Учимся говорить выразительно

28.02.2022

Учимся говорить выразительно

«Хотя письменное искусство

и очень разнообразно грамматически.

Оно совершенно беспомощно,

когда речь идёт об интонации.

Так, например, есть 50 способов сказать

«ДА» и 500 способов сказать «НЕТ».

В то время как написать это слово

можно только один раз».

Бернард Шоу

Сегодня мы поговорим о выразительности речи и о том, как же научить

этому наших детей.

Выразительность речи – это умение передавать в речи оттенки чувств и мыслей. В устной речи средствами выразительности могут быть интонация,

жесты, мимика, пауза, тон и тембр голоса.

Выразительность речи – это сложный комплекс, включающий в себя несколько выразительных средств звучащей речи:

·       Интонация – это изменение силы голоса. Тон может быть высоким, низким или средним. Он может повышаться или понижаться в зависимости от речевой ситуации.

·       Тембр – это окраска нашего голоса, умение изменять окраску голоса при передаче чувств и эмоций: радости, грусти, удивления и т.п. Для закрепления умения использовать в речи основные средства интонирования (высоту, силу голоса и т. д.) можно использовать различные стихотворные тексты.

·       Темп – ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками. В нашей речи определяются три основных темпа: нормальный, быстрый и медленный.

Прочтите, пожалуйста, скороговорки меняя темп.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (быстро)

Новых друзей наживай, а старых не теряй. (медленно)

Старый друг, лучше новых двух. (умеренно)

·         Ритм – равномерное чередование ударных и безударных гласных,

образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств:

долготы и краткости, повышение и понижения голоса. Темп и ритм речи находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Для тренировки чувства ритма полезно использовать упражнения «Прохлопай, как я», «Потопай как я», «Постучи как я». Также для лучшего усвоения чувства ритма полезно использовать считалки, различные пальчиковые упражнения, где взаимосвязаны речь и движения.

·       Фразовое ударение – выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов. Именно фразовое ударение несет работу по передаче смысла. (Помните? Известная фраза из м/ф «Казнить нельзя помиловать»). Хорошо тренироваться на стихах, так как именно стихи определяют где нужно сделать паузу (строчку прочитал-остановился) Если ребёнок научится хорошо выдерживать паузы, соблюдать правильную интонацию, то это уже будет верный признак красивой речи.

·       Логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.

Прочтите три предложения. Интонационный центр в них выделен.

Ты нашел щенка? (Здесь самое главное, что щенка нашел ты, а не кто-нибудь другой.)

Ты нашел щенка? (Здесь главное, что кто-то щенка нашел, а не купил и ему его не подарили.)

Ты нашел щенка? (здесь главное, что нашли именно щенка, а не кошку или кого-то еще)

·       Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый, мрачный и т.д.

Мимика – выразительные движения мышц лица, являющиеся проявлением тех или иных чувств, настроений человека.

Игровые упражнения на развитие мимики

1. Брови поднять – удивились

2. Брови сдвинуть – нахмурились, обиделись.

3. Показать, что вы кушаете? Покажите мимикой.

-       вы кушаете сладкое яблоко.

-       вы откусили кислый лимон.

-       вы наслаждаетесь сочной грушей.

Сделать речь ребёнка более выразительной помогут и следующие упражнения.

Прочитайте ребёнку с выражением стихотворение, в котором приведены «высказывания» различных животных, говоривших разными голосами:

– Кто сломал в лесу малину? –

Тонко заяц пропищал.

Ушки зайца шевелились,

Он от страха весь дрожал.

 
 

– Кто таскал наш мёд из улья? –Хочу такой сайт

Дружно пчёлы прожужжали.

Что же бедным пчёлам думать

Съеден мёд, а кем – не знают.

– Кто болото взбаламутил? –

Громко квакнула лягушка.

Из воды болотной мутной

Чуть видна её макушка.

 
 

– Кто тут чем-то недоволен? –

Грозный рык в лесу раздался.

– Я поел малинки вволю!

На полянке я топтался!

 

Предложите ребёнку вставлять одну и ту же повторяющуюся фразу в стихотворение, используя разные интонации:

Проснулся утром Вадик

И поспешил узнать,

На маму хитро глядя:

– Пойдём с тобой гулять?

 
 

Когда они поели,

То Вадик стал играть.

Сказал, закончив дело:

– Пойдём с тобой гулять!

И мама отвечала:

– Ну что ж, не будем ждать.

Уж коли обещала

– Пойдём с тобой гулять!

 

 

«Футбол»

Произнесите текст упражнения с указанной интонацией.

Сказала тётя: «Фи, футбол!» (презрительно)

Сказала мама: «Фу, футбол!» (недовольно)

Сестра сказала: «Ну, футбол!» (с сомнением)

А я ответил: «ВО!, футбол!» (с одобрением)

 

«Поезд»

Передайте с помощью интонации движение поезда.

Произносите текст сначала медленно – поезд начинает движение, отходит от станции. Потом постепенно ускоряйте темп – поезд набирает ход, идет на полной скорости.

Вагоны вперед покатились как мячики:

Так-чики,                Так-чики,

Так-чики,                Так-чики!

Таким образом, одна и та же фраза может звучать по-разному: быстро и медленно, высоким или низким тоном, громко или тихо, радостно или грустно.

Дети чётко улавливают оттенки настроения взрослых. По тону вашего голоса, по интонации ребёнок может легко определить ваше отношение к нему, к происходящему, почувствовать напряжение, радость, огорчение. Естественно, ребёнок хорошо понимает и различает, когда вы разговариваете с ним заинтересованно, а когда – формально. Реакция ребёнка на ваши слова также будет либо искренней, либо формальной. Если вы только делаете вид, что слушаете какой-то рассказ, описание, впечатления малыша, то ребенок постарается побыстрее закончить, пробормотать то, что собрался рассказывать, и замкнётся.

Чаще общайтесь с ребёнком, показывайте, что сопереживаете ему, хотите понять его – и тогда он полностью раскроется перед вами, вы узнаете, что чувствует ваш малыш, о чем думает, почему он решил вам довериться.

От того, как вы будете разговаривать с ребёнком, насколько интонационно выразительна, мелодична, эмоционально окрашена будет ваша речь, зависит и качество речи малыша. В норме ребёнок шестого года жизни различает вопросительную, побудительную, повествовательную интонации, может передавать голосом оттенки чувств, эмоций.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 01.03.2022

Дата обновления: 01.03.2022

Дата публикации: 28.02.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».