О проведении семинара – практикума «Разрешение конфликтных ситуаций в работе молодого педагога»

09.12.2020

О проведении семинара – практикума

«Разрешение конфликтных ситуаций в работе молодого педагога»

 

В  Муниципальном автономном  дошкольном учреждении  № 15 «Югорка» 09.12.2020 педагогами – психологами О.А. Васильевой, А.А. Лизогуб совместно с социальным педагогом  Г.Ф. Шаймуратовой проведен семинар-практикум «Разрешение конфликтных ситуаций в работе молодого педагога». 

Цель данного семинара  - повышение компетентности педагогов в вопросах профилактики и конструктивного разрешения конфликтов, повышение способности к самоконтролю, самоорганизации и саморегуляции.

Одной из основных задач мероприятия было показать наиболее эффективные и конструктивные подходы к профилактике и разрешению конфликтных ситуаций с учетом уникальности каждого участника процесса.

         Особый акцент сделан на конструктивные и декструктивные конфликты, а также формы поведения в конфликте. В практической части семинара участники закрепили понятие конфликтной личности, рассмотрели схемы развития и  решения конфликта, проиграв предложенные специалистами ситуации.

Также рассмотрена проблема конфликтов в родительских чатах и средствах массовой информации, проведен анализ способов профилактики возникновения конфликтных ситуаций среди родителей, родителей и педагогов.

Рефлексия  по окончанию семинара помогла ответить на следующие вопросы:

Какие чувства возникали во время общения?

Легко ли было вам сыграть свою роль?

Какие трудности возникали во время упражнения?

Можете определить, благодаря чему вы решили бы вашу ситуацию?

Какой стиль поведения вы выбрали бы для каждого участника сюжета?

В конфликтной ситуации педагог может направить силы или на то, чтобы лучше понять собеседника, или на регуляцию своего психического состояния, чтобы предотвратить конфликт.

Проблема понимания другого человека имеет собственный внутренний мир, свое «Я», взаимодействие с другими «Я» другого человека. Мы часто не знаем, что он думает, переживает, чувствует, желает. Мы можем об этом только догадываться по поведению. Выйти за пределы своего «Я» очень сложно. Этого можно достичь методом:

эмпатии (если вы эмоциональны, склонны к интуитивному мышлению, такой метод будет эффективным)

логического анализа (чтобы понять партнера, человек формирует систему интеллектуальных представлений о другом человеке и о ситуации).

Но самым эффективным решением проблемы является профилактика ее возникновения, чему способствуют следующие приемы:

создание положительного климата в коллективе

переговоры с посредником

взаимный обмен информацией

отработка компромиссных вариантов

поиск путей консенсуса

решение конфликта.

По завершению семинара – практикума педагогам предложены рекомендации для изучения и применения в практической деятельности. Данные рекомендации послужат опорой при решении следующих проблем:

1.     Что делать, когда вас оскорбили и унизили?

Я предлагаю вам упражнения для того, чтобы вы сами построили собственную эффективную реакцию в ответ на унижающую критику.

В связи с тем, что унижающая критика носит разрушительный характер для критикуемого, первой ответной реакцией является восстановление физиологических процессов в организме.

Из обычных средств самовосстановления можно рекомендовать:

Глубокий вдох и резкий выдох

Энергичное поглаживание лица рукой ( похожее на сбрасывание с себя воды при умывании).

     Следующим шагом является проверка и восстановление психологической жизненности.

Проговорите про себя следующий текст:

Я имею полное право быть таким, как я есть;

Я имею право ошибаться;Хочу такой сайт

Я имею право чувствовать то, что я чувствую смущение, страх, радость и др.;

Я имею полное право защищать себя, если меня оскорбляют.

Но как реагировать на конфликтные ситуации?

В случае  конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения:

1. Уясните ситуацию, ответив себе на вопросы:

В чем истоки ожесточений одной или обеих сторон?

Достижению, каких целей другой стороны вы, быть может, препятствуете?

С каким личностным барьером — установки, темперамент, характер, “нервозность” — вы столкнулись?

2. Поймите другого - проявите эмпатию к собеседнику;

Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему.

3.  Сохранените достоинство. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. «Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!». Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? Стремитесь адекватно воспринимать и сознавать конфликт.

4.  Сделайте первый шаг к нормализации отношений. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.

Миролюбие — ваш союзник. Будьте готовы преодолеть свое самолюбие, признать свои ошибки, извиниться, если вы виноваты в какой-то доле. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас. Будьте гибкими.

Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

5.Прислушайтесь к мнению третьего,  авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, не эмоциональную сторону конфликта.

 

2.     Как вести себя  в предконфликтной и конфликтной ситуации.

Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые  обиды,  конфликты.

Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон.

Чаще задавать вопрос: «Правильно ли  я Вас понял (поняла)?», это  поможет избежать умственных барьеров.

Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.

Попробовать понять позицию оппонента "изнутри", поставив  себя на его место.

Исключить  обидные, унижающие достоинство личности слова,    неутешительные  эпитеты. Резкость вызывает резкость.

Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.

Быть готовым преодолеть самолюбие, амбиции, признать собственную неправоту в тех или других вопросах и позициях. В конфликте всегда виноваты обе стороны, но на примирение идет тот,  кто нравственнее, мудрее, сильнее духом.

 

Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)

О - открытость ума.

П - положительное отношение.

Р - рациональное мышление.

С - сотрудничество.

Т - терпимость к людям.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 11.12.2020

Дата обновления: 11.12.2020

Дата публикации: 09.12.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».