Логопедический практикум для родителей "Игры со звуками"

26.01.2022

Логопедический практикум для родителей "Игры со звуками"

 

 

Цель: продемонстрировать игры, способствующие формированию звукового анализа и синтеза

Ответственные:

учителя-логопеды: Кучеренко Ольга Александровна, Чередова Ирина Николаевна

            педагог-психолог: Лизогуб Анастасия Александровна

Место проведения: музыкальный зал.

Участники: родители и дети, которые посещают подготовительную группу.

 

Уважаемые родители, полагаем, что каждый из вас хочет, чтобы его ребёнок говорил правильно, красиво и грамотно. Развитие речи начинается в раннем возрасте, но не следует забывать, что оно продолжается у детей и сейчас. Пока дети не пошли в школу их основным видом деятельности является игра, поэтому сейчас вам будут предложены различные варианты интересных игр, способствующих развитию навыков правильного звукопроизношения, закреплению звуков в речи, развитию речевого слуха ребёнка.

У многих детей вызывает сложности проведение звукового анализа слов. Возможно, вы замечали, что, несмотря на то, что ваш ребёнок произносит правильно многие или все звуки, ему бывает сложно сказать какие-либо слова, даже если вам они не кажутся такими уж сложными. Это может быть связано с тем, что у детей ещё не в полной мере развиты навыки звукового анализа и синтеза. И сейчас мы с вами сыграем в несколько игр, способствующих развитию данного навыка.

 

«Красный-зелёный».

Материалы для игры: флажки, карточки или предметы красного и зелёного цвета.

Взрослый показывает предмет или картинку и чётко произносит название. Затем взрослый проговаривает несколько вариантов схожих звукосочетаний. Если ребёнок услышит правильное название, он поднимает зелёный флажок/карточку, если нет – красную. Можно упростить игру, прося ребёнка только хлопать, когда он услышит нужное слово.

Банан – бабан – бабам – Вован – банан – панам – банан – баман – паман – банан – маман – бабам - банан

 

«Какое слово лишнее?»

Взрослый отчётливо произносит четыре слова, а ребёнок должен указать, какое слово отличается от других.

ком-ком-кот-ком    бак-бал-бак-бак    булка-будка-будка-будка

балка-балка-булка-балка    канава-канава-какао-канава

 

«Где спрятался звук?»

Взрослый загадывает звук и объясняет ребёнку, что он может находиться в начале, середине или конце слова. Далее взрослый называет слова с загаданным звуком и просит определить положение звука в слове.

 

«Поймай звук»

Взрослый загадывает звук и произносит ряд звуков, слогов, слов. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит заданный звук, слог или слово с ним.

М: а – н – п – р – к – м – п – м – н – в – ы – м – у – н – м

В: па – да – фа – ва – во – ку – гу – ав – ро – ву – за – ша

Р: лак – рак – мак – раб – вар – нос – сор – шут – бук – бур

 

 

«Что в середине?»

Я уже упоминала, что звуки могут находиться в начале, середине и конце слова. Для этой игры нужны будут слова из трёх звуков. Взрослый чётко медленно называет слово и просит ребёнка сказать, какой звук находится в середине.

Кот – дуб – бак – ива – нос – пар – пир – бык – ещё – шок – щит – зов – ежи

 Хочу такой сайт

«Слово из звуков»

Взрослый по отдельности произносит звуки, а ребёнок должен назвать всё слово целиком.

М-а-к    ш-о-в     р-у-к-а     о-к-н-о     м-а-ч-т-а     к-о-р-п-у-с

Игра усложняется по мере увеличения количества звуков в словах. Ни в коем случае не называть звуки как буквы (эм, эн, ка, пэ, эр)!

Вот такие игры можно предложить детям для развития их слухового внимания.

Для развития интонационной выразительности речи можно поиграть в такую игру: взрослый называет слово и просит ребёнка произнести его громко или тихо, с вопросительной интонацией или восклицательной, как бабушка, дядя, девочка, мама и т.п.

Теперь перейдём к играм, которые развивают навыки звукопроизношения, согласования слов во фразе, связную речь.

 

«Угадай»

Вариант 1. Взрослый загадывает любой предмет в пределах видимости и даёт его подробное описание. Когда ребёнок отгадывает, что это, игроки меняются местами.

Вариант 2. Взрослый загадывает предмет, а ребёнок задаёт наводящие вопросы (большое/маленькое, какого цвета, формы, стеклянное, деревянное, тканевое или железное и т.п.).

 

«Магазин»

«Покупатель» задаёт звук, на который дети придумывают слова-товары. Чей товар понравится «покупателю», тот становится водой.

 

«Посчитай»

Многие дети не могут правильно согласовать числительные с существительными. Попросите ребёнка посчитать любые предметы от одного до пяти, помогая ему в случае затруднений.

 

«По дороге в детский сад»

Попросите ребёнка придумать фразу со словами с указанным звуком. Например, вы загадали звук [ж] и даёте ребёнку образец: «По дороге в детский сад я хотел увидеть журавля, а увидел лужу». Далее ребёнок сам должен попробовать придумать похожую фразу. Как образец можно ещё использовать следующую фразу: «Я хотел съесть …, а съел…» или «Я хотел купить..., а купил...».

 

 

«Придумай сказку/рассказ»

Взрослый называет ребёнку три слова и просит придумать смешную историю или сказку. Слова при этом должны быть использованы в том порядке, в котором они назывались. Можно использовать картинки и игрушки для облегчения задачи.

 

«Скороговорки»

Сказать правильно и быстро скороговорку может даже не каждый взрослый. Когда ребёнок рассказывает скороговорку главное вовсе не быстрота, а точность и чёткость произнесения звуков, поэтому все скороговорки сначала проговариваются медленно, а потом уже можно играть в игру «Кто быстрее».

Муха в ухо хохотала, хохотала да упала.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Перепел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы недорыла.

Вот какие простые и не очень простые, но интересные игры, помогут вашему ребёнку научиться чётко, красиво и правильно говорить.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.04.2022

Дата обновления: 06.04.2022

Дата публикации: 26.01.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».