18.12.2020
Консультация
учителя-дефектолога
для
родителей.
Дети с
особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении
специальной психолого-педагогической помощи и организации особых условий при их
воспитании и обучении.
Дошкольники
с ЗПР – это дети с нереализованными возможностями, так как все основные
психические новообразования возраста формируются у них с запаздыванием и имеют
качественное своеобразие.
Особенности развития познавательных процессов у детей
с ЗПР
1.
Особенности внимания: неустойчивость, снижен объём, концентрация,
избирательность и распределение. Для детей с задержкой психического развития
характерна рассеянность внимания и повышенная отвлекаемость.
2. Для ЗПР
характерны недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об
окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Процесс восприятия у
детей данной категории несколько затруднен: снижен его темп и объем,
недостаточна точность восприятия. Дети затрудняются в узнавании предметов,
находящихся в непривычном ракурсе, перечеркнутых (зашумленных) или наложенных
друг на друга изображений предметов.
3.Память.
Снижена продуктивность запоминания; ограничение объема памяти и снижение ее
прочности. Наблюдается большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с
произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, нарушение
кратковременной памяти. В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с
трудом запоминают тексты, стихотворения, плохо удерживают в уме цель и условие
задачи. При запоминании стихов дети переставляют или убирают слова из
текста, не чувствуют рифмы. Для детей данной категории характерна неточность
воспроизведения и быстрая утеря информации.
4.
Мышление. Детям с ЗПР требуется многократное повторение инструкций и оказание
некоторых видов помощи при выполнении заданий. Отмечается подражательный
характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому
созданию новых образов. Особенности мыслительной деятельности у детей с
задержкой психического развития дошкольного возраста:
- низкая
познавательная активность, слабость мыслительных процессов,
- боязнь
интеллектуального напряжения, вплоть до отказа от задания,
- отсутствие
познавательного интереса (ребенок не желает учиться, ставить перед собой
определенную цель познавательного характера и т.д.),
- нарушение
динамических сторон мыслительных процессов,
-
несформированность умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования,
обобщения, сравнения. Детям данной категории с трудом дается выполнение
таких заданий, как «Назови лишний предмет и объясни свой выбор», «4 лишний»,
«Чем похожи и чем отличаются», «Назови одним словом».
- у
дошкольников данной категории позднее, чем у их нормально развивающихся
сверстников, формируется словесно-логическое мышление: дети не выделяют
существенных признаков при обобщении, а производят процесс обобщения либо по
ситуативным, либо по функциональным признакам; сравнивая предметы дети
сравнивают по случайным признакам, затрудняясь даже в выделении признаков
различия; сложности в создании целого из частей и выделение частей из целого,
трудности в пространственном оперировании образами.
- в целом,
замедлен процесс формирования мыслительных операций.
5. Речь.
Многим детям с ЗПР присущи дефекты звукопроизношения, недостатки
фонематического восприятия. Нарушение речи носят системный характер и входят в
структуру дефекта. Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от
возрастной нормы и обладает рядом особенностей: низкий уровень ориентировки в
звуковой действительности речи; недостаточность произношения обусловленная
вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетливому звучанию, искажению.
Недостаточно сформирован фонематический слух, лексика и грамматика. Отмечаются
трудности в понимании сложных инструкций.
Дети с ЗПР после прохождения ПМПК могут быть направлены в
специализированные сады или группы компенсирующей направленности для детей с
задержкой психического развития дошкольного возраста.
Основной
целью коррекционо – педагогической работы с дошкольниками с ЗПР является
формирование «предпосылок» мышления, памяти, внимания, восприятия, развития
зрительных, слуховых и двигательных функций познавательной активности каждого
ребенка.
Компенсация
нарушений возможна при комплексном подходе всех специалистов ДОУ к изучению,
обучению и воспитанию детей с ЗПР. Деятельность в рамках психолого -
педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития
специалист должен осуществлять на основе тесного взаимодействия,
корпоративности всех субъектов данного процесса.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.12.2020
Дата обновления: 22.12.2020
Дата публикации: 18.12.2020