01.03.2021
Консультация для
родителей
«Весёлые клеточки»
Родителей
и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка
в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не
обучение. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие
занятия, как рисование по клеточкам.
Так как чтение и письмо являются
психофизиологическими процессами, то их взаимосвязь с общим развитием речи у
детей дошкольного возраста очень велика. Развитие мелкой моторики является
необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как
традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет
моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение
тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и
внимания, подготовка к обучению письму.
Опыт работы рисования по
клеточкам трудоемкий.
Рисование по
клеточкам требует внимания, усидчивости и сосредоточенности. Во время занятия
обязательно проводятся пальчиковые игры и упражнения для расслабления глаз и
кисти рук.
Графические диктанты или рисование по
клеточкам для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно
подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в
обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и
рассеянность. Регулярные занятия с данными графическими диктантами развивают у
ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику
пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
Рисование по клеточкам – очень
увлекательное и полезное занятие для детей. Графические диктанты могут с
успехом применяться для детей от 5 до 10 лет. Выполняя предложенные ниже
задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться
в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов.
Графический диктант можно выполнять в
двух вариантах:
1. Ребенку
предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой
же рисунок в тетради в клетку.
2. Взрослый
диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений
(влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем
сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в
пособии.
Графические диктанты дополнены
загадками, скороговорками, чистоговорками и пальчиковой гимнастикой. В процессе
занятия ребенок отрабатывает правильную, чёткую и грамотную речь, развивает
мелкую моторику рук, учится выделять отличительные особенности предметов, пополняет
свой словарный запас.
Задания подобраны по принципу «от
простого к сложному». Для занятий необходима тетрадь в клетку, простой карандаш
и ластик, чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию. Для детей 5 –
6-ти лет лучше использовать тетрадь в крупную клетку (0,8 мм), чтобы не
перенапрягать зрение.
В заданиях используются следующие
обозначения: количество отсчитываемых клеток обозначается цифрой, а направление
обозначается стрелкой. Например, запись следует читать: 1 клетка вправо, 3 клетки
вверх, 2 клетки влево, 4 клетки вниз, 1 клетка вправо.
Во время занятий очень важен настрой
ребенка и доброжелательное отношение взрослого. Помните, что занятия для
ребенка – не экзамен, а игра. Помогайте малышу, следите за тем, чтобы он не
ошибался. Результат работы всегда должен удовлетворять ребенка, чтобы ему вновь
и вновь хотелось рисовать по клеткам. Чаще хвалите малыша, и никогда ни с кем
не сравнивайте.
Продолжительность одного занятия с
графическими диктантами не должна превышать 10 – 15 минут для детей 5-ти лет,
15 – 20 минут для детей 5 – 6-ти лет и 20 – 25-ти минут для детей 6 – 7-ми лет.
Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.
Обратите внимание на посадку ребенка во
время выполнения диктанта, на то, как он держит карандаш. Покажите малышу, как
надо удерживать карандаш между фалангами указательного, большого и среднего
пальцев. После этого можно открывать тетрадь и учить ребенка ориентироваться на
листе бумаги. Покажите ребенку, где у тетради левый край, где правый, где верх,
где низ. Можно объяснить, что раньше в школе были наклонные парты, поэтому
верхний край тетради и назвали верхним, а нижний нижним. Объясните малышу, что
если вы говорите «вправо», то надо вести карандашом «туда» (вправо). А если
говорите «влево», то надо вести карандашом «туда» (влево) и так далее. Покажите
малышу, как надо считать клеточки.
Когда ребенок нарисует рисунок,
поговорите о том, что есть предметы и есть их изображения. Изображения бывают
разные: фотографии, рисунки, схематичное изображение. Графический диктант – это
схематичное изображение предмета.
Поговорите о том, что каждое животное
имеет свои отличительные особенности. Схематичное изображение показывает
отличительные особенности, по которым мы можем узнать животное или предмет.
Спросите у ребенка, какие отличительные особенности у животного, которое он
нарисовал. Например, у зайца – длинные уши и маленький хвостик, у слона –
длинный хобот, у страуса длинная шея, маленькая голова и длинные ноги, и так
далее.
Работать со скороговорками и
чистоговорками можно разными способами:
1. Ритмично
подбрасывая и ловя мяч руками, ребёнок проговоривает скороговорку или
чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2.
Проговаривание скороговорки (чистоговорки), перебрасывая мячик из одной руки в
другую.
3.
Проговаривание скороговорки и прохлопывание ритма ладошками.
4. Предложите
проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
Пальчиковую
гимнастику делайте вместе, чтобы ребёнок видел и повторял движения за взрослым.
УСПЕХОВ!!!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.03.2021
Дата обновления: 03.03.2021
Дата публикации: 01.03.2021