УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

01.01.2017

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

Признаваясоциализациювкачествеоднойиз задачобразования,важнововремяивсестороннесориентироватьребенкавсовременной социокультурнойсреде,вдуховномикультурномнаследии.

Сцельюрешенияуказаннойзадачигруппойпедагоговиученыхболеедесятилеттомуназад началсоздаватьсяучебныйкурс«Истоки»,которыйнынеуспешноразвиваетсявроссийском образовательномпространстве.Оннаправлен наразвитие,преждевсего,внутреннего,то естьдуховногомира,иноситценностно-ориентированныйхарактер.«Истоки»направлены нато,чтобышкольникпопыталсяосознатьсебя деятельнымсубъектомсохраненияиприумножениядуховного,нравственногоисоциокультурногоопытаОтечества.

Учебный курс реализуется в рамках программы «Социокультурные истоки». Авторы программы убеждены в том, что Россия стремительно приближается к тому времени, когда приоритетным для нашего образования будет нравственно-духовное направление.

Основными направлениями данной программы являются:

1.Реализация концепции социокультурного системного подхода к истокам в образовании, направленного на развитие личности ребенка и становление в нем, прежде всего, нравственно-духовного стержня, на укрепление семьи, на развитие системы духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, на применение методик и педагогических технологий, устраняющих разрыв между обучением и воспитанием.

2.Введение учебного курса «Истоки», призванного ввести в содержание современного образования систему новых категорий и понятий духовно-нравственного и социокультурного характера, а также направленного на формирование чувства благодарной любви, прочной укорененности и привязанности к Отечеству, к родной земле, ее святыням, культуре, прошлому, настоящему и будущему.

Учебный курс «Истоки», разработанный и апробированный в течение двенадцати лет в учреждениях дошкольного образования, начальной и основной школы до 8-го класса основной школы включительно (в настоящее время разрабатывается комплект материалов для 9—11-х классов), реализуется в 52 регионах Российской Федерации.

3. Реализация программы «Воспитание на социокуль-
турном опыте», позволяющей шаг за шагом прийти к возрождению первоначального контекста ценностей Истоков, а также способствующей становлению целостной системы обучения и воспитания, объединяя усилия Семьи и Школы и сохраняя при этом индивидуальный опыт и программы развития каждого образовательного учреждения.

Программа «Воспитание на социокультурном опыте» разработана и апробирована для дошкольного образования, начальной и основной школы, предназначена для внеурочной и внеклассной работы.

4.Утверждение в педагогическом процессе активных форм обучения и воспитания, педагогических технологий, доказавших в течение многих лет свою эффективность и направленных на развитие ресурсов личности ученика, учителя и родителей, на формирование мотивации к социокультурному обновлению и духовному возрождению Малой Родины, региона и всего Отечества.

5.Внедрение комплекса программ дополнительного образования и досуговой деятельности для детей, подростков и юношества, реализуемых через детско-юношеские духовно-просветительские центры и центры духовно-нравственной культуры.

6.Разработка и внедрение социальных проектов, направленных на консолидацию усилий Школы, Семьи, Церкви, общественности, государственных и общественных институтов в деле духовно-нравственного оздоровления малых социумов (поселения, района, городскою микрорайона).

7.Реализация издательской программы, итогом которой является создание целостного педагогического инструментария во всех звеньях образования по Истоковедению.

Задача учебного курса «Истоки» — дать представление о самом важном в жизни человека и на основе активных форм обучения последовательно развивать духовно-нравственные ценности школьников.

Задача программы «Воспитание на социокультурном опыте» — помочь учащимся соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, другими словами, выбрать то, что они считают самым важным для своей семьи и для себя в определенном программой контексте и запечатлеть свои жизненные ориентиры, переживания, опыт на страницах Первой книги.

Развитие стержневой основы имеет три уровня.

Первый уровень. В дошкольном образовании вводится пропедевтика «Истоков».

В период дошкольного детства начинается формирование духовно-нравственной основы личности, ребенок присоединяется к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Второй уровень. В контексте Истоковедения в начальной школе вводится новый учебный курс «Истоки» и реализуется программа «Воспитание на социокультурном опыте», призванные приобщить детей к вечным истинам через самые простые понятия — имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда, терпение, любовь, раскаяние, истина и т.д.

В программе учебного курса «Истоки» задумано удивительное — научить детей открывать глубокий смысл в самом простом и очевидном. Речь идет о том, чтобы уже семилетний человек сумел увидеть, почувствовать и осознать свою укорененность в этой земле, ее кровное родство. В детское сознание закладывается не взгляд потребителя, а позиция СО-трудничества с Землей-матушкой, с другими людьми. Мало того — учитель помогает прочитать КОД родной культуры: осознать, какие чувства и образы пробуждают в русском человеке лес, река, нива и поле и т.п. Одним словом, идет терпеливая педагогическая работа по присоединению к многовековой национальной традиции прочтения как видимой, так и скрытой (метафорической) основы окружающего мира.

Мир ценностей внутреннего мира человека раскрывается через весьма емкую и в то же время доступную для возраста детей формулу: Вера, Надежда, Любовь и София. О ее сути красноречиво свидетельствует хотя бы тот мир категорий, в котором целый учебный год находятся третьеклассники: вера, верность, правда, честь, надежда согласие, терпение, послушание, любовь, милосердие, доброта, ум, разум, истина, мудрость, премудрость.

Вряд ли в какой-либо из действующих ныне программ начальной школы есть такая концентрация и такая логика духовно-нравственных категорий. Отметим в связи с этим, что введение этой системы категорий волей-неволей призывает учителя задуматься над традиционным толкованием духовно-нравственных ценностей.

В общеобразовательной школе учебный курс «Истоки» включается в учебный план с 1-го по 11-й классы в качестве самостоятельной дисциплины.

«Истоки» — интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В центре его — феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.

Главная цель курса - освоение школьником системы ведущих ценностных ориентации, свойственных отечественному образу жизни, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры. Он направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения социокультурного опыта.

Методологической основой учебного курса является социокультурный системный подход к истокам в образовании, что позволяет:

объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;

обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и учащегося;

развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы;

использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;

развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения.

Важно и то, что социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников педагогического процесса, вырабатывает «социальный иммунитет», позволяющий защитить ребенка, подростка от негативных воздействий внешней среды.

Социокультурный подход позволяет образование дошкольников, школьников и студентов рассматривать как единую систему, как комплексную проблему, затрагивающую методологические, психологические, внутрипред-метные и другие аспекты.

Ключевым элементом социокультурного системного подхода являются активные формы обучения. Суть активных форм обучения состоит в организации учебного процесса таким образом, что практически все учащиеся, независимо от ведущего типа восприятия, оказываются включенными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала предполагает, что каждый вносит в него свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокий уровень сотрудничества.

Задача духовно-нравственного развития, освоения социокультурных категорий и ценностей не может быть решена путем транслирования содержания учащимся. Для того чтобы знания о нравственности стали действенными, необходимо создать условия для их прочувствованного восприятия.

В основе преподавания учебного курса «Истоки» и реализации программы «Воспитание на социокультурном опыте» лежит идея активного воспитания — одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения и воспитания.

Главными целями при реализации системы активных форм являются развитие у учащихся духовно-нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, обеспечивающего достижение значимых для индивидуума и группы результатов.Хочу такой сайт

В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:

содержательный — освоение социокультурных и духовно-нравственных категорий учебного курса «Истоки»;

коммуникативный — развитие способности эффективного общения;

управленческий — развитие управленческих способностей;

психологический — формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.

Содержание программы

для общеобразовательной школы

В начальной школе (1—4-й классы) учащиеся получают первое представление о жизненно важных категориях для человека и развивают систему духовно-нравственных ценностей внешнего (социокультурного) и внутреннего (духовного) мира.

В 1-м классе дети приходят к пониманию таких важнейших категорий отечественной культуры, как Слово, Образ и Книга.

Во 2-м классе раскрывается смысл ценностей внешнего мира: как микросоциума, в котором живет и развивается ребенок (Родной очаг, Родные просторы), так и духовно-нравственного смысла деятельностного аспекта окружающей среды (Труд земной, Труд души).

В 3-м классе акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, София).

В 4-м классе учащиеся знакомятся с истоками традиций в нашей культуре (Традиции Слова, Образа, дела и праздника) как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

Таким образом, в начальной школе завершается первый концентр ознакомления с учебным курсом «Истоки».

В основной школе открывается новый, второй концентр в познании социокультурных истоков: учащиеся приобщаются к тем устойчивым идеалам, формам и нормам социокультурной практики, которые веками придавали российской цивилизации стабильность, преемственность, уникальность и самобытность, к главным категориям жизни Отечества.

В 5 классе эта задача решается посредством цикла «Память и мудрость Отечества», в рамках которого идет знакомство с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни, в каждом из которых «прочитывается» тот или иной основополагающий идеал (лад, мерность, преображение, соборность, согласие, дер-жавностьят.п.).

В 6-м классе («Слово и образ Отечества») учащиеся уясняют «код» пространства (края и земли, рубежи и пределы, образы территорий, памятные и приметные места и т.п.) и «ритмы» времени (календарные системы, годичный и жизненный циклы, духовное и метафорическое прочтение времени) как важнейшие цивилизационные ценности, учатся видеть диалектику священного и мирского, религиозного и светского.

В 7-м классе («Истоки дела и подвига») учащиеся осознают истоки мастерства и предназначение дела (земледелие, ремесло, ратное дело, священство), а также смысл подвига в его традиционном прочтении.

В 8-м классе («Истоки творчества») учащиеся осваивают важнейшие проявления творческой деятельности человека и ее плоды. Учатся прочитывать язык знака — символа — образа в отечественной культуре и искусстве.

В 9-м классе («В поисках истины») представлены различные пути восхождения к истине, которыми веками шел человек в нашем Отечестве.

В 10-м классе («Служение Отечеству») учащиеся осмысливают значение служения Отечеству в многовековой истории России, определяют собственное воззрение на служение Отечеству.

В 11-м классе («Отечественные традиции») учащиеся приобщаются к традициям мастерства, семейным и отечественным традициям.

Таким образом, в средней и старшей ступенях школы завершается второй концентр изучения учебного курса «Истоки».

Программа «Воспитание на социокультурном опыте» реализуется во взаимосвязи с учебным курсом «Истоки», обеспечивая взаимодействие Школы и Семьи в вопросах воспитания.

Третий уровень. В начальном профессиональном образовании {«Истоки мастерства») развивается профессиональное достоинство будущих представителей рабочих профессий, уверенность в престижности и высокой миссии любой из них.

Программа «Истоки» основывается на ряде фундаментальных наук. Это очень важно понимать, особенно при первичном знакомстве с программой и предметом. «Истоки» — это не творческая импровизация авторского коллектива, а учебно-дидактическая адаптация к школьному образовательному процессу важнейших фундаментальных наук о культуре и человеке, наук, которые почти не представлены, к сожалению, в современном образовании.

Все категории культуры мы условно объединили в несколько групп. Например, значительную часть программы «Истоки» составляют универсалии духовного мира. – Первая группа. Их не так уж и много, этих вечных духовных ценностей: Бог, истина, святость, грех, любовь и др. Говорим мы с детьми и о вере, как о важнейшей духовной ценности. В любой культуре во все времена вера есть важнейшая ценность бытия. Человек без веры - «отпетый» человек, так говорили наши предки, духовно мертвый. И здесь не важно, о какой вере мы говорим: о религиозной вере или о вере в идеалы, правду, совесть. Главное, чтобы эта вера была и ребенок понимал, что без веры его жизнь будет неполной.

Вторая группа - универсалии нравственности и красоты. Нам важно показать, что есть не только внешняя, броская, рекламно-голливудская красота, а есть еще и красота внутренняя, теплая, к которой и тянется человек: почитание родителей, родной очаг, любовь к ближнему, праздник, терпение, раскаяние, сострадание и т.д.

Третья группа - универсалии деятельности. Дети размышляют о таких великих человеческих ценностях, как труд, служение, творчество, мастерство, талант и т.п. Начинают осознавать, что скрытый духовно-нравственный потенциал деятельности составляют труд праведный, служение верное, сила воли и высота помыслов.

Четвертая группа — это универсалии социума, которые всегда помогают консолидации общества, — семья, род, праведный суд, праведная власть, отеческая забота, то, к чему всегда тянулись в российском обществе.

Эти универсалии составляют предметное содержание «Истоков». Тексты учебников не носят строго нормативного значения. Они дают лишь вектор, путь для размышления. Все это может восприниматься по-разному, с учетом местных традиций, культурных особенностей и других обстоятельств.

Универсалии представлены на различных уровнях. Мы понимаем, что имеем дело с детьми разного возраста и социокультурного опыта. Приведем пример обращения к таким универсалиям, как «семья», «род». Сначала они представлены на уровне одного человека: что значит для тебя семья, род... Ребенок подрастает, и эти категории рассматриваются на уровне микросоциума: а что значит семья для села, для города. Затем выходим к размышлениям на уровнях Отечества и цивилизации: что значит семья для Отечества, для цивилизации. Эти четыре уровня—от индивидуального до цивилизационного восприятия - представлены в «Истоках» по мере развития учебного и образовательного материала.

В Вологодской и Костромской областях курс «Истоки» включен в базисный учебный план Департаментов образования. Такой вариант представляется наиболее предпочтительным, поскольку именно он обеспечивает системность работы. Для нас в свое время это было судьбоносное решение, оно укрепило наши позиции и привело к большему пониманию со стороны педагогов и руководителей образовательных учреждений, родителей.

«Истоки» могут быть интегрированы в другие предметные области: филологию, естествознание, технологию. И у нас есть опыт такой интеграции. Есть еще один вариант: отдельные материалы «Истоков» могут расширять базовое содержание общего образования. «Истоки» могут быть представлены и в качестве курсов дополнительного образования.

В процессе многолетней практической реализации программы создан учебно-методический комплекс «Социокультурные истоки», включающий в себя концепцию, программное обеспечение, учебные пособия с 1 -го по 8-й классы, методические разработки, педагогические технологии, разного рода комментарии, необходимую нормативную базу, то есть подготовлен уникальный, не имеющий аналога инструментарий. Разработана система подготовки и консультирования руководителей учебных организаций, воспитателей дошкольного образования, преподавателей начальной и основной школы, начального профессионального образования, библиотекарей; продуман и апробирован системный вариант организационного развития на региональном и муниципальном уровнях, а также на уровне отдельных учебных организаций.

Кузьмин И.А. Учебно-методический комплекс «Истоки». // Воскресная газета «Покров». М:. Издательский дом «Про-Пресс» №9. с.36.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.11.2018

Дата обновления: 26.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».