16.03.2022
Консультация для родителей
«Роль сюжетно – ролевой игры
в развитии детей дошкольного возраста»
«Игра — это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире. Игра — это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности».
(Сухомлинский В. А)
Дошкольное детство –
это самый важный период становления личности. В эти годы ребёнок получает
первоначальные знания об окружающей жизни, у него сформировываются определённые
отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного
поведения, складывается характер.
Основной вид деятельности детей
дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы
ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
Кроме того, игра – это своеобразный,
свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются и
развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в
его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии
развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое
место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми
- это творческие или сюжетно – ролевые игры. В них дети производят в ролях всё
то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок
начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать
действия и поступки своих товарищей свои собственные.
Для осуществления замысла
сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые
помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой
нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его
воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее
они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.
Сюжетно-ролевые игры
позволяют ребёнку уточнить, углубить, расширить свои знания, развить себя как
личность и приобрести первый
опыт разнообразного взаимодействия с окружающими его людьми, как с взрослыми,
так и со своими сверстниками. Совместный труд воспитателей и родителей
закрепляет положительные основы для дальнейшего всестороннего развития личности
ребёнка.
Таким образом, следует помнить, что сюжетно – ролевая игра способствует
всестороннему развитию ребёнка дошкольного возраста.
С помощью ролевой игры ребенок познает мир человеческих отношений и то, как он
их познает, зависит от родителей в целом. И особенную роль играет в этом отец,
способный стать полноценным участником игры, умеющий передавать свой житейский
опыт и воспитывать нравственность в простой форме. Уверены все они вам в тот
или иной момент встречались, но вы возможно почему-то про них забыли. Ведь
исторически ролевые игры были самыми первыми играми! Они появились, вероятно,
еще в древнем мире, из-за необходимости общения и понимая детьми взрослых.
На вопрос, сколько времени стоит играть с ребенком в сюжетно-ролевые игры,
психологи ответят: «столько, сколько ему нужно». Не нужно думать, что над вами
издеваются, психолог прав: каждый ребенок индивидуален. Нет готовых положений о
том, сколько и в какое время, до или после еды играть с ребенком. Однако
нетрудно понять в какой момент ребенок наигрался, а когда не доиграл и только потом
уже делать вывод: стоит изменять ситуацию в игре или нет.
Задача родителей – обеспечить ребёнку уверенность и эмоциональный
комфорт в разных видах деятельности, с разными по возрасту
детьми (очень часто таким детям легче подружиться с младшими и
почувствовать в себе силу и уверенность на их фоне). А главное помните, эта
проблема разрешима, начинайте раньше её решать, вам же легче будет в будущем.
• Ребенок стремится подражать
взрослому, ведь именно взрослый является для него источником информации о мире
людей. Расширяйте круг общения малыша, сообщайте ему не только что-то новое для
него, но и новое об уже известном, освоенном. (например, ребенок уже знает что
в кастрюле варят суп, а новым для него станет, что его нужно помешивать, чтобы
он не выкипел.)
• После прогулки, предложите
малышу отразить в рисунке свои впечатления об увиденном, и Вы увидите с каким
удовольствием ребенок будет рисовать.
• Интересуйтесь играми малыша.
Если ребенок бесцельно катает одну и ту же машинку, не заботится о кукольном
уголке, то это значит, что у него не сформированы игровые умения. Помогите
ребёнку, покажите
новые игровые действия (нагрузить в машинку кубики, затем довезти их до места и
разгрузить машину; как ухаживать за куклой, что можно делать с новыми игрушками
и т. д.)
• Во
время игры спрашивайте ребенка, во что он играет, обращайте внимание, какие
роли ему интересны: мамы, дочки, повара, шоферы и другие. Помогайте ему
советом, поиграйте вместе с ним, чтобы игра не стояла на месте, а развивалась и
увлекала ребенка.
• Показывайте
ребенку мир вокруг, совершайте специальные прогулки, например, к зданию театра,
к спорткомплексу, к различным памятникам, к реке и т. д. Все увиденное вокруг
обогатит его впечатления, эмоции, знания.
• Ребенку
необходимо общение со сверстниками. Приглашайте его друзей к себе домой,
устраивайте детские праздники с продуманной программой детского активного
отдыха. Такой праздник надолго запомнится всем, доставит детям радость, даст
возможность насладиться хорошим семейным отдыхом.
Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами
представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности,
способной находить выход из критического положения, принимать решение,
проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в
будущей жизни.
Очень часто мы,
родители, забываем, что это наши дети и именно нам с ними, а не развлекательным
центрам и современным гаджетам, нужно играть. Так давайте проводить больше
времени с детьми, играть с ними, и не забывать о важности сюжетно-ролевой игры
в развитии ребенка.
Воспитатели
старшей группы №15
Халюткина Е.В., Гусева Л.И.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.03.2022
Дата обновления: 17.03.2022
Дата публикации: 16.03.2022