21.11.2023
Развитие
межполушарного взаимодействия
Человеческий
мозг устроен таким образом, что каждое полушарие имеет свою специализацию. В
частности, левое полушарие отвечает за логическое и аналитическое мышление,
способности к языкам и математике, восприятие устной и письменной речи,
запоминание фактов, контроль правой половины тела. Правое полушарие
обрабатывает невербальную информацию, отвечает за пространственную ориентацию,
музыкальные способности, воображение, творческую деятельность, параллельную
обработку информации и контроль левой половины тела. Интеллект человека
основан, прежде всего, на согласованной работе обоих полушарий.
По определению одного
из ведущих нейропсихологов нашей страны Е.Д. Хомской «межполушарное
взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в
единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием
как генетических, так и средовых факторов».
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?
Происходит неправильная обработка
информации и у ребенка возникают сложности в обучении:
ü
проблемы в письме,
ü
проблемы в устной речи;
ü
в запоминании информации;
ü
в счете как в письменном, так и в устном;
ü
в целом восприятии учебной информации.
Признаки
несформированности межполушарного взаимодействия:
v
зеркальное написание букв и цифр;
v
псевдолеворукость;
v
логопедические отклонения;
v
неловкость движений;
v
агрессия;
v
плохая память;
v
отсутствие познавательной мотивации;
v
инфантильность.
Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?
Причин может быть
много, вот несколько из них:
болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
родовые травмы;
болезни ребёнка в первый год;
длительный стресс;
общий наркоз;
малоподвижный образ жизни
Как и зачем развивать межполушарные связи?
Мозг человека состоит
из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое
полушарие, у кого-то правое, а самый хороший вариант, когда функционируют оба
полушария головного мозга.
Левое полушарие мыслит
логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и
то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные
связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет
интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и
восприятие.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Ранний и дошкольный
возраст – период активного развития мозговых структур. Предлагаемые игры на
развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют
улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей,
педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно
концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности
на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Для
формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного
возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только
скоординируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию
мышления ребенка. Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.
Игры для развития межполушарного
взаимодействия у дошкольников
Как развивать
межполушарные связи у детей? Существует огромное количество игр и упражнений
для детей, начиная уже с 2-х летнего возраста. Вот некоторые примеры игр.
Игры для развития межполушарного
взаимодействия детей
от 2 лет и старше.
Игры на развитие и
тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия,
т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного
познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.
Задачи игр:
·
Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания,
зрительно-моторную координацию.
·
Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.
ВАЖНО!!!
ВО ВСЕХ ИГРАХ ДЕЙСТВИЯ
ВЫПОЛНЯЮТСЯ СНАЧАЛА ОДНОЙ РУКОЙ, ЗАТЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДРУГОЙ РУКОЙ.
Приготовьте: две миски, фасоль и горох,
ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).
Инструкция:
Ляля хочет кушать,
давай её накормим. Посмотри (показ
действия).
Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в
руке», далее содействовать самостоятельному выполнению).
Важно не просыпать
крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца!
Затем выполнить другой рукой для другого
персонажа игры.
Вариант № 1
Пересыпания гороха и фасоли столовой
ложкой из одной мисочки в другую.
Начинаем с минимального объема 4
столовых ложек и в течение 1-2 недель доводим
до 8 ст. л.
Вариант № 2
Пересыпания шариков гидрогеля, например
«Орбиз» более глубокой ложкой.
Другие виды игр, упражнений
и психолого-педагогические технологии на развитие межполушарного
взаимодействия:
Для более старших ребят
(от 5 лет) очень полезны задания, которые можно найти в пособии Г.М. Зегебарт
«Волшебные обводилки». Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие
графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук,
развитию межполушарных связей. Примером заданий для выполнения нейрогимнастики
для детей может служить нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»
Логоримика— это технология
развития моторного и речевого ритмов, а также система упражнений,
заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное
проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают
взаимодействие левого и правого полушария и ещё способствует развитию речи.
Нейродинамическая гимнастика –
это система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие
сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать
информацию, поступающую от органов чувств. Это могут быть как крупномоторные
упражнения и игры: ползанье по-пластунски, на четвереньках в различных игровых
ситуациях, ползанье через тканевые тоннели; езда на велосипеде, либо на
велосипеде без педалей «Беговел»; плавание. Также нейродинамическая гимнастика
может включать в себя разнообразные комплексы упражнений и тренажеры,
направленных на развитие межполушарных связей, зрительно-моторной координации,
мелкой моторики, ловкости и координации движений, растяжки, расслабляющие и
дыхательные техники, стимулирующие развитие всех каналов сенсорной информации.
Зеркальное рисование
Положите на стол чистый
лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните
одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы,
симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения
вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих
полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего
мозга.
Можно
использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а
также для развития межполушарного взаимодействия у детей существуют
специальные рабочие тетради.
Упражнение «Лезгинка»
Ребенок складывает
левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает
пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении
прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и
левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости
смены положений.
Ухо – нос
Левой рукой возьмитесь
за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите
ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до
наоборот».
Змейка
Скрестите руки ладонями
друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем,
который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская
синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать
все пальцы обеих рук.
Перекрестные движения
Выполняйте перекрестные
координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в
стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой. Выполняя это
упражнение на перекрестные координированные движения, мы отлично развиваем
межполушарные связи.
Горизонтальная восьмерка
Нарисуйте в воздухе в
горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом
другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!
Симметричные рисунки
Нарисуйте в воздухе
обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать
таблицу умножения, слова и т.д.).
Мельница
Выполняйте так, чтобы
рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо,
влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена,
«пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.
Перекрестное марширование
Сделайте 6 пар
перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра
и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки
вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7
раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.
Пальчиковые упражнения
Поочередно и как можно
быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем
последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом
(от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному
пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем
вместе.
Включение
нейропсихологических упражнений в образовательный процесс приводит к
повышению усвоения изучаемого материала. Нейропсихологические упражнения
развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и
концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.
Источники:
- Хомская Е. Д. Х76 Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.:
Питер, 2005. — 496 с: ил. — (Серия «Классический университетский
учебник»)
- https://ddu91grodno.schools.by/class/45778/news/996126
- https://logopedprofiportal.ru/blog/698894
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.12.2021
Дата обновления: 22.11.2023
Дата публикации: 21.11.2023