проблемы - дети с нарушениями нервно-психического здоровья. Такие дети выделяются уже в детском саду. Их называют трудными, упрямыми, неуправляемыми. Чрезмерно беспокойные, суетливые, плаксивые, драчливые, они постоянно кричат, сильно возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки. Родители и воспитатели выбиваются из сил, требуя хорошего поведения, а положительных результатов добиться   трудно, встречаются и такие дети, которые проявляют, склонность к тормозным реакциям, - застенчивые, нерешительные, робкие. Если такие дети не справляются с заданием, то объясняют это тем, что оно было очень трудным. В таких случаях ребенок все разбрасывает, отталкивает задание в сторону, отказывается его выполнять, ссылаясь на то, что «болит» голова. В большей мере вызывает беспокойство плохой сон детей, ночное недержание мочи, тики, вредные привычки. Но и в этих случаях родители не торопятся к врачу, воспринимая рекомендации с обидой. Именно в этих случаях речь идет о нарушениях нервно-психического здоровья. Все эти нарушения поведения – признаки неблагополучия, сигналы тревоги. За советом к врачу обращаются очень редко, более того, рекомендация показать ребенка психоневрологу вызывает бурную реакцию протеста и обиду. Родители согласны вести ребенка к любому врачу, но не к психоневрологу. Чаще всего такая непреклонность вызвана непониманием и страхом. Вдруг поставят на учет, узнают знакомые. И даже попав на прием к психоневрологу, родители не торопятся рассказать врачу о своем беспокойстве, о нарушениях поведения ребенка. Каковы истоки нервных расстройств у детей? Их очень много. Это могут быть и нарушения в течение беременности (сильный токсикоз, повышение артериального давления, угроза выкидыша), и различные осложнения при родах, тяжелые заболевания у ребенка в раннем периоде развития, и черепно-мозговые травмы. А может быть, мама не смогла отказать себе во время беременности в курении или позволяла себе чуть-чуть выпить? Но именно впервые 3 месяца закладывается нервная система ребенка. В обычных условиях дошкольной жизни образовавшийся дефект деятельности мозга не очень выражен, так как при небольших нагрузках на нервную систему он хорошо скомпенсирован. Однако после начала учебы проявляется весь комплекс расстройств: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, быстрая истощаемость, низкая неустойчивая работоспособность, сниженная продуктивность занятий. А отсюда - и школьные проблемы. 

 

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РИСКА В ПРЕДШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД

• Неспособность следовать инструкции (ребенок не может сосредоточится на задании, не понимает с чего начать и что делать дальше, быстро отвлекается);

• Импульсивность, бесконтрольность поведения (преобладание «хочу» над «можно»);

• Чрезмерная двигательная активность (непоседливость, крикливость, настойчивая болтовня);Хочу такой сайт

• Нарушение сна;

• Плохое развитие движения руки (не любит рисовать, лепить, не умеет работать с мелкими деталями);

• Общая моторная неловкость;

• Нарушение темпа деятельности (очень медленно двигается, говорит, ест);

• Языковые проблемы (задержка речевого развития, нарушение звукопроизношения, неровный темп речи);

• Боязнь новых людей, новых ситуаций;

• Нарушение в состоянии здоровья.

 

ЧЕМУ И КАК УЧИТЬ ДО ШКОЛЫ

Как начинать готовить ребенка к школе? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Десятки подобных вопросов волнуют многих родителей. Единого рецепта для всех быть не может: с одним ребенком нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого - учить, по минуточкам седеть и внимательно работать. Однако ясно: готовить ребенка к школе, обучать можно буквально с рождения, чему вы научите ребенка, а главное - чему он научиться в раннем детстве сам, о платится сторицей. Одни родители считают, что нужно начинать готовить ребенка к школе с 3-х лет, другие - за год до поступления в школу. Мы склонны считать, что весь период развития ребенка до школы со всеми его особенностями и есть то время, когда идет подготовка к школе. Здесь важно найти золотую середину, не переусердствовать, не требовать непосильного только потому, что другие дети уже умеют это, дать - возможность получить удовлетворение от достигнутого и лишь, потом переходить к новому.

Цель всегда должна быть на шажок впереди, но должна быть достижимой, соответствовать возможностям ребенка. Нужно помнить, что у детей, испытавших неудачу, снижается желание учиться, снижается интерес к новому, а значит, затрудняется процесс обучения.

Попробую «нарисовать» суммарный «портрет» первоклассника, не готового к школе, и, отталкиваясь от этого решить, чему и как учить до школы:

• чрезмерная игривость;

• недостаточная самостоятельность;

• гиперактивность, бесконтрольность поведения;

• неумение общаться со сверстниками;

• трудность установления контакта с незнакомыми взрослыми;

• неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной инструкции;

• низкий уровень знания об окружающем мире;

• неумение сделать обобщение и классификацию предметов, выделить их сходство и различие;

• плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации;

•  недостаточное развитие произвольной памяти;

• задержка речевого развития (это может быть и не правильное
произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои
мысли).

Не все родители считают, что подготовка к школе - их забота. Многие стремятся перепоручить все воспитателям детского сада. Другие думают, что все пройдет само собой - «вырастит - научится». Конечно, в детском саду ведется обязательная работа с детьми, но кто лучше знает своего ребенка, чем родители, кто может найти самый эффективный подход к нему, кто может проявить любовь и терпение, необходимые в работе с малышом? Родители. Семья должна и может сыграть решающую роль при подготовке к школе.

Интеллектуальная подготовка к школе подразумевает наличие у ребенка знание об окружающем мире, предметах, явлениях. Нужны ли для их накопления специальные занятия. Вы идете вместе в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое молочные продукты - кефир, творог, сметана. Сегодня у вас поездка за город (на дачу, в огород) - нет лучше способа рассказать об овощах и фруктах, обратить внимание на то, как они растут, вспомнить цвет. Хорошо, если это будет не просто рассказ, а ребенок сам выкопает морковку, сорвет огурец, вымоет и отведает их вкус.

Сейчас издается много разнообразных альбомов для раскрашивания, там изображены фрукты, цветы, птицы, домашние и дикие животные, что можно использовать не только для раскрашивания, но и для упражнений по классификации предметов, выделению сходства и различия.

Все дети любознательны, и их потребность в новом следует развивать, тренируя наблюдательность, воображение. Особенно хорошо это удается в процессе рисования, лепки, конструирования, выполнения поделок из природного материала. Вы вернулись с прогулки по лесу, попросите ребенка нарисовать то, что он видел, вылепить из пластилина грибы, лисичку, сыроежку, мухомор. Разберитесь, что общего у них, в чем различия, какие съедобные, а какие нет. Можно рассказать, как заготавливать грибы на зиму: сушить, мариновать, солить. Можно рассказать, как готовят себе грибы на зиму белочка и ежик. Это только один пример. Усвоив и поняв его, вы сможете развить в ребенке наблюдательность и творческое воображение.

Важным источником знаний, механизмов развития познавательной деятельности являются разного рода дидактические развивающие игры.

 

 

               

Просмотров всего: , сегодня:

Игры для подготовки ребёнка к школе.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 17.05.2022

Дата обновления: 17.05.2023

Дата публикации: 17.05.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».