21.11.2023
Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции.
Методические рекомендации и упражнения
Коррекция ССС — одна из приоритетных
задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи.
Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи,
усвоения звукового анализа, письма, чтения. В данном пособии представлена
система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы
по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.
С каждым годом увеличивается число
детей, страдающих ТНР. У большинства из них в той или иной степени присутствует
нарушение слоговой структуры слова (ССС). В логопедической работе с детьми
часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и
недооценивается значение развития ССС. Затруднения в произнесении отдельных
звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что
звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени
противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность
приобретает определение правильного соотношения между развитием
звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. Коррекция ССС — одна
из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными
нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения
грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.
Поскольку данная тема недостаточно
изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды
испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры
слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении
занятий лексической насыщенностью.
В данном пособии представлена
система работы над слоговой структурой слова, основанная на анализе литературы
по данной проблеме и на личном педагогическом опыте.
Типы
нарушений слоговой структуры слова
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой
структуры слова:
1. Нарушение количества слогов:
Сокращение (пропуск) слога: «моток» — молоток;
Опускание слогообразующей гласной: «пинино» — пианино;
Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения
согласных: «команата» — комната;
2. Нарушение последовательности
слогов в слове:
Перестановка слогов: «деворе» — дерево;
Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» — бегемот;
3. Искажение структуры отдельного
слога:
Сокращение стечений согласных: «тул» — стул;
Вставки согласных в слог: «лимонт» — лимон;
4. Уподобление слогов: «кококосы» — абрикосы;
5. Персеверации (циклическое повторение одного слога).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):
«нананасы» — ананасы;
7. Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» — конура + будка.
Этапы
работы над слоговой структурой слова
Для становления слоговой структуры
слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная
ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий,
способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые
процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.
В коррекционной работе по
преодолению нарушений ССС можно выделить 2 этапа:
ü подготовительный, цель которого подготовить ребенка к
усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на
невербальном и вербальном материале;
ü собственно коррекционный, цель которого непосредственная
коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном
материале.
Подготовительный
этап
Подготовительный этап включает работу по следующим
направлениям:
формирование пространственных
представлений и оптико-пространственной ориентировки;
развитие временно-пространственной
ориентировки;
развитие динамической и
темпо-ритмической организации движений.
Ниже предлагаются примерные игры и
упражнения на развитие указанных функций. На подготовительном этапе данные игры
и упражнения можно использовать одновременно, то есть все направления работы
включать в одно занятие. Упражнения используются не только на логопедических
занятиях, а также на занятиях по развитию элементарных математических
представлений, на музыкальном занятии, на рисовании, физкультуре, на занятиях
по ознакомлению с окружающим миром.
I. Формирование пространственных представлений и оптико-
пространственной ориентировки
1. Ориентировка в собственном теле
·
«Вот какие
мы» («Покажите свой живот, свою
спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?).
·
«Наводим
порядок» (перед ребенком варежки,
перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»).
·
«Ладошки и
следы» (Ребенку предлагаются контуры
нескольких ладошек и следов и контур ладошки, к которой надо найти пару из
предложенных вариантов).
2. Ориентировка в трехмерном
пространстве
·
«Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и
задаются вопросы: «Кто впереди? Кто сзади? Кто далеко? Кто близко?»)
·
«Собери
сказку» (Перед ребенком — набор
игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка
между домом и елкой»).
·
«Найди
клад» (ориентировка по
схемам).
·
«Где гудит
паровоз» (определение местоположения
звука).
II. Развитие временно-пространственной ориентировки
·
«Зайчик
пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет
по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в
самом конце?)
·
«Что
сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку
задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши;
2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок
выполняет, а затем описывает последовательность своих действий).
·
«Посмотри
и повтори» (Взрослый показывает серию
движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной
последовательности)
III. Развитие динамической и темпо-ритмической организации
движений
Направления работы:
ü Совершенствование движений общей моторики
ü Совершенствование мелкой моторики
ü Развитие артикуляционной моторики
ü Развитие чувства темпа
ü Формирование чувства ритма
Совершенствование
движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной
Цель: развитие пространственной организации движений;
развитие переключаемости движений; развитие умения воспроизводить заданную
последовательность движений.
§ «Делай как я»
Логопед выполняет серии вначале из двух, затем из
трех-четырех движений, дети выполняют инструкции: «Делайте как я», «Продолжайте
сами»: 1) Сели — встали, сели — встали, … 2) Руки в стороны — на пояс, в
стороны — на пояс, …3) Нога вперед — назад — в сторону, вперед — назад — в
сторону.
§ «Умелые ручки»
Чередование различных поз: 1) Кулачки — ладошки, … 2)
Колечки — ушки — рожки, … 3) Пальчики здороваются.
§ Артикуляционные упражнения
Чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1)
«Лягушка» — «Хоботок» — «Бублик»; 2) «Часики»; 3) «Лопатка» — «Иголочка».
Развитие
чувства темпа
Цель: учить различать, воспроизводить, характеризовать темп
на основе тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
§ «Мышка и кошка»
Взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках
бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу
под звуки бубна. На частые удары — быстро, как мышки, на редкие — медленно,
спокойно, как кошка.
§ «Кулачки — ладошки»
Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения
руками в нужном темпе:
Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка:
Стук - стук, стук -стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют:
Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются:
Стук - стук - стук, стук - стук - стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются:
Хлоп - хлоп - хлоп, хлоп - хлоп - хлоп.
Формирование
чувства ритма
Цели: учить воспринимать метрические отношения
(акцентированные неакцентированные доли — предпосылка для
усвоения ударения), различать и воспроизводить ритм на основе
тактильно-кинестетических, зрительных, слуховых ощущений.
§ «Гром» (хлопнуть в ладоши громко, либо тихо, опираясь на
рисунок — большая туча — громкий хлопок, маленькая тучка — тихий).
§ Графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование
бусин разного цвета — например, красный — желтый — красный — желтый и т.д.),
«Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов).
§ Воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы:
«Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик» — большая капля — длинный хлопок,
маленькая капелька — короткий).
§ Воспроизведение заданного ритма на слух: «Заинька и ложки»
У взрослого в руках деревянные ложки, дети стоят по кругу.
Взрослый обходит круг и напевает: Заинька серенький в гости пошел.
Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел. Останавливается
за спиной у ребенка и стучит в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто
там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….»
Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый
играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / //
/ и т.д.
Коррекционный
этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и
состоит из нескольких уровней. Переход на следующий уровень осуществляется
после усвоения материала предыдущего уровня.
Выделяются следующие уровни:
Ø уровень гласных звуков;
Ø уровень слогов;
Ø уровень слов;
Ø уровень коротких предложений;
Ø уровень чистоговорок, стихов и других текстов.
Особое значение на каждом уровне
отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового,
зрительного и тактильного. Ниже предлагаются упражнения для каждого уровня.
Работа над
гласными
v Произнесение ряда из двух, трех и более звуков:
v в сопровождении символов («Человечки — звуки»)
v без зрительной опоры.
v Произнесение ряда гласных с выделением одного из них
ударением (так же — с опорой на наглядность и без нее — на слух).
v Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной
артикуляции взрослого.
v «Музыкальный мяч»
Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит один-два (на
следующем этапе больше) звука. Ребенок повторяет и возвращает мяч.
v Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп,
«настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса.
v Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков.
v Встать, когда прозвучит ряд из двух (или другого заданного
количества) звуков.
v Работа над слогами
Работа проводится с разными типами слогов:
ü с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» —
имитируя движения, произносить: ба – бо – бу – бы);
ü с общим гласным (ка – та – ма – ва);
ü обратные слоги (Скажи «Ав – ав» столько раз, сколько точек
нарисовано);
ü закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания);
ü прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по
твердости — мягкости, звонкости — глухости («Забиваем гвоздики молотком: та
– да – та – да, то – до – то – до»);
ü слоги со стечением.
Приемы и
упражнения:
·
«Музыкальный мяч» (см. «Работа над
гласными»)
·
Сочетание произнесения слоговых
рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных
линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в
крупе, насыпанной в мелкую коробку.
·
Работа с ритмическими схемами
(Упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// /
/, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).
Работа над
словом
А.К. Маркова выделяет следующие типы слоговой структуры
слова:
·
Двухсложные из открытых слогов (ива,
дети).
·
Трехсложные из открытых слогов (охота,
малина).
·
Односложные (дом, мак).
·
Двухсложные с закрытым слогом (диван,
мебель).
·
Двухсложные со стечением согласных в
середине слова (банка, ветка).
·
Двухсложные слова из закрытых слогов
(компот, тюльпан).
·
Трехсложные слова с закрытым слогом
(бегемот, телефон)
·
Трехсложные со стечением согласных (комната,
ботинки).
·
Трехсложные со стечением согласных и
закрытым слогом (половник).
·
Трехсложные слова с двумя стечениями
согласных (матрешка).
·
Односложные со стечением согласных в
начале слова (стол).
·
Односложные со стечением в конце
слова (зонт).
·
Двухсложные с двумя стечениями
согласных (кнопка).
·
Четырехсложные слова из открытых
слогов (черепаха, пианино).
Работа над словами осуществляется последовательно — переход
к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов
предыдущего типа.
Игры и
упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой
структуры
·
Слоговые дорожки (на дорожках следы
— в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая
на каждый слог на следующий след).
·
Слоговые линейки.
·
Слоговые домики (1. Количество
слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством
этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный
дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак
— 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).
·
«Дом — замок — избушка»
(распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в
дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова,
состоящие из 3 слогов).
·
«Часы» (найди и покажи стрелкой
слова из двух (1, 3, 4 ) слогов)
·
«Додумай слово» (подобрать слово к
схеме – с опорой на картинки и без них, например, СА _ ; СА _ _ )
·
«Паровоз» (паровоз состоит из
нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого
распределяются слова — в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя —
двусложные и т.д.).
·
«Телевизор» (Наглядное пособие
«Телевизор». На экране 1-4 гласные буквы. Ребенку предлагаются картинки. Нужно
выбрать картинку, соответствующую схеме на экране. Например, на экране буквы У
А. И картинки на выбор: дом, груша, роза).
Работа над
словосочетаниями, предложениями, текстами
·
«Добавлялки» (Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок
заканчивает, а затем повторяет словосочетание. Например, колючий …
(еж); воздушный … (шар); хитрая … (лиса)).
·
«Снежный
ком» (Слова сопровождаются
движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по
ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем
«шагать» сверху вниз заново. Например: Птичка. Летит птичка. Летит
красивая птичка. Летит красивая маленькая птичка.).
·
Работа над чистоговорками,
потешками, прибаутками, стихами.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.12.2021
Дата обновления: 22.11.2023
Дата публикации: 21.11.2023