21.11.2020
Консультация для родителей
«Давай рисовать вместе»
Вспомните, какую радость
нам в детстве приносило рисование! Увы, повзрослев, мы забываем о ней.
Стремление к изобразительной деятельности свойственно всем детям уже с раннего
возраста. Рисование влияет на развитие ребенка, на формирование различных
сторон его личности; через рисунок он выражает свои чувства и переживания,
представления о том, кто он есть и кем стремится быть, свое миропонимание.
По наблюдению многих
авторов, ребенок и изобразительное искусство связаны друг с другом едиными
гармоничными взаимоотношениями, и, в известном смысле, все дети являются
художниками. Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Кроме
того, рисование действительно связано с радостью, поэтому заниматься рисованием
особенно рекомендуется тем детям, кто испытывает эмоциональное неблагополучие,
у кого есть какие-то душевные раны или неразрешенные внутренние конфликты.
Радость повышает уверенность в своих силах и формирует позитивное отношение к
жизни. Известно, что именно в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок
проявляет наибольший интерес к рисованию. К 10-11 годам подавляющее большинство
детей вступает в так называемый кризис детского изобразительного творчества.
Многие перестают рисовать. Вот почему так важно не упустить благодатный период
и использовать возможности изобразительного искусства для эмоциональной
поддержки и воспитания лучших качеств личности. Психологи и педагоги много
говорят о том, что ребенку, как воздух, нужна ласка и нежность родителей. Но
обнимать и без конца целовать своего мальчика или девочку - это еще не все.
Ребенку нужно постоянное общение. А язык искусства - это универсальный язык
общения, помогающий лучше понять друг друга, ощутить радость творчества и
поверить в себя. Поэтому рисуйте вместе с детьми, и вам будет легче найти общий
язык со своим чадом. Я уже слышу возражения: "Я не умею рисовать" или
"В последний раз я брала в руки кисточку в школе...". Все это -
проявления нашей внутренней неуверенности. Мы - профессионалы в своем деле,
знающие ответы на все детские вопросы, и вдруг - рисовать. Как раз в этот
момент срабатывает чувство: "А вдруг не получится? Как я буду выглядеть в
глазах своего ребенка?". Расслабьтесь! Такие опасения только до первого раза.
Представьте, что вы - пятилетний ребенок, и смело приступайте к рисованию!
Художественное творчество позволит вам отключиться от дневных забот, избавит от
плохого настроения, поможет сосредоточиться на другом и найти новые
плодотворные способы общения с ребенком. А мы предлагаем вам различные
упражнения и возможные темы занятий, которые, при необходимости, вы сможете
дополнить или видоизменить вместе с детьми. Например, чтобы повысить
самооценку, можно нарисовать «Самое-самое-самое...».
Предложите ребенку согнуть лист (формата A3) пополам. На внешней половине листа
пусть он нарисует любую дверь (каменную, деревянную, закрытую, открытую…) в
любое помещение (в пещеру, в дом, в замок, в подземелье, в сказку…). Ребенок
"открывает" дверь и на внутренней части листа рисует
"Самое-самое-самое...". У каждого свое. У кого-то это самое красивое,
у кого-то самое страшное или самое интересное, небывалое и т.д. Пусть сын (или
дочь) придумает свою историю о том, какое "самое-самое" скрывается за
нарисованной дверью. Важнее всего для вас будет рассказ ребенка о своем
рисунке. Задайте малышу разнообразные вопросы, по правилам игры принимается
абсолютно любой вопрос, и отвечающему нужно быстро сориентироваться и придумать
ответ. А самый захватывающий момент для ребенка - это, конечно, посмотреть на
ваш рисунок, услышать вашу историю о "самом-самом..." и затем самому
задать каверзные вопросы маме или папе. Вот это удовольствие! А вот другое
задание. Вырежьте из бумаги разнообразные фигуры: может быть, это будет круг,
квадрат или треугольник. На этих заготовках в любом месте нарисуйте некий
фрагмент, кусочек, намек на будущий рисунок. Предложите малышу внимательно, со
всех сторон, разглядеть начатый рисунок и увидеть в нем свой образ и дорисовать
его. После завершения работы, попытайтесь угадать, что или кто спрятался в
рисунке вашего чада. И только тогда, когда вы предложите все свои варианты,
довольный ребенок "сознается" и подробно опишет свой рисунок. Это
упражнение стимулирует воображение, творческую активность и может превратиться
в увлекательную игру, если вы пригласите поучаствовать в ней друзей вашего
ребенка. Дети наперебой будут предлагать свои варианты, всем непременно
захочется угадать, что спряталось в рисунке.
- Это цветок!
- Да нет же, это -
волшебный цветок или чудо-дерево!
- А мне кажется, это -
цветок, а в нем - добрая фея!
И не забудьте наградить
самого прозорливого участника игры аплодисментами.
Метод пиктограмм является хорошим упражнением на
развитие памяти с использованием изображений: ребята должны "записать"
предлагаемые вами слова и словосочетания в виде рисунков и затем, по истечении
определенного времени, правильно вспомнить их, "прочитав" свои
рисунки. Интересно, как дети нарисуют такие абстрактные понятия как
"Добро", "Зло", "Счастье", или как сумеют
изобразить эмоциональные состояния и чувства "Радость",
"Гнев", "Печаль". Попробуйте и вы изобразить эти понятия, а
потом сравните с рисунками малыша. К вам в гости пришли дети, или вы хотите
отметить день рождения вашего ребенка?
Тогда совместное рисование, безусловно,
украсит праздник и принесет незабываемую радость! Обычно создание общей картины
вызывает большое оживление. Темы заданий могут быть самыми разнообразными:
"Времена года", "Подводный мир", "Дом моей
мечты", "Наша школа", "Вселенная", "Энергия
добра" и др. Успешность подобной работы во многом зависит от общей
готовности участников к сотрудничеству и совместной деятельности, от вашей
способности обеспечить психологическую и физическую безопасность каждого
ребенка.
Практика показывает, что
творческой работе всего коллектива над общим заданием должен предшествовать
опыт совместной работы в паре, в четверке, в небольшой группе. Подготовленным
таким образом детям будет проще вступить в совместную деятельность со всем
коллективом группы.
Одна из возможных форм
совместной работы в паре строится следующим образом: дети по жребию выбирают
себе партнера. Жребий позволяет избежать пустых конфликтов, директивного
назначения родителей и в то же время дает опыт совместной деятельности вне
зависимости от личных симпатий. Жеребьевка всегда сопровождается тайной,
неожиданностью и доставляет ребятам удовольствие. После определения партнера
парам предлагался один на двоих лист бумаги (формата A3). Потом дается примерно
такая инструкция: "Ребята, вы будете рисовать вдвоем на одном листе на
свободную тему, главное условие при этом - абсолютный запрет на переговоры друг
с другом. Ваша задача - с помощью жестов, мимики, движения попытаться понять
друг друга".
Творческая работа в
парах к тому же предоставляет родителям удачную возможность понаблюдать, какие
методы и приемы дети используют в процессе коммуникации, как они чувствуют себя
в роли лидера и ведомого и т. д. После творческой работы проведите обсуждение,
в котором участвующая пара расскажет о своем рисунке и о своих ощущениях. В
процессе обсуждения можно задавать стимулирующие вопросы:
·
Как бы вы назвали свой рисунок?
·
Как вы рисовали: вместе или отдельно?
·
Вы довольны получившимся рисунком?
·
Как вам работалось вдвоем?
·
Всегда ли вы были довольны выбором партнера?
·
Как вам удавалось понять друг друга без
слов?
·
Кому первому приходила идея рисунка?
Работа, организованная
таким образом, и внимание взрослого к ощущениям каждого ребенка являются
полезным опытом совместной деятельности для детей. Еще одна известная форма
организации группового рисования - «Рисунок по кругу" - также не
предполагает предварительного планирования темы и содержания рисунка. Дети
рассаживаются вокруг стола по кругу и начинают рисовать на одном и том же
большом листе бумаги, передавая, его друг другу. В процессе рисования
договариваться о сюжете не разрешается. Затем начинается групповое обсуждение
готового результата, обмен мнениями о том, что же получилось в итоге, довольны
дети или нет созданным рисунком. Опыт подобной работы с семилетними и
восьмилетними детьми наглядно показал, как ревностно юные художники относятся к
своему рисунку, как они ценят его. В процессе рисования практически все ребята,
особенно первоклассники, внимательно наблюдают за продвижением своего рисунка и
его изменением под чужой рукой. Постарайтесь соответствующим образом настроить
малышей. Пусть каждый внесет в рисунок соседа только самое лучшее, подарит
другу самую добрую частичку своей души.
Художник, даже если это
ребенок, всегда ощущает связь со своими работами. Если он плохо относится к
своему рисунку, есть основания предполагать плохое отношение и к себе. Ничего
не бывает случайного в детском рисунке. При внимательном наблюдении и искреннем
желании понять ребенка можно заметить много сигналов и признаков, указывающих
на его эмоциональное состояние. Желаем вам успехов в совместном творчестве!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.11.2020
Дата обновления: 23.11.2020
Дата публикации: 21.11.2020