01.12.2021
«Здоровьесберегающие
технологии
в логопедической
практике»
В связи с устойчивой
тенденцией ухудшения физического состояния детей, проблемы оптимизации здоровья
стали особенно актуальными, возникла необходимость поиска новых
методов работы, использования инновационных технологий в области
коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Одной из важнейших
психических функций человека и сложной функциональной системой является речь.
Именно речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм
деятельности.
Известно, что хорошо
развитая речь дошкольника является необходимым условием успешного обучения в
школе. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на
формирование высших уровней познавательной деятельности. Комплексная
оздоровительно-коррекционная работа, включает в себя:
- дыхательную гимнастику;
- артикуляционную гимнастику;
- развитие общей моторики;
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения на развитие высших психических функций
(внимания, памяти, мышления);
- физкультминутки;
- упражнения для профилактики зрения;
- логоритмику.
Дыхательная гимнастика.
Комплексная работа по
преодолению нарушений речи заключается в постановке правильного
физиологического и речевого дыхания. Для этой цели используются дыхательные
упражнения, направленные на выработку носового дыхания, на развитие ротового
выдоха, навыка дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально
использовать выдох в момент речи. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает
на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:
ü положительно влияет на обменные процессы, играющие
важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
ü способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни
нервных регуляций со стороны центральной нервной системы
ü улучшает дренажную функцию бронхов;
ü восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
ü исправляет развившиеся в процессе заболеваний
различные деформации грудной клетки и позвоночника;
ü повышает общую сопротивляемость организма.
Артикуляционная гимнастика
Для четкой артикуляции нужны
сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.
Цель артикуляционной
гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики
способствует:
v улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их
иннервации (нервной проводимости);
v улучшению подвижности артикуляционных органов;
v укреплению мышечной системы языка, губ, щёк;
v уменьшению спастичности (напряжённости)
артикуляционных органов.
Развитие общей моторики.
Чем выше двигательная
активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Сочетание речи с
определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические
занятия. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в
середине занятия.
Для детей с нарушениями речи
физминутки имеют особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с
движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также
развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает
координацию и совершенствует общую моторику.
Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Движения организма и речевая
моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую
влияет на развитие речи. Этот вид деятельности способствует умственному и
речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию
графических навыков.
У детей с задержкой речевого
развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук и как
следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения
пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.
Таким образом, рассмотрев
некоторые здоровьесберегающие методы, можно понять, что их использование в
коррекционной работе с дошкольниками даёт несомненный положительный результат,
т.к. способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.
Учитель-логопед: Кучеренко О.А.
https://tion.ru/blog/dyhatelnaya-gimnastika/
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 30.12.2021
Дата обновления: 30.12.2021
Дата публикации: 01.12.2021