Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике

01.12.2021

«Здоровьесберегающие технологии

в логопедической практике»

 

В связи с устойчивой тенденцией ухудшения физического состояния детей, проблемы оптимизации здоровья стали особенно актуальными, возникла необходимость поиска новых методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой является речь. Именно речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности.

Известно, что хорошо развитая речь дошкольника является необходимым условием успешного обучения в школе. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Комплексная оздоровительно-коррекционная работа, включает в себя:

 - дыхательную гимнастику;

- артикуляционную гимнастику;

- развитие общей моторики;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления);

- физкультминутки;

- упражнения для профилактики зрения;

- логоритмику.

Дыхательная гимнастика.

Комплексная работа по преодолению нарушений речи заключается в постановке правильного физиологического и речевого дыхания. Для этой цели используются дыхательные упражнения, направленные на выработку носового дыхания, на развитие ротового выдоха, навыка дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент речи. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие:

ü  положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

ü  способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы

ü  улучшает дренажную функцию бронхов;

ü  восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

ü  исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной  клетки и позвоночника;

ü  повышает общую сопротивляемость организма.

Артикуляционная гимнастика

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, небо.Хочу такой сайт

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует:

v  улучшению кровоснабжения артикуляционных органов и их иннервации (нервной проводимости);

v  улучшению подвижности артикуляционных органов;

v  укреплению мышечной системы языка, губ, щёк;

v  уменьшению спастичности (напряжённости) артикуляционных органов.

 

Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивней развивается его речь. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ, для детей, посещающих логопедические занятия. Оздоровительные паузы – физминутки проводятся в игровой форме в середине занятия.

Для детей с нарушениями речи физминутки имеют особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у таких детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику.

 

 

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук и как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи.


 

Таким образом, рассмотрев некоторые здоровьесберегающие методы, можно понять, что их использование в коррекционной работе с дошкольниками даёт несомненный положительный результат, т.к. способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребенка.

 

Учитель-логопед: Кучеренко О.А.

 https://tion.ru/blog/dyhatelnaya-gimnastika/

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 30.12.2021

Дата обновления: 30.12.2021

Дата публикации: 01.12.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».