01.04.2021
«Социокультурные
истоки» в группе «В»
компенсирующей направленности для детей 6-7 лет с ТНР
на
тему: «Мастера и рукодельницы»
Воспитатели:
Кузнецова Н.В.
Хаирова И.А.
Дата
проведения: 31.03.2021г.
Время
проведения: 15.30
Место
проведения: группа №9
Цель: прививать
уважение к людям труда, помочь раскрыть содержание понятия «мастера» и «рукодельницы»,
используя народный фольклор.
Задачи:
Образовательные:
формировать интерес к жизни взрослых людей и выборе будущей профессии.
Развивающие:
развивать знания детей о профессиях, о качествах
трудолюбивого человека; закреплять умение работать в паре, договариваться и
приходить к общему решению;
Воспитательные:
воспитывать у детей любовь к старанию и терпению.
Словарь: рукодельница, мастер
Виды
деятельности: театрализованная, игровая,
познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Формы реализации детских видов
деятельности: познавательная, двигательная, продуктивная, коммуникативная.
Оборудование:
мультимедийное оборудование, презентация, рабочие тетради, простые карандаши, инструкции по изготовлению куклы «Отдарок на
подарок», лоскутки ткани, нитки, сундучок с куклами.
Предварительная
работа:
беседы, чтение художественных произведений «Каменный
цветок», Как в поле рубашка выросла», рассматривание иллюстраций. Разучивание
хороводного танца «На горе - то калина». Разучивание пословиц о труде.
Часть занятия Основной этап
Присоединение (3 мин)
Под музыку воспитатель в русском
народном костюме и дети входят в группу, встают в полукруг.
Дети под музыкальное
сопровождение проходят в и садятся. Звучит тихая спокойная музыка
Воспитатель:
Рады гостям,
Как добрым вестям!
Всех привечаем,
Душевно встречаем!
-
Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте, поприветствуем
наших дорогих родителей по старинному русскому обычаю.
Дети: Здравствуйте,
гости дорогие! (отдают низкий поклон)
Воспитатель:
Ребята, я сегодня хочу пригласить вас в
нашу избу. У меня изба просторная, всем места хватит.
(1 слайд)
-Эй,
честные господа,
Ко
мне пожалуйте, сюда.
- Проходите, присаживайтесь на
самые удобные места.
II
Часть занятия Основной этап (22 мин)
Воспитатель:
-
Посидим рядком да поговорим ладком.
-
Дорогие ребята! Мы с вами живем в огромной и красивой стране. Скажите, как она
называется?
Дети: Россия.
Воспитатель:
Наша Родина – матушка-Россия. Так с любовью называли её наши предки.
А
хотите ли вы, ребята, увидеть, как жили в старину на Руси?
-
Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку-всю
Россию увидим.
Давайте
вместе произнесём волшебные слова:
“Катись, катись яблочко по
блюдечку,
Покажи нам Русь-матушку” (2 слайд)
Воспитатель:
Столетиями стояли на Руси бесчисленные
деревушки с маленькими избёнками, колодцами, огородами. (3 слайд)
4 слайд:
Жители этих деревушек работали в поле,
5 слайд:
на огороде, занимались ловлей рыбы, охотой, скотоводством,
6 слайд:
сбором ягод
7 слайд:
сбором грибов.
8 слайд:
пекли пироги в жарких русских печах.
-Нелёгкой
была эта жизнь, не так уж много было в ней красоты и радости. И люди создавали
радость своими руками!
9 слайд:
украшали окна деревянной резьбой,
10 слайд:
Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины,
11 слайд:
плели кружева,
12 слайд:
вышивали на полотенцах.
13 слайд:
мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души. Их
берегли, хранили, передавали из поколения в поколение».
-
Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с
мастерами и рукодельницами своего дела.
- Вы, ребята, наверное, слышали, что про
некоторых взрослых говорят: «Это – рукодельница». Кто такая рукодельница?
(Пояснение)
Рукодельницы собирались в большой избе. Долгими зимними вечерами, под тихий
треск лучины или при свете керосиновой лампы, шили, вышивали, плели корзины,
пряли, вязали своим детям, внукам, родным и близким теплые народные и красивые
вещи.
Воспитатель:
Ребята, а кто такой мастер? (Ответы)
Человек,
который знает свое дело и умело его выполняет. И главное – он любит своё дело,
про такого мастера говорят: «Он работает с душой». С любовью выполненная работа
мастером и рукодельницей радует и греет душу всем людям.
Воспитатель:
Какими качествами должен обладать
настоящий мастер или рукодельница?
Дети:
Усердие, старание, терпение, смекалка,
наблюдательность, любовь к своему делу.
- Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в
тетрадях. Присаживайтесь за столы.
- Внимательно рассмотрите иллюстрации.
Соедините линией иллюстрации, соответствующие по содержанию друг другу.
- А теперь внимательно выслушайте друг
друга и придите к совместному решению. Соедините линиями те иллюстрации,
которые выбрали вместе.
-А сейчас проверим правильность ваших
ответов. И помогут нам в этом мамы. (14
слайд).
- В чём проявляется мастерство этих
умельцев?
Родители:
-
Швея шьёт одежду.
-
Кузнец куёт подкову.
-
Художник рисует картины.
-
Повар печёт вкусные пироги.
-
Кружевница плетет кружева.
-
Плотник строит дом.
-
Столяр – мастер по дереву, создаёт красивую мебель.
Воспитатель:
Недаром говорится «Дело мастера боится».
-
Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Подтверждение тому -
пословицы и поговорки о труде. А какие вы знаете?
1-й
ребенок: Кто любит труд, того люди чтут.
2-й
ребенок: Мастер дела за всё берётся смело.
3-й
ребенок: Красна птица пением, а человек умением.
4-й
ребенок: Каков мастер, такова и работа.
Воспитатель:
А мамы нам расскажут, о чём говорят эти пословицы.
Маленькое
дело, лучше большого безделья, а сделал дело: Все: «Гуляй смело».
-
На посиделках не только работали, но и пели песни, танцевали, веселились. (15 Слайд)
Игра хороводная «Как у бабушки
Ларисы»
Звучит русская народная
музыка, воспитатель идёт и берёт сундучок со словами:
Воспитатель:
Ой, ребята, посмотрите!
У нас в мастерской сундук стоит.
Я уверена, много тайн он хранит
К сундуку я сейчас пойду
Может, что-нибудь в нём найду.
-
Посмотрите-ка в сундуке тряпичные куклы.
Дети: Да!
Воспитатель:
Ребята, а Вы любите играть? Вспомните,
как много у нас игрушек, и какие они все разные.
-Из
каких материалов они сделаны?
Дети: Из металла, пластмассы,
резины, меха, ткани.
Воспитатель:
Откуда они берутся?
Дети: Их
делают на фабриках, они продаются в магазинах.
Воспитатель:
А вот в старину ребятишки не могли и мечтать о таких чудесах. Их игрушки были
просты и неприхотливы. И чаще всего их мастерили сами родители.
-
Ребята, сегодня мы сами станем
игрушечных дел мастерами и сделаем самую старинную тряпичную куклу «Отдарок на
подарок».
Ребенок: Достаёт из сундука тряпичную
куклу.
(16 слайд)
-
А помогут нам в этом ваши мамы. Проходите в мастерскую и садитесь к своим мамам.
Воспитатель:
Перед вами на столе лежат кусочки ткани и инструкции по изготовлению кукол. А
пока вы мастерите, я расскажу вам историю куклы.
История
куклы:
Воспитатель:
Дети, трудно быть мастерами?
- Да, дорогие мои, чтобы стать мастером,
нужно немало потрудиться и многому поучиться.
Воспитатель:
Ой, какие красивые куколки у Вас получились.
-
Ребята, давайте, наших кукол подарим
мамам, но сначала надо пожелать что-нибудь хорошего и доброго. Приглашаю вас
выйти в круг.
III
Часть занятия Заключительный этап
Работа в ресурсном кругу
По окончании дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».
После того как все выскажут свои
пожелания – возведут пирамиду добра.
Дети дарят куколки-обереги гостям
под музыкальное сопровождение.
-
Подумайте, чтобы вы доброго и хорошего пожелали человеку, которому сделали
оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет
руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь или на ладонь ребенка, уже
высказавшего свое пожелание.
Воспитатель:
Я хочу вам всем пожелать мира и добра!
-
Вот какая у нас получилась «Пирамида добра».
Хозяюшка тихонько
раскачивает ее со словами:
-
Пусть наши пожелания сбудутся! - подталкивает
лежащие на его ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.
-
Ребята, дарите ваших кукол нашим гостям.
-
Подойдите ко мне, пожалуйста.
- Мы сегодня с вами много
говорили о творении мастеров и рукодельниц,
прекрасно потрудились, замечательно справились с работой.
Воспитатель:
Вот и посидели,
Вот и поговорили,
Вот и поработали,
Вот и повеселились.
Пришло время расставанья.
До свиданья! До свиданья!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.04.2021
Дата обновления: 02.04.2021
Дата публикации: 01.04.2021