28.12.2021
Консультация
для родителей: "Развитие цветовосприятия детей младшего дошкольного
возраста
через
нетрадиционные дидактические игры"
Дошкольное
образование является в нашей стране первой ступенью в системе образования.
Именно в этот период необходимо заложить основы всего того, что понадобится
ребёнку для успешного обучения в детском саду, школе и в целом для
дальнейшей жизни.
Мы все
хотим, чтобы наши дети были лучше нас- красивее, талантливее, умнее. Природа
подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше- они
будут радовать нас, удивлять и восхищать. До самореализации- долгий путь, но
есть один короткий и очень важный период-детство.
Начиная с
самого раннего возраста ребёнок активно познаёт окружающий мир, исследуя всё
происходящее вокруг. Именно поэтому в этот период следует начинать сенсорное
развитие ребёнка. Это прежде всего развитие его восприятия и формирование
представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении
в пространстве. Для развития сенсорных способностей ребёнка важно чтобы
окружающий мир был обогащён развивающей предметной средой; правильно подобраны
пособия и игры, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные и слуховые ощущения.
Недаром говорят ,что ранний возраст –«золотая пора» развития сенсорики у детей.
Именно мы – взрослые должны создать условия для разностороннего развития
личности. Главными помощниками для педагогов и родителей в этом обучающем
процессе являются дидактические игры, занимающие важнейшее место в жизни самого
ребёнка. Они помогают ребёнку научиться наблюдать и выделять характерные
признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи.
В данной
публикации я хотела бы уделить особое внимание вопросу развития чувства цвета у
детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных дидактических
игр, сделанных своими руками из бросового материала. Считаю эту проблему
актуальной и насущной. Так как цвет- одно из наиболее глубоких и красочных
выразительных средств. «Цвет- это яркая сторона детства!» И это действительно
так! Он оказывает на ребёнка огромное эмоциональное воздействие. Радостная
гамма цветов поднимает настроение. Холодный цвет успокаивает. Цвет может
оказаться и раздражителем, если мы педагоги вместе с родителями не откроем его
детям; не научим видеть в предметах цветовое разнообразие. Используя
карандаши и краски дети могут передавать своё отношение к происходящему,
чувства, переживания; начинают замечать красоту окружающего мира. Главное и
необходимое условие для вас- родителей и для педагогов – это систематически и
последовательно знакомить детей дошкольного возраста с цветом окружающих
предметов и явлений; чтобы они могли свободно ориентироваться в цветовом богатстве,
и использовать всю цветовую палитру в своем изобразительном
творчестве. Как уже было отмечено раннее - цвет служит мощным стимулятором
эмоционального и интеллектуального развития детей. Ребёнок и цвет – вещи
взаимосвязанные; поэтому цвет для ребёнка- особая «палочка- выручалочка» в
любых ситуациях. Всё это побудило использовать цветотерапию, как оригинальный
метод, для работы с детьми в дошкольных учреждениях.
Игра -
основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, поэтому как я уже подчёркивала
весь обучающий процесс строиться на основе игры.
Существуют
традиционные дидактические игры (игры с предметами, настольно- печатные,
словесные) т.е. купленные в магазине; и нетрадиционные (игры- тренажёры), сделанные
своими руками из бросового материала, а это: пробки от пластиковых бутылок;
разного размера «петельки» от бутылок из под растительного масла; шнурки;
ленты-липучки; атласные ленты; куски ткани, линолиума и т.д.; предназначенные в
первую очередь для развития мелкой моторики руки ребёнка. А также для
знакомства с сенсорными эталонами: величина, форма, цвет.
Сегодня в ассортименте магазинов предоставлено большое
количество всевозможных развивающих игр. Но когда дело доходит до покупки игры
для детей 2-3 лет, родители часто сталкиваются с рядом проблем: несоответствие
данной игрушки возрасту ребёнка; направленности какой хотелось бы родителям, а
также цены, как правило на такие игрушки часто доступны не всем родителям. А
ведь одной игры для малыша мало, ему нужно развиваться в разных направлениях.
Но вполне можно сделать в домашних условиях серию простых, доступных и
интересных развивающих игр своими руками, затратив на это совсем немного
времени и средств. Сейчас семейные поделки стали редкостью, а раньше это было
хорошим и полезным времяпрепровождением для многих семей.
Рассмотрим
некоторые варианты игр на развитие чувства цвета, которые можно сделать
родителям вместе со своими детьми, а потом обыграть их в повседневной жизни. И
вы увидите, дорогие родители, с каким вниманием, любовью и благодарностью
малыши будут заниматься этим увлекательным делом вместе с вами. И всё это
пойдёт только на пользу вашему малышу!
1. Сенсорная клавиатура».
Цель: развивать внимание, память, учить различать цвета, геометрическую форму;
тактильные ощущения.
Материал: старая клавиатура. Наклеить из самоклейки
разноцветные квадратики ,круги; крупу.
2. «Подбери зонтик к капельке».
Цель: упражнять
детей в сопоставлении, сравнении по цвету, выделении и назывании цвета
предмета.
Материал: картонные
карточки с рисунками зонтиков и капелек соответствующих цветов.
3.«Укрась бабочку».
Цель: учить различать цвета, развивать моторику рук
путём откручивания и закручивания крышек от пластиковых бутылок.
Материал: куски линолиума; самоклейка, горлышко от бутылок
из под сока, крышки ,картинка бабочки.
4. «Игры с прищепками».
Цель: закрепить знание основных цветов; развивать моторику
рук.
Материал: разноцветные бельевые прищепки; картонные силуэты
солнца, рыбки, ёлки, домика тучки, зайчика и т.д.
5. «Сухой бассейн».
Цель: упражнять в цветоразличении; развивать моторику рук.
Материал: небольшой таз, наполненный разноцветными крышками от
пластиковых бутылок или шариками.
6. «Цветной дождь».
Цель: учить различать теплые и холодные оттенки цвета.
Материал: разноцветные атласные ленты, прикреплённые к обручу
или шатёр из лент.
7. «Кто в домике живёт?
Цель: закреплять
основные цвета, учить распределять предметы в соответствии с цветом домика.
Материал: картонные силуэты разноцветных домиков, предметы-
картинки тех же цветов. Подбирать соответствующие.
8. «Цветик - Семицветик».
Цель: расширять
представления детей о последовательности цветов в радуге; помочь запомнить эти
цвета.
Материал: силуэт цветка из куска линолиума или из картона. Самоклейка
разных цветов.
9. «Гномики».
Цель: формировать умение обследовать предметы( гномики,
выделяя цвет их одежды: шарфиков, шапочек )
Материал: пустые бутыли из под молока; наклеить глаза
,разноцветную одежду .Сравнить.
10.
«Весёлые
червячки».
Цель: учить различать цвета, создавать радостное
настроение.
Материал: старые
детские цветные носки . Наклеить из бумаги глаза ,нос язык. Это-червячок Кузьма.
В гости к
нам пришёл не зря,
У него
большие глазки,
И улыбка
хоть куда. Отгадает без подсказки Червячок Кузьма все сказки.
Поиграть он с вами рад. Рассмешит всех он ребят!
11.
«Достань
предмет из воды»
Цель: учить малыша вылавливать предметы из воды и
перекладывать их в стаканчик определённого цвета . Развивать координацию
движений, мелкую моторику. Материал: тазик с водой; предметы
и стаканчики разных цветов.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 10.01.2022
Дата обновления: 10.01.2022
Дата публикации: 28.12.2021