18.10.2021
Родители
должны помнить, что детей привлекает огонь, но их естественный познавательный
интерес должен быть направлен в нужное русло. А это значит, что с самого
раннего возраста дети должны знать правила обращения с огнем.
От
3-х до 5-ти лет
Это возраст активных вопросов и самостоятельного поиска ответов.
Опыт многих поколений родителей подсказывает: если дети притихли, значит,
заняты чем-то рискованным.
Дети этого возраста уже понимают силу и
последствия запрета — если такая работа велась последовательно в раннем
детстве.
На вопросы надо отвечать.
Причем
по возможности честно и полноценно.
Дети дошкольного возраста, задавая вопрос,
склонны добиваться информации еще и еще бесконечными «почему». Особенность
пожарной профилактики в данном возрасте — если не дать разъяснения, то ребенок
попытается найти ответ сам.
Вы
уверены, что он сделает это безопасно?
У дошкольников чувство опасности своеобразно.
Недостаток
социального опыта может делать их совершенно «бесстрашными» — они могут
включить плиту, другие электроприборы и бытовые газовые агрегаты, зайти в гараж
и сарай.
Все
это только потому, что не имеют представлений о последствиях.
Страх придет уже в середине опасного
«приключения», когда появятся уже знакомые объекты страха: темнота, огонь.
При
этом надо хорошо понимать, что, по утверждению психологов, детские страхи
формируются до 5-ти лет.
Поэтому
работа по пожарной профилактике должна носить позитивный характер, а не
запугивать ребенка страшными последствиями.
Ребенок должен усвоить, что для того, чтобы было хорошо (не было пожара) надо
делать так и вот так.
А
если не сделать правильно, будет пожар.
Для данного возраста существует достаточный пласт классической противопожарной
детской литературы: С. Маршак, Б. Житков, Л. Толстой, С. Михалков. Некоторые
произведения, как «Пожар», «Кошкин дом» и «Рассказ о неизвестном герое» С.
Маршака, целиком посвящены данной проблеме, в них в доступной форме не только
рассказывают ребенку о последствиях пожара, но и учат правильному поведению в
данной ситуации.
Чтение таких произведений обязательно должно сопровождаться беседой.
В
беседе надо постараться снять все побочные эффекты, нежелательные фантазии,
которые у некоторых излишне впечатлительных детей могут возникнуть.
Внимательный родитель сразу заметит задумчивый взгляд ребенка и сам постарается
вызвать его на откровенный разговор. Не должно остаться ни одного вопроса без
ответа.
Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.
Поэтому
можно попытаться в игровой форме выяснить отношение ребенка к прослушанному
стихотворению, сказке: разыграть сюжет с куклами и другими игрушками.
Сюжетно-ролевые игры, в которые играют дошкольники, после прочтения
произведений о пожаре или при реальном столкновении с пожаром (видел на улице,
видел по телевизору, слышал обрывок разговора взрослых), могут стихийно
включать в себя пожарную тематику. Необходимо тактично и грамотно вмешаться с
тем, чтобы направить ход сюжета, а с ним и эмоции ребенка в правильном направлении.
Могут ли дети сами звонить в Пожарную охрану? Да. Диспетчеры Единой дежурной
диспетчерской службы обучены общению с детьми, в том числе различать по
детскому голосу, ложный вызов или за спиной ребенка реальная беда.
Поэтому
в игры надо вводить сюжеты с вызовом пожарных, учить ребенка правильному
алгоритму вызова Пожарной охраны: назвать адрес, что горит, свои имя и фамилию,
фамилию и имя родителей.
Дети ( 3 – 5 лет) должны знать:
— огонь опасен: он может стать началом пожара и причинить ожог;
— существует ряд предметов (спички, бытовая химия, плита…), которые дети не
должны трогать;
— неосторожное обращение с огнем вызывает пожар;
— о признаках пожара надо сообщать взрослым;
— пожар уничтожает жилище, вещи («Кошкин дом»);
— пожар опасен для жизни и здоровья
— пожарные — отважные и сильные борцы с огнем;
— пожарных вызывают по телефону 01, баловаться этим номером нельзя.
5-6 лет, старший возраст
Это возраст активного познания мира, причем в основном — руками и ногами.
Появляется интерес к осознанному просмотру телепередач, и не всегда
адресованных этому возрасту.
Зачастую
детям этого возраста дают смотреть телевизор не в присутствии взрослых, и
ребенок может увидеть пугающие сцены пожара, гибели на пожаре. Это не
способствует формированию безопасного поведения.
Такие
сцены оседают в памяти как безотчетно-пугающие.
В этом возрасте общение с книгой приобретает активный характер — ребенок не
только слушает, как ему читают, но и пытается читать сам, оценивает
иллюстрации.
Культура
семейного чтения адресована детям старшего возраста , у них уже значительно
развит словарный запас, они способны оперировать понятиями, делать выводы.
Они
любят обсуждать прочитанное им.
У
шестилеток появляется интерес к коллективной и соревновательной деятельности —
им нравится разгадывать ребусы, шарады вместе с родителями, обыгрывать их.
Это можно использовать и в пожарной профилактике: существуют тематические
настольно-печатные игры, книжки-игрушки с заданиями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 18.10.2021
Дата обновления: 18.10.2021
Дата публикации: 18.10.2021