Психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Кризис 7 лет. Одаренность ребенка. Где взять талант?

21.04.2022

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

Кризис 7 лет. Одаренность ребенка. Где взять талант?

 

Скоро наши дети, воспитывающиеся в подготовительных группах,  пойдут в школу. И каждый из нас хотел бы, чтобы дети были как можно лучше подготовлены к школе. А что это значит готовность ребёнка к школе?

 

Выделяют 4 вида готовности к школе:

- Личностная и эмоционально - психологическая готовность (сюда входит эмоционально – волевая, мотивационная готовность);

- интеллектуальная готовность как еще один аспект психологической готовности, но мы выделим ее сегодня отдельно;

- физическая готовность;

- речевая готовность.

 

Что такое психологическая готовность ребенка?

К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно - родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства “Я должен” над мотивом “Я хочу”. К концу дошкольного возраста особое значение приобретает психологическая готовность к учению в школе.

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, эмоционально – волевой сфер и интеллектуальной сферы. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

 

Мотивационная (личностная) готовность

Мотивационная готовность определяет у детей наличие желания учиться. Мотивационная готовность к школе включает в себя

 внутреннюю мотивацию (т. е. ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать),

и внешнюю мотивацию (потому что у него будет новый ранец, или родители пообещали купить велосипед).

Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит«Хочу». Но это «хочу» будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.

Включает в себя:

умение строить отношения с учителем (умение воспринимать учебную задачу);

умение устанавливать контакт со сверстниками (принимать точку зрения другого, умение взглянуть на себя со стороны, умение выслушивать одноклассников, адекватно реагировать на неудачу других);

отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки), к школе, к учителям, к учебной деятельности, желание учиться, получать знания;

умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные).

 

 

 

Эмоционально – волевая готовность

Еще одним компонентом школьной готовности является эмоционально - волевая готовность. Это означает:

-умение ребенка действовать по команде, в соответствии с установленным образцом. Ребенок должен уметь следовать заданным правилам, пренебрегая своими непосредственными желаниями;

- радость ожидания обучения;

- умение управлять своими эмоциями;

-наличие способности подчинять мотивы, управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);

- умение организовать рабочее место и поддерживать порядок на нем;

-сформированная произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания).

Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к “серьезным” занятиям, “ответственным” поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими.

Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение и большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.

Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Здесь уместны совместные чтения художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения.

 

Каким образом можно узнать, что ребенок не готов к школе?

Ребенка считают не готовым к школе, если он:

- настроен исключительно на игру;

- недостаточно самостоятелен;

- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;

- имеет серьезные нарушения речевого развития;

- не умеет общаться со сверстниками;

- не хочет контактировать со взрослыми или наоборот, слишком развязан.

При любом уровне готовности ваш ребенок будет принят в первый класс. Но о возможных последствиях родителям надо думать заранее.

 

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка к школе:

- формирование адекватного поведения;

- установление контактов с учащимися и учителем;

- овладение навыками учебной деятельности.

 

 

Кризис 7 лет совпадает с поступлением ребенка в школу. Это ответственный период для родителей и детей. Меняется социальная обстановка, у ребенка становится больше обязанностей, в частности, появляется необходимость учиться, посещать учебное заведение.

Все это сказывается на поведении, самооценке, характере. Расширяется и круг общения, так как возникает необходимость общаться с одноклассниками, учителями. Меняется и режим дня.

Ребенок вступает в новый для себя жизненный этап. Некоторые дети с удовольствием идут в школу, другие испытывают страх, третьи сопротивляются переменам. Изменившаяся окружающая обстановка накладывает отпечаток и на психологическое состояние уже подросшего малыша.

Раньше рядом все время были мама, папа. Теперь во многих случаях приходится рассчитывать на себя. Это важный период взросления. На психику оказывается сильная нагрузка, сюда добавляется необходимость проводить время на уроках, слушаться учителя, выполнять домашние задания. Свои достижения дети сравнивают с одноклассниками.

Недружелюбным может быть и школьный коллектив. Если ребенка отвергают в группе, то это сильно ударяет по его самооценке.

Задача родителей в период кризиса 7 лет – поддержать ребенка, помочь ему перейти в новый, более сложный жизненный этап.

Прежние меры воздействия и воспитания перестают быть эффективными. Родителям приходится находить новые способы контролировать и управлять ребенком. Вместе с тем, ему предоставляется больше самостоятельности.

Что делать:

Проводить с ребенком больше времени.

Позволить ему самому решать проблемы, к которыми он в состоянии справиться. Это развивает самостоятельность, силу воли, мотивацию.

Показывать свою любовь: поддержкой, объятиями, дружескими разговорами.

Принять, что ребенок имеет собственную личность, он индивидуальность, со своим характером, желаниями.

Уметь выслушать, если ребенок хочет чем-т о поделиться: проблемами или радостью. Не перебивать, а дать ему высказаться.Хочу такой сайт

Не нагружать чрезмерно, оставлять время для игр.

Проводить вместе время.

Если сын или дочь просят помочь с домашними заданиями, то не делать все полностью за них, а подсказать основные моменты.

Воспитывать чувство ответственности – у мальчиков, девочек должны быть свои обязанности, но те, с которыми они в состоянии справиться.

Взрослым надо обсудить единую тактику воспитания. Нельзя, чтобы один баловал, другой ругал, один запрещал, другой разрешал. Ребенок должен четко понимать, что от него хотят.

Недопустимо:

повышение голоса;

критика, если школьник с чем-то не справляется;

физическое насилие.

Все эти факторы негативно скажутся на становлении личности.

 

Важно объяснять подрастающему поколению, что допустимо делать, а что нет, какие существуют правила в обществе, как общаться со сверстниками, учителями.

Также не менее значимо установление и сохранение доверия к родителям. Ребенок не должен бояться сообщить о неприятности, просить совета, помощи.

Особенное внимание уделяется тем детям, у которых родители не живут вместе или находятся в процессе развода. Кризис в этом случае может проходить более ярко и болезненно, так как возникает дополнительный стрессовый фактор.

Основные правила, которые стоит соблюдать:

Не повышать голос. Негативное настроение родителей не должно отражаться на детях.

Объяснять свои требования. Семилетка вполне способен усвоить правила, и он должен понимать, что конкретно от него хотят, а не потому что мама или папа так решили.

Самим не нарушать установленные правила и не изменять те, что установлены для ребенка.

Не ограничивать общение со сверстниками.

Нельзя сравнивать с другими.

Если возникают проблемы в школе, нельзя их игнорировать, надо найти способ помочь.

Относится к младшему школьнику, как ко взрослому.

Если кризис и поведение ребенка выходят из-под контроля, то лучше обратиться к психологу или спросить совета у опытного педагога.

Родители должны всячески демонстрировать свою любовь и уважение к личности подрастающего человека. Однако это не значит, что надо потакать любым его прихотям и выполнять каждое желание. Подрастающая личность должна понимать, что существуют ограничения, но надо дать объяснять, почему именно.

Семилетка находится уже в достаточно осознанном возрасте и способен усвоить многие правила и следовать им.

 

Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка. Где взять талант?

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации.

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

Тот или иной ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам.

Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога.

В качестве одной из причин отсутствия проявлений того или иного вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, а также недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода «допуск» на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая при этом, что существуют дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

   

Выделены следующие виды одаренности:

Дети с общей интеллектуальной одаренностью овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Это позволяет им преуспевать во многих областях знаний.

Академическая одаренность проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам (создает свои проблемы в школе и семье).

Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности ( необходимо, чтобы признавались и уважались в общеобразовательной школе – индивидуальные программы и понимание со стороны учителей).

Творческая одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Дети с творческой одаренностью обладают рядом поведенческих характеристик (которые вызывают отрицательные эмоции у педагогов и окружающих):

- отсутствие внимания к условностям и авторитетам;

- большая независимость в суждениях;

- тонкое чувство юмора;

- отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;

- яркий темперамент.

Социальная (лидерская) одаренность - это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми, это высокая успешность в нескольких областях; это способность понимать, любить, сопереживать, ладить с другими. Эти особенности позволяют быть лидером.. Таким детям характерны:

- интеллект выше среднего;

- умение принимать решения;

- гибкость, приспосабливаемость;

- чувство ответственности;

- уверенность в себе и знание себя;

- настойчивость;

- терпимость и терпение в работе с людьми;

- энтузиазм;

- умение ясно выражать мысли и т.д.

Практическая одаренность (выделяет психолог Йельского университета Роберт Стернберг) – знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать это знание.

По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

·         актуальную одаренность;

·         потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими показаниями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой. В данном случае, безусловно, речь идет не только об учебной, а о широком спектре различных видов деятельности.

Потенциальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала зависит от наличия или отсутствия ряда неблагоприятных причин (трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация и т.д.).

Как выявить талант?

По мнению психологов, дошкольный возраст – наилучший период для развития способностей. В это время нужно использовать все, что окружает малыша: вещи, игры, ситуации. Пусть ребенок пробует заниматься всем, что ему интересно, а детям интересно практически всё. Ничего страшного, если сегодня малыш с удовольствием поет, танцует или рисует, а потом внезапно теряет интерес к этим занятиям и начинает увлеченно строить из кубиков дома или вырезать из бумаги замысловатые фигурки. Если он не  пробует, то как сможет узнать, что ему нравится, а что – нет? Главное, чтобы любая деятельность была добровольной и приносила ребенку радость, чтобы успехи вызывали гордость и вдохновляли его на совершенствование полученных навыков. Тогда и будет видно, к чему больше имеет склонности ребенок.

Как и в каком направлении развивать наклонности ребенка – задача родителей. Если не создавать ребенку условия для совершенствования определенных качеств, то со временем они пропадут. Это можно делать, поддерживая стремления малыша, предлагая ему разнообразные темы для игр.

Очень важно всячески поощрять ребенка: высказывать гордость за него, интересоваться всем, что он делает, способствовать демонстрации его способностей окружающим.

Для серьезного развития необходимы специалисты, поэтому надо записать любимое чадо на дополнительные занятия, курсы или в кружки.

При возможности родителям нужно обогащать понимание предмета: общаться с людьми, достигшими определенных успехов в этом деле.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 21.04.2022

Дата обновления: 21.04.2022

Дата публикации: 21.04.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».