Жестокое обращение с детьми. Последствия.

05.11.2020

Жестокое обращение, насилие над детьми это одно из самых тяжелых преступлений и, к сожалению довольно распространенное, особенно в неблагополучных семьях, а также в детских домах.

По степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми.

Пренебрежение нуждами - когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т.п.). При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии.

Эмоциональное насилие - это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Например, родители могут внушать ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался; сюда же относятся угрозы самоубийства - с целью контроля над поведением ребенка или другого родителя; конфликты между замещающими и кровными родителями ребенка и т.д.

Физическое насилие - это чаще всего побои, затрещины и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Так же это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия – «опущения». В связи с этим дети могут рассматривать обязанности по дому в замещающей семье, как что-то унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».

Сексуальное насилие - любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.

Для детей последствиями насилия становятся травмы (эмоциональная всегда, но иногда еще и физическая), а также дурные навыки и негативные модели поведения. Душевные и телесные травмы необходимо врачевать (врачи и психологи), а дурные навыки – перевоспитывать. И то и другое требует времени, по мере формирования новой привязанности, поведение ребенка начинает меняться. Последствия могут проявиться в самый неожиданный момент, в ситуациях, которые чем-то напомнили травматический эпизод. Некоторые дети могут панически боятся того, что замещающие родители выпивают спиртные напитки или страшиться их интимной жизни. Необходимо помнить, что дети – жертвы, а не преступники и не «испорченные», хотя сами они в результате пережитого считают себя «испорченным товаром», а от взрослых ждут повторения того, что было раньше.

Эмоциональное состояние детей, переживших жестокое обращение, нестабильно. У них часто наблюдаются проблемы с активностью – гиперактивность - заторможенность, трудности сосредоточения - не концентрируют внимание; проблемы с интеллектуальной деятельностью из-за эмоциональных проблем (аффект тормозит интеллект).

Ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам со взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд безобидные действия, жесты или слова.

Для нормального роста и развития детям необходима крепкая и здоровая привязанность к родителям. Некоторым детям, особенно тем, у кого есть проблемы со здоровьем, задержки в развитии и т.п., привязаться к новым родителям может быть трудно.

Это означает, что необходимо уделять ребенку много своего времени, проявлять терпение, постепенно завоевывать его доверие. Вам необходимо настроиться на то, что потребуется долгое время работать в «режиме отдачи» ничего не ожидая и не получая взамен.Хочу такой сайт

Даже когда в целом последствия жестокого обращения будут преодолены, в случае стресса (тяжелая болезнь, сильный испуг, эмоциональное потрясение, потеря) возможно возвращение его прежнего поведения и страхов.

Ребенок может принимать на себя вину за все, что с ним произошло. Например, дети, перенесшие сексуальное насилие считают, что они «сами на него напросились». В таких случаях воспитателям важно понимать самим, и объяснять детям, что ответственен за случившиеся всегда только взрослый человек, который был инициатором насилия. Недопустимы любые высказывания, хоть в какой-то мере возлагающие часть ответственности на ребенка: «Что же ты позволил?», «Надо было убежать!».

Если насилие совершал человек, к которому у ребенка была или есть привязанность, особенно, если это была мать или отец, важно найти правильный способ выражать свое отношение к тому, что произошло. Нужно формулировать высказывания, не содержащие оценки самого человека, но однозначно плохо оценивающие факт насилия. Например, «Он не должен был так делать!», «Так никогда нельзя поступать с детьми!».

Хорошо, если дети начинают доверять взрослым, рассказывать им о пережитом, проговаривать свои страхи. Но не все дети готовы говорить о прошлом. В таких случаях важно не пытаться расспрашивать ребенка, а обратиться к специалистам служб – детским психологам, врачам.

 

Подготовил педагог – психолог

О.А. Васильева

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 05.11.2020

Дата обновления: 05.11.2020

Дата публикации: 05.11.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».