Консультация для родителей "О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье"

21.01.2022

О ценности игрового и речевого общения с ребенком в семье

 

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст - этап активного речевого развития.   Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Может показаться, что речь маленького ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых. На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, малыш учится понимать то, что говорят окружающие. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев.

Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. 

Взрослые должны говорить правильно, не искажать слова, четко произносить каждый звук, не «съедать» слоги и окончания слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искажённо («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги» и т. д.). Особенно чётко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Приучайте ребенка смотреть прямо на говорящего, чтобы он перенимал артикуляцию взрослых. Если ребёнок заменяет один звук другим, его надо исправлять.

Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад, и именно роль семьи в речевом развитии ребенка особенно значима: все усилия педагогов без помощи родителей будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Предлагаем поиграть с детьми в игры на закрепление различных речевых навыков.

 

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

 

• «Помогаю маме»

Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики.

 

• "Волшебные палочки"

Дайте малышу счетные палочки или зубочистки. Пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

 

• "Какие слова живут в борще? В винегрете?"

 

• "Угощаю"

Вспомните вкусные слова и угостите друг друга. Ребенок называет "вкусное" слово и "кладет" вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все "вкусные» слова не "съедите". Можно поиграть в "сладкие", "кислые", "соленые", "горькие" слова.

 

• "Приготовим сок"

Из яблок сок. (яблочный); из груш. (грушевый); из слив. (сливовый); из вишни. (вишневый); из моркови, лимона, апельсина и т. п. Справились?А теперь наоборот: апельсиновый сок из чего?

Игры, в которые можно играть по дороге в детский сад (из детского сада):

 

• "Я заметил"Хочу такой сайт

Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем, какие они:

-Вот почтовый ящик, он синий.

-Я заметил кошку, она пушистая.

Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

 

• "Волшебные очки"

Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится красным (зеленым, синим и т. п.). Надень волшебные очки и скажи какого цвета всё вокруг стало (красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор).

 

• "Доскажи словечко"

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей. (чирикает). Сова летает, а заяц. (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади. (жеребенок).

 

• "Упрямые слова"

Расскажите ребенку, что есть на свете "упрямые" слова, которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пианино, метро). "Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто ". Задавайте вопросы и следите, чтобы ребёнок не изменял слова в предложениях - ответах.

 

• "Игра с мячом"

Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук "ж". Если в слове этого звука нет, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга.

 

• "Лягушка"

Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь "а",

На другие звуки опускаешь низко руки.

Формирование правильной речи зависит от окружения. И от того, как вы, родители говорите, сколько внимания уделяете речевому общению с ребёнком, во многом зависит его успех в освоении языка.

 

Дорогие родители, желаем вам терпения и успехов в воспитании ваших детей!

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 31.01.2022

Дата обновления: 22.04.2022

Дата публикации: 21.01.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».