01.12.2021
Консультация для
родителей
«Артикуляционная
гимнастика – это весело, полезно и интересно»
Наша речь непосредственно связана с
движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и
точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата
развиваются у детей в течение первых 5 лет жизни.
Для четкой артикуляции нужны
сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана
с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных,
мимических.
Артикуляционной гимнастикой называют
работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики –
отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции,
необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения
объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к
произнесению определенного звука.
Артикуляционная гимнастика является
эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ
взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения
определённых звуков. Она направлена на укрепление мышц артикуляционного
аппарата, на развитие подвижности и дифференцированности движений органов
участвующих в речевом процессе. Гимнастика необходима для
четкой артикуляции звуков речи. Звуки образуются в результате сложного
комплекса движений речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика проводится:
-
в детском саду с логопедом во время индивидуальной работы;
-
в детском саду с воспитателем и самостоятельно;
-
с родителями дома.
В отечественной логопедии существуют
определенные правила проведения артикуляционной гимнастики. Можно выделить
наиболее значимые:
1. Проводить артикуляционную
гимнастику нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более
прочными
2. В любом упражнении все движения
осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.
3. Гимнастику желательно
делать сидя перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.
4. Если упражнение не получатся можно
прибегнуть к помощи шпателя.
5. Логопед, воспитатель и родитель должны
следить за правильностью выполняемого упражнения.
6. Всегда хвалить ребенка за успехи,
которые он делает.
Чтобы добиться желаемого результата,
необходимо строго соблюдать принципы и правила
коррекционно-логопедической работы:
ü
выполнять артикуляционную
гимнастику, подобранную логопедом;
ü
упражнения
выполняются сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;
ü
вначале артикуляционные движения
выполняются медленно, неторопливо;
ü
комплекс артикуляционной
гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных логопедом
упражнений;
ü
проводить артикуляционную
гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
ü
удерживать артикуляционную
позицию (упражнение) 5-10 секунд;
ü
следить
за качеством выполнения упражнений;
ü
желательно
выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;
ü
не
допускать переутомление мышц артикуляционного аппарата.
Упражнения артикуляционной
гимнастики:
1. Лопаточка.
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык
не дрожал. Держать 10-15 сек.
2. Чашечка.
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху, потянуть к верхним зубам, но
не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.
3. Иголочка.
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким.
Удерживать в таком положении 15 сек.
4. Горка.
Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, кончик
языка упереть в нижние передние зубы. 15 сек.
5. Трубочка.
Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся
трубочку. Выполнить в медленном темпе 10 - 15 раз.
6. Часики.
Высунуть узкий язык и тянуть его попеременно то к правому, то к левому уху.
Двигать языком из угла в угол рта в медленном темпе под счет. Проделать 10-15
раз.
7. Качели.
Высунуть узкий язык. Тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при
этом не закрывать. Выполнить 10-15 раз.
8. Вкусное
варенье. Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, убрать язык в глубь
рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.
9. Катушка.
Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к
верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в
глубь рта. Проделать 15 раз.
10. Грибок.
Раскрыть рот, присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от неба сильно оттянуть
вниз нижнюю челюсть, проделать 15 раз.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.12.2021
Дата публикации: 01.12.2021