05.11.2020
Жестокое
обращение, насилие над детьми это одно из самых тяжелых преступлений и, к
сожалению довольно распространенное, особенно в неблагополучных семьях, а также
в детских домах.
По
степени тяжести выделяют 4 уровня насилия над детьми.
Пренебрежение нуждами - когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не
кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не
разговаривают, не следят за чистотой и т.п.). При этом необходимо отметить, что
от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой
агрессии.
Эмоциональное насилие - это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся
обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие
эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он
не виноват. Например, родители могут внушать ребенку, что его отдали в детский
дом за то, что он не слушался; сюда же относятся угрозы самоубийства - с целью
контроля над поведением ребенка или другого родителя; конфликты между
замещающими и кровными родителями ребенка и т.д.
Физическое насилие - это чаще всего побои, затрещины и различные телесные
повреждения от родителей, других взрослых или детей. Так же это могут быть не
опасные для жизни, но унизительные действия – «опущения». В связи с этим дети
могут рассматривать обязанности по дому в замещающей семье, как что-то
унизительное: «я вам не раб, я вам не шестерка».
Сексуальное насилие - любое сексуальное действие по отношению к ребенку:
прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих
действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального
характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам,
привлечение к проституции и др.
Для
детей последствиями насилия становятся травмы (эмоциональная всегда, но иногда
еще и физическая), а также дурные навыки и негативные модели поведения.
Душевные и телесные травмы необходимо врачевать (врачи и психологи), а дурные
навыки – перевоспитывать. И то и другое требует времени, по мере формирования
новой привязанности, поведение ребенка начинает меняться. Последствия могут
проявиться в самый неожиданный момент, в ситуациях, которые чем-то напомнили
травматический эпизод. Некоторые дети могут панически боятся того, что
замещающие родители выпивают спиртные напитки или страшиться их интимной жизни.
Необходимо помнить, что дети – жертвы, а не преступники и не «испорченные»,
хотя сами они в результате пережитого считают себя «испорченным товаром», а от
взрослых ждут повторения того, что было раньше.
Эмоциональное
состояние детей, переживших жестокое обращение, нестабильно. У них часто
наблюдаются проблемы с активностью – гиперактивность - заторможенность,
трудности сосредоточения - не концентрируют внимание; проблемы с
интеллектуальной деятельностью из-за эмоциональных проблем (аффект тормозит
интеллект).
Ребенок,
переживший насилие настороженно относится к любым контактам со взрослыми. Он
старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд
безобидные действия, жесты или слова.
Для
нормального роста и развития детям необходима крепкая и здоровая привязанность к родителям. Некоторым
детям, особенно тем, у кого есть проблемы со здоровьем, задержки в развитии и
т.п., привязаться к новым родителям может быть трудно.
Это
означает, что необходимо уделять ребенку много своего времени, проявлять
терпение, постепенно завоевывать его доверие. Вам необходимо настроиться на то,
что потребуется долгое время работать в «режиме отдачи» ничего не ожидая и не
получая взамен.
Даже
когда в целом последствия жестокого обращения будут преодолены, в случае
стресса (тяжелая болезнь, сильный испуг, эмоциональное потрясение, потеря)
возможно возвращение его прежнего поведения и страхов.
Ребенок
может принимать на себя вину за все, что с ним произошло. Например, дети,
перенесшие сексуальное насилие считают, что они «сами на него напросились». В
таких случаях воспитателям важно понимать самим, и объяснять детям, что
ответственен за случившиеся всегда только взрослый человек, который был
инициатором насилия. Недопустимы любые высказывания, хоть в какой-то мере
возлагающие часть ответственности на ребенка: «Что же ты позволил?», «Надо было
убежать!».
Если
насилие совершал человек, к которому у ребенка была или есть привязанность,
особенно, если это была мать или отец, важно найти правильный способ выражать
свое отношение к тому, что произошло. Нужно формулировать высказывания, не
содержащие оценки самого человека, но однозначно плохо оценивающие факт
насилия. Например, «Он не должен был так делать!», «Так никогда нельзя
поступать с детьми!».
Хорошо,
если дети начинают доверять взрослым, рассказывать им о пережитом,
проговаривать свои страхи. Но не все дети готовы говорить о прошлом. В таких
случаях важно не пытаться расспрашивать ребенка, а обратиться к специалистам
служб – детским психологам, врачам.
Подготовил
педагог – психолог
О.А. Васильева
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 05.11.2020
Дата обновления: 05.11.2020
Дата публикации: 05.11.2020