26.01.2022
Логопедический практикум
для родителей "Игры со звуками"
Цель: продемонстрировать игры,
способствующие формированию звукового анализа и синтеза
Ответственные:
учителя-логопеды:
Кучеренко Ольга Александровна, Чередова Ирина Николаевна
педагог-психолог: Лизогуб Анастасия
Александровна
Место
проведения: музыкальный зал.
Участники: родители и
дети, которые посещают подготовительную группу.
Уважаемые родители,
полагаем, что каждый из вас хочет, чтобы его ребёнок говорил правильно, красиво
и грамотно. Развитие речи начинается в раннем возрасте, но не следует забывать,
что оно продолжается у детей и сейчас. Пока дети не пошли в школу их основным
видом деятельности является игра, поэтому сейчас вам будут предложены различные
варианты интересных игр, способствующих развитию навыков правильного
звукопроизношения, закреплению звуков в речи, развитию речевого слуха ребёнка.
У многих детей
вызывает сложности проведение звукового анализа слов. Возможно, вы замечали,
что, несмотря на то, что ваш ребёнок произносит правильно многие или все звуки,
ему бывает сложно сказать какие-либо слова, даже если вам они не кажутся такими
уж сложными. Это может быть связано с тем, что у детей ещё не в полной мере
развиты навыки звукового анализа и синтеза. И сейчас мы с вами сыграем в
несколько игр, способствующих развитию данного навыка.
«Красный-зелёный».
Материалы для игры: флажки, карточки или предметы красного и
зелёного цвета.
Взрослый показывает предмет или картинку и
чётко произносит название. Затем взрослый проговаривает несколько вариантов
схожих звукосочетаний. Если ребёнок услышит правильное название, он поднимает
зелёный флажок/карточку, если нет – красную. Можно упростить игру, прося
ребёнка только хлопать, когда он услышит нужное слово.
Банан – бабан – бабам – Вован – банан – панам
– банан – баман – паман – банан – маман – бабам - банан
«Какое слово лишнее?»
Взрослый отчётливо произносит четыре слова, а
ребёнок должен указать, какое слово отличается от других.
ком-ком-кот-ком
бак-бал-бак-бак булка-будка-будка-будка
балка-балка-булка-балка
канава-канава-какао-канава
«Где спрятался звук?»
Взрослый загадывает звук и объясняет ребёнку,
что он может находиться в начале, середине или конце слова. Далее взрослый
называет слова с загаданным звуком и просит определить положение звука в слове.
«Поймай звук»
Взрослый загадывает звук и произносит ряд
звуков, слогов, слов. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит заданный звук,
слог или слово с ним.
М: а – н – п – р – к – м – п – м – н – в – ы –
м – у – н – м
В: па – да – фа – ва – во – ку – гу – ав – ро
– ву – за – ша
Р: лак – рак – мак – раб – вар – нос – сор –
шут – бук – бур
«Что в середине?»
Я уже упоминала, что звуки могут находиться в
начале, середине и конце слова. Для этой игры нужны будут слова из трёх звуков.
Взрослый чётко медленно называет слово и просит ребёнка сказать, какой звук
находится в середине.
Кот – дуб – бак – ива – нос – пар – пир – бык
– ещё – шок – щит – зов – ежи
«Слово из звуков»
Взрослый по отдельности произносит звуки, а ребёнок
должен назвать всё слово целиком.
М-а-к
ш-о-в р-у-к-а
о-к-н-о м-а-ч-т-а к-о-р-п-у-с
Игра усложняется по мере увеличения количества
звуков в словах. Ни в коем случае не называть звуки как буквы (эм, эн, ка, пэ,
эр)!
Вот такие игры можно предложить детям для
развития их слухового внимания.
Для развития интонационной выразительности
речи можно поиграть в такую игру: взрослый называет слово и просит ребёнка
произнести его громко или тихо, с вопросительной интонацией или восклицательной,
как бабушка, дядя, девочка, мама и т.п.
Теперь перейдём к играм, которые развивают
навыки звукопроизношения, согласования слов во фразе, связную речь.
«Угадай»
Вариант 1. Взрослый загадывает любой предмет в
пределах видимости и даёт его подробное описание. Когда ребёнок отгадывает, что
это, игроки меняются местами.
Вариант 2. Взрослый загадывает предмет, а
ребёнок задаёт наводящие вопросы (большое/маленькое, какого цвета, формы,
стеклянное, деревянное, тканевое или железное и т.п.).
«Магазин»
«Покупатель» задаёт звук, на который дети
придумывают слова-товары. Чей товар понравится «покупателю», тот становится
водой.
«Посчитай»
Многие дети не могут правильно согласовать
числительные с существительными. Попросите ребёнка посчитать любые предметы от
одного до пяти, помогая ему в случае затруднений.
«По дороге в детский сад»
Попросите ребёнка придумать фразу со словами с
указанным звуком. Например, вы загадали звук [ж] и даёте ребёнку образец: «По
дороге в детский сад я хотел увидеть журавля, а увидел лужу». Далее ребёнок сам
должен попробовать придумать похожую фразу. Как образец можно ещё использовать
следующую фразу: «Я хотел съесть …, а съел…» или «Я хотел купить..., а
купил...».
«Придумай сказку/рассказ»
Взрослый называет ребёнку три слова и просит
придумать смешную историю или сказку. Слова при этом должны быть использованы в
том порядке, в котором они назывались. Можно использовать картинки и игрушки
для облегчения задачи.
«Скороговорки»
Сказать правильно и быстро скороговорку может
даже не каждый взрослый. Когда ребёнок рассказывает скороговорку главное вовсе
не быстрота, а точность и чёткость произнесения звуков, поэтому все
скороговорки сначала проговариваются медленно, а потом уже можно играть в игру
«Кто быстрее».
Муха в ухо хохотала, хохотала да упала.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Перепел перепёлку и перепелят в перелеске
прятал от ребят.
Свинья тупорыла весь двор перерыла, вырыла
полрыла, до норы недорыла.
Вот какие простые и не очень простые, но
интересные игры, помогут вашему ребёнку научиться чётко, красиво и правильно
говорить.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.04.2022
Дата обновления: 06.04.2022
Дата публикации: 26.01.2022